Диагностика мотивации
Содержание статьи
-
1 Мотивация деятельности аккумулирует в себе вопросы:
-
1.1 Психологическое определение мотивации приводит к существенному расхождению взглядов.
- 1.1.1 На психофизиологическом уровне анализа мотивация определяется
- 1.1.2 На психологическом уровне теоретического анализа категории мотивации
-
1.1.3 На социально-психологическом уровне доминирующее научное внимание устремлено на субъект взаимодействия.
- 1.1.3.1 Слово «мотивация» употребляется в современной психологии
- 1.1.3.2 Мотивация представлена в психологии в виде системы иерархически структурированных
- 1.1.3.3 Система мотивов характеризуется широтой, гибкостью и иерархией.
- 1.1.3.4 Мотивационная сфера может включать в свою структуру осознанные и неосознанные мотивы.
- 1.1.3.5 Ещё одна категория мотивационного ряда – это установка
- 1.2 Похожие статьи:
-
1.1 Психологическое определение мотивации приводит к существенному расхождению взглядов.
Мотивация деятельности аккумулирует в себе вопросы:
«Почему?», «Для чего?», «Зачем?» осуществляется данная деятельность, распадаясь на побуждения и целеполагания поведения индивида. Психодиагностика пытается ответить на вопросы: «Что такое мотив и мотивация?», «Какова их структура?», «Как оценить мотивацию?». Педагогическая психология ищет пути и средства оптимального формирования мотива человека.
В научной литературе, посвященной анализу деятельности, особое место занимает разработка проблем мотивации. Этот аспект психологической теории деятельности признается наименее разработанным и считается наиболее важным и трудным.
Не взирая на многообразие теоретических схем и подходов к анализу проблемы мотива и мотивации, различие оснований и методов исследования этого феномена, они определяются как побуждение субъекта к определенному поведению или деятельности. Такое широкое понимание зафиксировано в энциклопедическом словаре И.Е.Андреевского (1897), Толковом словаре В.Даля, в трудах Х.Инглиша (1934), П.М.Якобсона (1965), К.Мадсена (1973), Т.А.Бадоева (1979) и др.
Психологическое определение мотивации приводит к существенному расхождению взглядов.
Эти подходы удобнее представить в виде некоторой гипотетической схемы, где по вертикали «прочерчены» составные части деятельностного процесса: объект, субъект и связь как субъект-объектное взаимодействие, а по горизонтали — уровни теоретического анализа мотива (мотивации) (социально-психологический, психологический или психофизиологический). Из этой матрицы видно, какой именно анализ осуществляет исследователь и какой теоретической позицией он руководствуется, то есть, делает акцент на субъекте, объекте или процессе взаимодействия.
На психофизиологическом уровне анализа мотивация определяется
как результат отражения потребностей организма (Обуховский К.,1972).
Мотив может быть нейронным процессом возбуждения структур мозга и погашения этого очага посредством реакции организма. Д.Хебб, один из видных представителей этого направления, писал, что поведение является результатом деятельности клеточных ансамблей в мозгу, которые постепенно складываются под воздействием определенной стимуляции. Они формируют замкнутые системы, влияют на другие клеточные ансамбли и образуют фазовые последовательности, управляющие поведением человека, являясь физиологическим конструктом, активацией, которые открывает путь информационному потоку. Примерно такого же мнения придерживаются К.Лешли, Э.Стеллар, Дж.Олдс, Д.Рач, К.Прибрам и др.
Определение мотивации как «физиологического отправления организма» близко У.Кеннону, который указывает, что за каждым жизненным отправлением стоят производящие его естественные факторы организма. Еще раньше И.П.Павлов писал, что «рефлекс цели» формируется на базе основных влечений организма, таких как голод и т.п. Именно эти влечения являются первым толчком для целенаправленной деятельности. Этот взгляд на сущность мотивации деятельности поддерживают С.Карлсон, Д.Берлайн, У.Мейер, К.Рихтер и др.
Мотивация как энергетический потенциал или физиологическая переменная организма рассматривается в рамках энергофизиологического подхода Н.Тинбергеном, К.Лоренцем, Е.Даффи, Дж.Брауном и др. У Мак-Дауголла мотивация это – инстинкт, а у З.Фрейда – влечение.
На позициях векторно-физиологического подхода стоят У.Джемс, Дж.Дьюи, Е.Клапаред, и др. Физиологическая направленность человека является основным тезисом этого подхода, проявляющийся в определении мотивации как «выражения целенаправленно действующих инстинктивных побуждений и интересов».
Представление мотива в виде стимула можно найти в работах Б.Скинне-ра, Дж.Брауна, К.Спенса, В.Эстеса и др. Мотивация существует в виде определенной направляющей (вектора) деятельности человека, порожденной системой внутренних и внешних мотивов.
Взаимодействие субъекта и объекта в «психологической теории учения» предполагает анализ мотивационных переменных в виде процесса ликвидации дисгармонии между полученной познавательной информацией и сложившимися психическими образованиями, которые зафиксированы в мозге (J.Piage, 1946).
В книге Ф.Б.Березина изложена теоретическая позиция понимания мотивации как фактора физиологической адаптации человека к условиям внешней среды и в рамках гомеостатической интерпретации (Анохин П.К., 1957), которые сводят мотив к определенной физиологической переменной организма, направленной на ликвидацию нарушения равновесия с окружающей средой.
Таким образом, на психофизиологическом уровне теоретического анализа проблемы мотивации в центр изучения ставится организм человека, который побуждает, направляет деятельность субъекта самостоятельно, автономно под воздействием внутренней стимуляции (нейрофункциональный, организмический, энергофизиологический, векторно-физиологический подходы) или в соответствии с условиями внешней среды (адаптационный и гомеостатический подходы).
На психологическом уровне теоретического анализа категории мотивации
значительная группа исследователей является сторонниками личностного подхода и в центр определения мотивации ставят «личность». Другие – «объект деятельности» (объектный подход). И, наконец, третьи — сам «процесс взаимодействия» (процессуальный подход).
В рамках личностного подхода под мотивом видится стремление к определенному эмоциональному состоянию. У В.С.Мерлина(1971) термин «мотив» употребляется в значении «условия, характеризующего какого-либо узкого, частного и изменчивого отношения человека к определенным предметам и явлениям внешнего мира». А В.Штерн(1935) и Г.Оллпорт(1937) представляют мотив как свойство или черту личности.
Ф.Салли (1884), И.Девей (1886), Н.Миллер (1948), Дж.Доллард (1950) и др. определяют мотив (мотивацию) как потребность в определенном виде деятельности и как направленность личности.
Б.Вайнер (1972) представляет мотив в виде познавательного интереса, определяя ему центральное место в «теории учения». В.И.Селиванов предполагает, что мотив является связующим звеном между познавательной и волевой сферами личности. Дж.Браун и др. отводят мотиву роль «опыта» в виде знаний, умений, навыков субъекта.
C.Hull, A.Maslow и K.Bernar, акцентируя внимание связи субъекта и объекта взаимодействия, трактуют мотивацию как состояние или потребность в поддержании гомеостатического равновесия человека со средой. Отчасти близка к этому пониманию позиция К.Левина (1936) и др., рассматривающих мотив в виде связующей силы.
В рамках объектной интерпретации мотив определяется как фактор внешней среды или внешний стимул. Здесь в качестве мотивации рассматривается содержание, цель, ситуация, структура, организация, способ и модель деятельности.
Особо следует подчеркнуть определение мотива как объекта или как предмета деятельности. Объект деятельности становится «истинным ее мотивом». Об этом можно прочесть у Л.С.Выготского и представителей его школы. В частности, А.Н.Леонтьев в «Проблемах развития психики» отмечает, что потребность как предпосылка деятельности «не может определить конкретную направленность деятельности». Потребность получает свою определенность только в предмете деятельности: она должна как бы найти себя в нем. Поскольку потребность находит в предмете свою определенность (опредмечивается в нем), данный предмет становится мотивом деятельности, тем, что побуждает ее. Значит, сам мотив не есть «переживание потребности», а является «объективным», то есть, предметом деятельности. Осознание мотива — это явление вторичное. Оно осуществляется на уровне личности и субъективно оформляется в виде переживания, желания и хотения. Мотивы открываются сознанию только объективно путем анализа деятельности, ее динамики.
На социально-психологическом уровне доминирующее научное внимание устремлено на субъект взаимодействия.
Мотив трактуется как позиция человека, его ответственность, полезность для общества (группы) и самоутверждение. Здесь мотивация – это процесс оптимизации отношений в группе. А Л.Фестингер(1964) выводит мотив из соотношения поступающей информации и позиции человека.
Таким образом, краткий анализ представленности категории мотивации в систематизированной картине психологических теорий можно свести в условную схему взглядов, показанную на таблице.
Личностный подход (акцент — на субъекте деятельности) |
Процессуальный подход (акцент — на процессе взаимодействия) |
Объектный подход (акцент – на объекте) |
Психофизиологический уровень: -потребностные отправления организма -нейронный процесс -физиологический, энергетический потенциал -физиологическая целенаправленность -отражение потребностей организма |
Психофизиологический уровень: -совокупность внешних и внутренних стимулов -дисгармония между процессом познания и структурами центральной нервной системы -адаптационный фактор организма -ликвидация разбаланса функциональных систем организма |
|
Психологический уровень: -стремление к определенному эмоциональному состоянию -условие отношения человека к предметам явлениям -свойство личности -потребность в определенном виде деятельности -познавательный процесс(интерес) -связь между познавательной и волевой сферами личности -«опыт»: знания, умения, навыки человека |
Психологический уровень: -потребность в гомеостатическом равновесии со средой -воздействие ситуации или среды на личность -процесс познания окружающей действительности |
Психологический уровень: -совокупность факторов внешней среды -внешний стимул -содержание деятельности -результат деятельности -ситуация -организация, способ, модель деятельности -процесс деятельности -предмет, объект деятельности
|
Социальный уровень: -позиция личности -ответственность человека -полезность руководителя для группы -самоутверждение |
Социальный уровень: -оптимизация отношений в группе -внешняя познавательная информация и позиция человека |
Таблица. Гипотетическая схематизация концепций мотивации в психологии.
В ходе анализа мотивационных переменных деятельности человека необходимо не только их адекватно определить, но и по возможности выявить и измерить.
Что понимается в психологии под термином мотив и понятием мотивация? Как они различаются? Каково их содержательное наполнение?
Слово «мотивация» употребляется в современной психологии
по крайней мере, в двух смыслах. Во-первых, как стимуляция поведенческой активности субъекта в форме мотивирования деятельности, что относится к педагогической сфере. И во-вторых, как система факторов, детерминирующих поведение индивида, то есть, является предметом психологического анализа. На нём мы и сосредоточим наше внимание.
Мотивация представлена в психологии в виде системы иерархически структурированных
неоднородных мотивов деятельности человека и определяется путем выявления их содержания. Она зависит от процесса функционирования человека в мире объективно или идеально существующих предметов в виде субъект-объектной связи.
Система мотивов характеризуется широтой, гибкостью и иерархией.
Под широтой понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – мотивов, потребностей, целей, значений и т.д. Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивации более высокого уровня может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей низкого уровня. И чем их больше, тем мотивационная структура более гибкая. Иерархия мотивационной сферы отражает частоту и силу проявления мотивов. Сильные мотивы, занимающие более высокую ступень, проявляются чаще как побудительные причины действий.
Мотивационная сфера может включать в свою структуру осознанные и неосознанные мотивы.
К неосознаваемым мотивам чаще относят состояния нужды в чём-либо. В.В.Давыдов в своих трудах неоднократно отмечал, что «без понимания того, что такое нужда, органическая или духовная, и как она превращается в потребность, ничего о деятельности сказать нельзя».
К сфере бессознательного могут относиться и потребности человека. Потребность по С.Л.Рубинштейну – это испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его, в которой проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.
Ещё одна категория мотивационного ряда – это установка
в которой готовность к целесообразному поведению происходит также в бессознательных слоях психики. «Возникновению сознательных психических процессов, — пишет Д.Н.Узнадзе, — предшествует состояние, которое ни в какой степени нельзя считать не психическим, а только физиологическим состоянием. Это состояние мы называем установкой, готовностью к определённой активности».
Сознательность побуждений исходит из формирования предметного действия, когда потребность объективизируется, становится актуальной и планируемой. В этом смысле к сфере сознательного оформления детерминации поведения человека в психологии относятся мотивы, склонности, интересы, ценности, цели, смыслы, направленность и другие категории.
Таким образом, мотивация представляет собой форму существования мотивов. Причём актуальную форму, которая фактически детерминирует реальную деятельность и поведение индивида.
Продолжение — Мотивационные переменные (индикаторы).