https://electroinfo.net

Психофизиологическая сущность мотивации, эмоций и сознания

Психофизиологическая сущность мотивации, эмоций и сознания.

Содержание статьи

Приспособительные реакции живых организмов можно разделить на две формы

  • инстинктивные
  • адаптивные

Обе формы приспособительной деятельности имеют общую образующую.

Такой общей образующей является мотивация как основа целенаправленной деятельности по удовлетворению потребностей живых организмов.

Проблема сущности мотивации развивалась и решалась в психологии по особому руслу из-за отсутствия конкретных физиологических исследований.

В большинстве концептуальных разработок явление мотивации носило описательный характер.

Так происходило потому, что не был выявлен явный стимул, который бы вызывал мотивацию.

Термин «мотивация» долгое время входил в терминологический словарь только психологов

По мере развития исследовательской базы и накопления фактологического материала сформировались ряд устойчивых представалений, концепций сущности мотивации.

Энергетические концепции, связанные с внутриорганизменными или средовыми факторами (М.Доугалл, Фрейд, Лоренс, Вудворд).

К таковым можно отнести физиологические теории мотивации:

  • перифирическую (мотивация результат деятельности различных периферических органов);
  • центральную (мотивация результат сенсорных и гуморальных побуждений определенных центральных нервных центров).

Этой темы касались ряд теорий в других областях знания, например, психологии и философии.

Рационалистическая теория мотивации в философии, где человек рассматривается как продукт действия разума.

Так, утверждается, что человек ест (питается) только по причине подсказки разума о необходимости приема пищи.

Теория «разумного эгоизма» в психологии требует от человека

только способности отличать хороший результат от плохого. Ранний бихевиоризм решал проблему мотивации через научение.

Не менее оригинальной была трактовка мотивации в теории инстинктов.

Термин мотивация здесь изначально активно не употреблялся и обозначал то, что вызывает движение.

Преимущество отдавалось термину «инстинкт», что связывалось с явлением внутреннего побуждения.

Причем, такое «внутреннее побуждение» (мотивация) ставилось в прямую и двухстороннюю зависимость от эмоций.

Одним из первых кто внес неоценимый вклад в научную трактовку проблемы мотивации и систематизировал различные рассуждения в этой области был И.М.Сеченов. Он ввел категории: «влечения», «желания» и «потребности».

К этим категориям он отнес: голод, жажду, половое влечение, страх.

Логика рассуждений И.М.Сеченова была весьма проста

потребности порождают хотения, а хотения ведут к действию. Хотения становятся мотивом или целью, а движение — действием или средством достижения цели.

Без хотения как мотива, движение является полной бессмыслицей.

По сути дела признавалась особая форма целенаправленной деятельности, т.н. форма «психических рефлексов с усиленным концом» или «страстных рефлексов».

И.П Павлов выделял такие потребности как

  • голод,
  • жажду,
  • страх,
  • половое чувство,
  • мочеиспускание,
  • дефекацию,
  • а также
  • стремление к воздуху,
  • поддержанию температуры,
  • к отдыху,
  • ко сну,
  • к активности,
  • кашель и чихание.

Он не только показал значение этих влечений, но и связал их с возникновением «рефлекса цели», который является по его мнению важнейшим фактором жизни только людей.

«Рефлекс цели» понимался им как стремление к обладанию объектом и он формируется на основе влечений.

Эти идее были высказаны И.П. Павловым на III-м съезде по экспериментальной педагогике в Петрограде в 1916.

Психофизиологическая концепция мотивации основывается на том

что нормальный уровень обмена веществ и энергии поддерживается только при определенном содержании в организме ряда продуктов жизнедеятельности и при их постоянном потреблении, накоплении и разрушении, а также выделении из организма.

Природа наделила человека, вообще животный мир удивительным механизмом саморегуляции для поддержания концентрации данных веществ во внутренней среде. Таким образом, если концентрация каких либо веществ в организме не соответствует норме, т.е. наблюдается процесс колебаний или гомеокинез, начинается компенсация путем периодического потребления из внешней среды недостающего количества питательных веществ.

Такое состояние получило название первичных физиологических потребностей.

В том случае, когда отклонение от нормы становится слишком значительным и не поддается коррекции на вегетативном уровне, вступает в действие более высокий уровень регуляции.

Именно этот более высокий уровень регуляции, считается сегодня в психологии мотивацией.

Поэтому, потребность рассматривается в широком смысле слова, как специфическая сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития, как источник активности живых систем в окружающем мире.

Высшие мотивационные образования тесно связаны со своим низшим физиологическим аналогом.

Восприятие потребностей на высшем уровне может происходить т двумя путями: нервным и гуморальным.

Нервная сигнализация адресуется в специальные подкорковые отделы мозга

и прежде всего в структуры промежуточного мозга и в частности в ядра таламуса и гипоталамуса.

Возбуждение этих центров и формирует состояние мотивации.

Гуморальные информациолнные потоки, связанные с мотиваций проводятся через кровь со значительным снижением концентрации глюкозы, снижение внеклеточного содержания воды в тканях, уровеня половых гормонов в крови и т.п.

Интересный опыт в этом отношении проведен на двух парах девочек, сросшихся близнецах сакропагах (общая система кровообращения, но верхняя часть пищеварительного тракта и центральные нервные системы были раздельные).

Оказалось, что кормление одной из девочек, а значит и равномерное распределение питательных веществ в кровеносной системе обоих близнецов, никогда не приводило к насыщению второй девочки.

Тем самым доказано, что гуморальные факторы сами по себе не могут быть первопричиной возникновения биологической мотивации.

Предполагается, что возникновение мотивации и удовлетворение потребности связано с определенной системной работы организма, в основе которой находятся как гуморальные так и нервные механизмы.

Гипоталамическая теория мотивации

В гипоталамусе обнаружены специализированные нервные клетки, центральные рецепторы, которые реагируют на изменение содержание определенных химических веществ в организме.

Например, в латеральных ядрах гипоталамуса обнаружены осморецепторы, реагирующие на изменение химического состава крови или рецепторы, которые дают информацию об изменении водно-солевого баланса и т.п.

Считается, что в лотеральном гипоталамусе находятся центры питания, а в медиальном гипоталамусе — центры насыщения.

Кроме того, гипоталамические образования имеют тесные функциональные связи с ретикулярной формацией ствола мозга, лимбическими образованиями, а также с корой головного мозга.

Главная же особенность гипоталамических центров заключается в том, что они не только воспринимают внутренние изменения , но и трансформируют их в специальный нервный процесс, который завершает формированием поведения.

Исследователи не отрицают, что мотивация также формируется и в аппарате лимбической системы (старая и древняя кора), а в гипоталамусе локализуются лишь эмоционально окрашенные поведенческие реакции, связанные с добыванием и поиском пищи, воды и пр.

Важно иметь представление и о возникновении отдельных видов мотивации, например, мотивации страха, агрессии и половой мотивации.

Доказано, что центральная роль при агрессии и обороне принадлежит гипоталамическим центрам.

В этом процессе участвуют также лимбические структуры и кора больших полушарий.

Половые мотивации обеспечиваются

за счет сложных интегративных актов различных отделов нервной системы на различных уровнях.

Таким образом, мотивация представляет собой возникающие под влиянием первичных изменений во внутренней среде эмоционально окращенные состояния организма, характеризующееся избирательными активирующими влияниями специальных подкорковых аппаратов на кору головного мозга и другие его отделы и направляющая поведение на удовлетворение исходной потребности.

Мотивацию с потребностно-информационной стороны понимается как физиологический механизм активирования в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить потребности организма или тех действий которые способны достичь такого удовлетворения.

Еще в 1916 г. известный русский психиатр С.С.Корсаков пытался дать основания для классификации мотивации человека.

Он подразделил их на высшие и низшие.

Так низшая группа мотиваций была представлена: побуждениями к удовлетворению животных инстинктов человека; побуждениями, вытекающие из примитивных интеллектуальных стремлений (пытливость, любознательность, развлечения, подражательность, стремление к красивому).

К высшим мотивам отнесены: побуждения, связанные со стремлением доставить удовольствие другим; мотивы пользы или вреда другим и себе; мотивы обязанности, долга; стремления быть в полной гармонии с высшими идеалами разума, любви, самопожертвования.

Деление мотивов на высшие и низшие предлагали и другие исследователи.

Например по Н.Миллеру это представляется следующим образом:

  • первичная мотивация (низшая, инстинктивная, висцеральная)
  • вторичная ( высшая) мотивация, которая приобретается в процессе индивидуального развития и связана преимущественно с опытом социального взаимодействия по законам условного рефлекса.

В современной психофизиологии проблема мотивации имеет три аспекта

  1. механизмы влечения (drive) как проблемы организма;
  2. целенаправленное поведение;
  3. природа подкрепления или удовлетворения влечения.

Опыт показывает, что в условиях наличия в организме нескольких потребностей, мотивационное возбуждение формируется всегда по доминирующему типу, т.е. сначала завладевает всей деятельностью головного мозга, и удовлетворяется первостепенная по важности мотивация.

Поэтому, в каждый момент времени доминирует та мотивация в основе которой находится более важная биологическая потребность.

Только после удовлетворения ведущей мотивации деятельность организма может завладеть следующей по своей значимости мотивацией.

Доминирующая мотивация обладает такой характеристикой как консервативность.

Консервативность в свою очередь означает ее инертность, устойчивость и длительность действия, которая приводит к ее возобновляемости.

Каждый раз, при смене объектов, мотивациоонное возбуждение как бы примеряется к новому объекту, а не удовлетворит ли он потребность, т.е возобновляется.

При наличии доминирующего мотивационного возбуждения клетки коры по иному реагируют на различные сенсорные раздражители.

Человек, как бы «смотрит» на внешний мир и оценивает его раздражители только через призму этой доминирующей мотивации.

Первичным очагом доминантного мотивационного возбуждения считаются гипоталамические образования мозга.

Первичные очаги вызывают к жизни вторичные очаги в других отделах мозга, которые обеспечивают следовое удержание возбуждения в коре больших полушарий.

Механизмы мотивации сводятся к следующим принципиальным положениям

любая биологическая потребность обусловлена соответствующей метаболической потребностью и носит системный характер; потребность трансформируется нейрогуморальным путем через гипоталамический центр, который активизирует другие структуры головного мозга; корковые и лимбические структуры оказывают нисходящие возбуждающие и тормозные влияния на гипоталамические центры.

Существенную роль в понимании связи биологических и психических явлений, организма и Среды сыграла книга Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», опубликованная в 1872 г.

Доказано, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует.

С тех пор и до настоящего времени сложилось несколько подходов в понимании эмоций: концепция У. Джемса — К. Ланге, теория У. Кэннона — П. Барда, теория Д.О.Хебба, теория С.Шехтера, концепция Папеса, рефлекторная и информационно-потребностная трактовкой переживаний и др.

В концепция У. Джемса и К. Ланге развиты идеи Ч.Дарвина и эмоция рассматривается по следующей простой схеме действия физиологических процессов: внешний стимул — сенсорный нерв — восприятие стимула мозговыми структурами — двигательный нерв — реакция организма и ощущения от них.

Например, человек, оцепеневший на мгновение после напугавшего его события, сначала замечает, что сердце его колотиться и во рту пересохло, а уже затем делает выводы о том, как он испугался.

Физические ощущения и есть сама эмоция

У каждой эмоции есть свои физиологические изменения.

Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций.

Органические изменения и есть первопричина эмоций.

Физиолог Уолтер Кэннон предложил альтернативную точку зрения.

Он утверждал, что одни и те же физиологические сдвиги, органические изменения могут сопровождать несколько разных эмоций.

Например, мурашки по телу идут от наблюдения трупа, но и от прослушивания прекрасной музыки.

Поэтому эмоция нечто большее, чем ощущение связанное с вегетативной реакцией. П.Бард усовершенствовал теорию Кэннона.

Он доказывал, что при восприятии стимула, вызывающего эмоцию, нервные импульсы сначала проходят в таламус, а затем проводящие пути возбуждения раздваиваются.

Одна часть идет в кору головного мозга и вызывает соответствующую эмоцию: страх, гнев или радость.

Другая же часть возбуждения следует в гипоталамус, который изменяет физиологические процессы.

Поэтому, физиологические и психологические реакции возникают почти одновременно.

Точка зрения на эмоции С.Шехтера получила название когнитивно-физиологической концепции.

Согласно этой концепции в процессе формирования эмоций участвуют не только воспринимающиеся стимулы и порождаемые ими телесные изменения, но и прошлый опыт и память, которые участвуют в оценке актуальной ситуации для удовлетворения потребности.

Получается, что эмоциональные переживания есть продукт комплексного воздействия физических, физиологических и психологических (когнитивных) факторов.

Дальнейшие экесперименты на животных позволили вычленить центральные структуры головного мозга, которые под воздействием электрических стимулов могли формировать состояние гнева, страха и т.п.

Изначально эти структуры названы кругом Папеса, а в дальнейшем лимбической системой.

В лимбической концепции эмоций предлогалась схема из двух потоков информации: поток эмоций и поток мыслей.

Поток эмоций передает ощущения через таламус к полосатому телу (базальные ганглии), а поток мыслей передается информацию через таламус в кору головного мозга. При объединении этих потоков, сенсорное возбуждение получает свою эмоциональную окраску.

Таким образом, эмоциональная сфера определялась как наиболее важная составня часть психического мира человека наряду с мотивационной, волевой и интеллектуальной составляющей.

Причем, отдельные исследователи считают эмоции более ранним эволюционным приобретением человека, чем все остальные психические процессы.

В этом смысле, эмоции больше приблишены с физиологической сущности человека и наделяются определенными прогностическими возможностями поведения.

К такому роду прогностических возможностей можно отнести экстросенсорные способности, ясновидение и т.п.

По направленности эмоции подразделяются на положительные и отрицательные переживания.

Такие переживания специфично влияют на состояние сознания, отражают существенные перемены и в состоянии организма.

Основными эмоции являются
  • страх,
  • гнев,
  • удивление,
  • радость.

Дополнительно вычленяют: печаль и удивление.

Следует помнить, что некоторые сложные эмоции обусловлены социальными процессами, социальным опытом: стыд, зависть и чувство вины. Получение удовльствия от отказа в удовлствии определяется как аскетизм.

Получение удовольствие от страданий называется мазохизмом.

Биологический смысл эмоций сводится к тому, что они служат индикатором побуждения к действию.

Действие живого организма направлено на востановление нарушенного равновесия, гомеостаза организма с внешней средой.

Эмоциональные проявления востановительных действий сопровождаются разнообразными мимическим, пантомимическими и позными реакциями. Каждой эмоции соответствует специфическая конфигурация движений лицевой мускулатуры, выражения глаз, движения верхних и нижних конечностей.

На этой основе даже сформировалась целая область знания, которая названа физиогномикой.

До 90 процентов передачи информации в ходе общения между людьми и соответствующей ей эмоциональной составляющей идет на неречевом уровне. У человека характер внешних проявлений эмоций значительно смещен по оси культурных, исторических и национальных особенностей.

Эмоциональные переживания проявляются в кратковременных и ярких эмоциональных реакциых: улыбка, смех, плач и т.п.   

Мгновенные, сильно выраженные вспышки эмоциональных реакций называются аффектами.

Во время аффекта снижается контроль за действиями.

Внешне аффект имеет разнообразные проявление в силу индивидуальных особенностей человека.

Наибольшую популярность среди психофизиологических объяснений сущности эмоций получили два подхода.

Первый подход связан с рефлекторной трактовкой эмоций.

В этом случае, формирование эмоций понимается как результат поддержания или нарушения определенного динамического стереотипа в деятельности человека. Динамический стереотип это разнообразные двигательные рефлексы, навыки и привычки, образ мыслей, убеждения, представления об окружающем мире, т.е. достаточно широкий диапазон являений.

Известно, что динамический стереотип значительно облегчают деятельность нервной системы и человека в целом.

В случае нарушения динамического стереотипа возникает определенное чувство, чаще неприятное.

Если динамический стереотип не нарушается, тоггда эмоции положительны, если идет сбой — эмоции отрицательны.

Второй подход в трактовке эмоций называется информационно-потребностным (П.В. Симонов). Он основывается на предположении о том, что формирование эмоций определяются какой-либо актуальной потребностью и информационной оценкой вероятности ее удовлетворения.

Термин «информация» используется

в смысле ее прагматического значения и определяется изменением вероятности достижения цели.

Многообразие эмоций определяется многообразием потребностей: витальных, этнических, социальных, идеологических и идеальных.

От каждого воспринмаемого раздражителя в центральную нервную систему приходит два потока информации: первый поток — идет в корковую структуру, где определяется, что мы ощущаем и воспринимаем; второй потокь — проходит через ретикулярную формацию в стволовой части мозга, где выясняется значение внешних и внутренних раздражителей для жизнедеятельности организма.

Соответственно, оценка и согласование этих информационных потоков и находится в основе различных эмоций и переживаний: от бурных реакций до угнетения и подавления.

Эту информационную оценку человек производит непроизвольно и зачастую неосознанно.

Низкая вероятность достижения цели, удовлетворения потребности ведет к отрицательным эмоциям (страх, тревога, гнев, ярость), высокая — порождает положительные эмоции: удовльствие, торжество, радость и т.п.

Наиболее интерсные опыты в этом отношении проведены П.В. Симоновым.

Он доказывает, что общие правила формирования эмоций подчинены формуле:

                          Э= f [ — П (Ин — Ис)]

где, Э — эмоция, ее сила, качество и знак; f — функция; П — сила и качество актуальной потребности; Ин — информация о средствах и времени, прогностически необходимых для удовлетворении потребности; Ис — информация о существующих средствах и времени, которыми располагает субъект в данной ситуации.

В случае рассогласования основных компоненнтов процесса удовлетсоврения потребности, возникает неопределенность удовлетворения актуальной потребности. Следствием неопределенности является напряженность.

Напряженность приводит к изменению формы поведения, отличной от спокойного состояния за счет гипермобилизации психики и в частности вегетатики (учащение сердцебиения, подъем кровяного давления и т.п.).

Усиливаются реакции человека по принципу доминанты А.А. Ухтомского (реагирования на любой шорох и т.п.) Эмоция играет при этом адаптивную и компенсаторную роль.

Предполагается, что материальными носителями, которые участвуют в формирований эмоций являются: передние отделы новой коры, т.н. «центры удовольствия и неудовольствия; лимбическая система (обонятельная луковица, обонятельный тракт, поясная и парагиппокампальная извилины, зубчатая извилина, гипоталамус, миндалины (миндалевидное ядро — клеточное скопление величиной с орех ответственно за реакцию страха), гиппокамп, свод и перегородка.

В эмоциональных процессах участвуют ретикулярная формация, симпатический и парасимпатический отделы периферической нервной системы.

Считается, что внешние или внутренние стимулы активируют мотивационные структуры гипоталамуса, затем усиливаются функции гиппокампа и передних отделов коры, измененяется состояние гармональной и вегетативной нервной системы, идет процесс сопоставления мотивационного возбуждения с действием наличных стимулов, и, наконец, осуществляется формирование эмоции в миндалине.

Эмоции, которые усиливают работоспособность называются стеническими

те же которые ослабляют — астеническими.

В случае стенических эмоций тонус симпатической системы несколько повышен, т.е. в крови много гармонов адреналина.

Если деятельность симпатической системы усиливается чрезмерно ир наблюдается спазм сосудов, дрожание в голосе, тремер, усиленное пототделение, побледнение и в результате появление астении.

Астенические состояния могут быть результатом деятельности парасимпатической системы, особенно при благодушном состоянии.

Только оптимальное сочетание функционирования симпатического и парасимпатического отделов обеспечивает нормальное развитие эмоций и состояний, которые им сопутствуют.

Эмоции контрорлируются высшими отделами головного мозга, а потому функционируют под «присмотром» сознания.

В силу этого человек наделяется способностью подавления или усиления эмоциональных проявлений, т.е. обладает возможностью управлять своими переживаниямии.

Эмоциональные реакции длительного характера относятся к группе эмоциональных состояний. Группа эмоциональных состояний включает: настроение, напряжение, фрустрацию и стресс.

Настроение определяется как эмоциональное самочувствие человека, влияющее на его поведение и помыслы в течение боле или менее длительного времени.

Причины изменения настроения не всегда осознаются человеком, что оценивается субъектом как беспричинное изменение настроения.

Вместе с тем, причины изменения настроения можно свести к двум образующим: физическому самочувствию и ранее перенесенному эмоциональному переживанию.

В случае длительного воздействия эмоциональных факторов, которые негативно влияют на поведение и деятельность человека возникает состояние фрустрации (в буквальном смысле «препятствие»). Крайним проявлением фрустрации является состояние депрессии.

Депрессия характеризуется полной отрешенность от окружающего мира

Всякое чрезмерное эмоциональное напряжение может вызвать стресс или адаптационный синдром.

В реакции человека на стрессор или общий адаптационный синдром, можно выделить три фазы: реакцию тревоги; фазу сопротивления и фазу истощения.

Реакция тревоги проявляется на вероятные события, которые еще не наступили, но по субъективным оценкам их вероятность велика.

При реакции тревоги возбуждается симпатический отдел вегетативной нервной системы.

Гипоталамус посылает химический сигнал кортиколиберин в гипофиз, который заставляя его усилить секрецию адрекортикотропного гормона (АКТГ).

АКТГ в свою очередь попадает с кровью в надпочечникии вызывает секрецию ими гормонов кортикостероидов, которые подготавливают весь организм к действию и возможной борьбе с повреждающими факторами.

В состоянии тревоги человек часто испытывает подъем, особую легкость в работе, ясность мышления.

Фаза сопротивления отличается тем, что организм мобилизует свои ресурсы на преодоление стрессовой ситуации.

Симпатическая система готовит организм к борьбе или бегству.

Если сопротивление оказвается успешным, организм возвращается к оптимальному состоянию.

Если же стрессор продолжает действовать, наступает фаза истощения организма.

Продолжительный стресс создает психологическое состояние

которое обычно называют беспокойством.

Истощение может принимать впоследствии форму нервного срыва или психосоматического расстройства (например, нейродермический колит, гастрит и т.д.).

Известны смертельные случаи.

Иследования на животных показывают, что в том случае, когда обеспечивается предсказуемость внешних событий («стессоров»), возможность прогноза результатов действий, возникает чувство уверенности в своих силах и как следствие, включаются защитные механизмы от стресса и его последствий.

Следует помнить, что социальные стрессы приводят к атеросклерозу.

Эмоции следует отличать от чувств. Чувства, хотя и базируются на эмоциональной основе, но отражают характер и направленность социальных процессов.

К чувствам относятся, например,

  • любовь,
  • привязанность,
  • вражду,
  • ревность,
  • зависть,
  • страсть,
  • ностальгию,
  • патриотизм,
  • любовь к отечеству и др.

Во всей вероятности, можно утверждать, что в чувствах больше психологического, социального, чем физиологического.

Чувство это эмоциональное отношение

направленное на определенное лицо, объект или предмет, вплоть до социальной действительности.

Чувства сами могут выступать причиной различных эмоциональных реакций и состояний.

По своей процессуальной природе чувства меняются, зарождаются, функционируют, достигают известного напряжения и затем снижаются, притупляются, угасают.

В силу того, что чувства больше связаны с системой отношений и, как правило, сознаваемы, их изменение сопровождается значительными дополнительными глубинными переживаниями, которые могут существенно повлиять на поступки, поведение и жизненный путь человека.

Наибольшей стойкостью обладают чувства, которые связаны с потребностями человека и системой его устойчивых, сложившихся отношений.

Таким образом эмоции, эмоциональные реакции, состояния и чувства — это особая форма отражения внешнего мира и внутреннего состояния человека.

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий