Технология диагностики интегративных способностей

В качестве примера технологии оценки способностей остановимся на диагностике интегральных способностей, по Й.Лингарту.

То есть, проследим, содержание и методику диагностики феноменов обучаемости и адаптивности.

Фактор обучаемости субъекта.

Исходя из выше изложенной теоретической модели, обучаемость субъекта (ОБЧ) может быть конструирована, по крайней мере, из трех частей: «опыта», «подражания» и «творческой самостоятельности». Безусловно, каждая часть входит в общую модель ОБЧ со своим весовым коэффици­ентом: «опыт» – 0,33; «подражание» – 0,35; «творческая самосто­ятельность» – 0,32.

Весовой вклад определяется при помощи экспертной оценки или путём расчета коэффициентов частной детерминации. В результате экспертной оценки выявляется средний балл каждого элемента обучаемости и затем рассчитывается вес его в суммарной оценке посредством решения обычной пропорции. Коэффициент частной детерминации может выявляться путём возведения в квадрат коэффициента корреляции с внешним критерием каждого элемента модели.      

ОБЧ = 0.33 (опыт) + 0.35 (подражание) + 0.32 (творчество)           [1]

Первый элемент обучаемости – «опыт» определяется при помощи методики «Тест адекватных характеристик объекта» (ТАХ) и может быть представлено в виде уравнения линейной регрессии:

Yо = 2,52 + 0,44x1 ;                                     [2]

где: Yо – оценка «опыта»; x1 – показатель методики ТАХ (общее ко­личество баллов); 2.52 – свободный член уравнения; 0.44 – коэффициент тестовой переменной. Коэффициент корреляции Rxy = 0,54 (p < 0,05).

Составляющая «подражание» оценивается при помощи методики «Семантический анализ деятельности» (САД) и моделируется посредством уравнения линейной регрессии в ви­де:

Yп = 1,84 + 0,26x2 ;                                      [3]

где Yп – оценка «подражания»; x2 – показатель методики САД (коли­чество правильных ответов во втором задании). Коэффициент корре­ляции Rxy = 0,67 (p < 0,05).

Составляющая «творческая самостоятельность» может определяться при помощи «Теста прогрессивных матриц Дж.К.Ровена» и моделироваться посредством уравнения линейной регрессии в следующем виде:

Yтс = 3,27 + 0,03x3 ;                                     [4]

где Yтс – оценка «творческой самостоятельности»; x3 – показатель методики

Равена (сумма баллов в серии Д). Коэффициент корреляции Rxy = 0,42 (p < 0,05).

Таким образом, общая модель ОБЧ имеет вид:

ОБЧ = 2,53 + 0,15x1 + 0,09x2+ 0,01x3 ;                               [5]

По испытуемому, получившему высокий общий балл, делается вывод о его относительно хороших интеллектуальных способностях и как практическая реализация этого – о возможно неплохих успехах в учебе. Низкие результаты говорят об обратном. Приоритет одного из компонентов ОБЧ интерпре­тируется как преобладание в психологической структуре деятельности обследуемого именно этой стороны.

Интерпретируя данные психологической оценки обучаемости

безусловно, надо помнить о концепции «порога интеллекта», в соответствие с которой успешность обучения определяется критериальным значением IQ. То есть, если результаты обследования конкретного человека ниже этого значения, то и результаты учения низки, а, если выше, то это напрямую не связано с показателями интеллектуальных тестов, и зависит от исполнительности, мотивации и других педагогических, житейских и внутренних стимулов.

Фактор адаптивности.

Адаптивность представляет собой интегральное ка­чество личности, отражающее психологическую способность ин­дивида за счет внутренних психофизиологических резервов организма приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

В качестве примера мы рассмотрим процесс оценки адаптации человека к профессиональному обучению. Данная модель может быть использована и в ситуации адаптации к профессиональной деятельности на предприятии.

Фактор адаптивности (ПАД) является оценочной социально-психологической конструкцией адаптивности

определяющей степень приспособления субъекта. Он может быть представлен, во-первых, в виде скорости привыкания человека к социальной, профессио­нальной среде, режиму труда и отдыха (АД), и, во-вторых, в виде уровня усвоения человеком норм жизнедеятельности социума и подчинения его поведения этим нормам, то есть, уровня дисциплинированности (Д).

Общая модель ПАД может быть сконструирована в виде системы, в которой АД и Д являются её элементами. Экспериментально получено, что весовые вклады этих элементов в общую теоретическую модель примерно равные и составляют соответственно 0,51 и 0,49.

Таким образом, общая формальная модель ПАД будет иметь следующий вид:

ПАД = 0,51(АД) + 0,49(Д).                                          [6]

Адаптация как социально-психологический феномен – это явление

довольно стабилизированное во времени, а процессы ситуативной и профессиональной адаптации тесно взаимосвязаны. Наиболее активно процесс адаптации идет первые три-шесть месяцев. Именно в этот период и проявляется в полной мере адаптивность как интегративная способность человека приспосабливаться к изменившемуся предметному и социальному окружению.          

Моделирование процесса адаптации может осуществляться при помощи урав­нений множественной линейной регрессии по формулам [7 и 8].

АД = 5,96 – 0,27x1 – 0,13x2 + 0,17x3 + 0,03x4 + 0,17x5 +

+ 0,02x6 + 0,02x7 – 0,23x8 – 0,01x9 – 0,03x10;                         [7]

где: АД – оценка привыкания субъекта к режиму жизни в первые три месяца обучения; x1 – показатель методики САД (коли­чество правильных ответов в первом задании); x2 – показатель от­ношения испытуемого к инженерно-технической сфере профессиональ­ной деятельности (в баллах); x3 – показатель методики ЦТО(коли­чество баллов в отношении гуманитарной деятельности); x4 – ­показатель методики Дж.Равена (количество баллов в серии Д); x5 – показатель методики ТАХ (количество баллов шкале “Т”); x6 – пока­затель методики СД (коэффициент “близости”   между   понятиями “настоящее Я” и “человек”); x7 – показатель методики ДДО (общее количество баллов по шкале “техника” и “знаковая система”); x8 ­- показатель методики Дж.Равена (количество баллов в серии А); x9 – ­показатель методики С.Розенцвейга (количество процентов по шкале “N-P”); x10 – показатель 16-ти факторного опросника Р.Кэттелла (количество баллов по фактору “Е”).

Коэффициент множественной линейной регрессии Rxy = 0,78 (p < 0,05).

Д = 0,41 + 0,05x9 + 0,16x11 ;                                           [8]

где: Д – оценка дисциплинированности субъекта за первые три месяца обучения; x11 – показатель методики ТАХ (количество баллов по шкале “ТЗС”).

Коэффициент множественной линейной регрессии Rxy = 0,61 (p < 0,05).

Таким образом, общий расчет ПАД может осуществляться по формуле:

ПАД = 3,19 – 0,14x1– 0,07x2 + 0,09x3 + 0,02x4 + 0,09x5+

+ 0,01x6 + 0,01x7 – 0,12x8 + 0,02x9 – 0,02x10 + 0,08x11;           [9]

Интерпретация данных методик по фактору ПАД осуществляется с учетом

операционной, мотивационной и характерологической составляющих. Высокие показатели методик, вошедших в математи­ческую модель прогноза адаптивности, отражают наличие у человека ряда операционных интеллектуальных свойств. Таких как «опыт» и «творческая самостоятельность» (из структуры ОБЧ), о чем свиде­тельствуют показатели методик ТАХ и Равена. Мотивационная состав­ляющая отражается посредством высоких показателей методик ЦТО, СД, ДДО, а также профильностью показателей ТАХ. Данные ЦТО и СД, отражающие эмоционально-смысловые компоненты личностной направ­ленности, указывают на наличие гуманитарной ориентированности че­ловека.

По результатам исследования при помощи ТАХ и ДДО выявляются деятельностно-смысловые компоненты профессиональ­ной направленности личности. Ха­рактерологические особенности в условиях первичной адаптации оцениваются посредством 16-ти факторного опросника Р.Кэттелла и теста С.Ро­зенцвейга. По их данным хороший адаптант характеризуется как кон­формный, интрапунитивный тип с «упорствующей» направленностью поведенческих ре­акций.

Детальная интерпретация конформного субъекта может выглядеть следующим образом: покорность и зависимость как личностные черты, подчиняющийся тип, скромный, тактичный, осторожный, доброжела­тельный и послушный. Данный человек отличается высокой степенью обучаемости. В экстремальных ситуациях субъект сам стремится разре­шить сложную проблему и берёт на себя ответственность за её появление.

 

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий