Профессиограмма типовая

Профессиограмма типовая описание

  1. Основные профессиональные задачи:

  – документальное и информационное обеспечение управленческой дея­тельности руководства предприятия;

  – контроль за состоянием делопроизводства и исполнением поручений руководства;

  – оказание методической помощи секретариатам отделов в организа­ции и совершенствовании рабочего процесса и др.

  1. Секретарь-референт должен:

  – уметь вести делопроизводство;

  – владеть компьютером;

  – знать машинопись;

  – знать нормативные акты по вопросам, регламентирующим работу с документами;

  – владеть иностранным языком и др.

  1. Необходимый уровень образования специалиста:

  – специальное образование по делопроизводству;

  – компьютерная подготовка и др.

  1. Основные критерии эффективности деятельности:

  – оперативность отработки документов и решения задач;

  – качество отработки документов.

  1. Предполагаемая текучесть кадров из-за профессиональных труд­ностей незначительна: увольняются или собираются уволиться – до 11%.

Причины увольнения:

  – уровень оплаты труда;

  – неадекватность оценки труда делопроизводственных работников;

– необходимость выполнения монотонной однообразной работы и др.

  1. Проблемы, стоящие перед специалистами:

  – низкая отплата труда;

  – жилищные проблемы;

– проблемы удаленности места жительства от места работы и др.

  1. Эмоциональная устойчивость значительно влияет на деятельность сотрудников секретариата в связи с этим необходимо проведение психологического отбора сотрудников.
  2. Психограмма деятельности (профессионально-значимые качества).

  ЗРЕНИЕ:

– выносливость (малая утомляемость) зрительного анализатора;

– переносимость длительно действующего светового раздражителя;

– различение мелких и отдельных предметов и др.

  ВОСПРИЯТИЕ:

– быстрое восприятие и понимание письменной речи;

– быстрое восприятие и понимание устной речи и др.

  ВНИМАНИЕ:

– длительное сохранение интенсивного (концентрированного) внимания и др.

  ПАМЯТЬ:

– быстрое запоминание зрительной информации;

– быстрое запоминание слуховой информации;

– длительное сохранение информации в памяти;

– хорошее запоминание материала, имеющего внутреннюю логическую связь и др.

  РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫЕ:

– умение выделить в информации главное, существенное;

– способность четко, лаконично формулировать сообщения, распоряжения;

– оценивающее мышление, повышенная чувствительность к проблемам, которые другие люди обычно не замечают и др.

  ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ:

– дисциплинированность;

– склонность к работе исполнительского типа;

– умение настоять на своем, противостоять влиянию со стороны и др.

  КОММУНИКАТИВНЫЕ:

– общительность, способность легко вступать в контакт с другими людьми;

– доброжелательность и отзывчивость;

– умение и стремление соблюдать принятые в коллективе правила

и нормы поведения;

– способность находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях;

– гибкость во взаимоотношениях с людьми и др.

  НРАВСТВЕННЫЕ:

– высокий уровень ответственности;

– трудолюбие и др

  ДЕЛОВЫЕ:

  • аккуратность в работе;
  • пунктуальность;

– инициатива и находчивость;

– бережное отношение к вещам и др.

  ОРГАНИЗАТОРСКИЕ:

– способность побуждать людей к активной деятельности.

Ядром профессиограммы является психограмма    

Психограмма – это перечень профессионально-значимых качеств эталонного спе­циалиста, сгруппированных в интегративные качества или свойства, при­сущие специалисту-профессионалу.

Она используется для отработки мероп­риятий отбора персонала или профобучения, а также в целях трени­ровок, психологической подготовки и развития необходимых качеств успешного профессионального функционирования.

В соответствии с психограммой подбираются психодиагностические методики

при помощи которых осуществляется психологическое исследование профессиональной пригодности кандидатов на работу (Табл.2.).

Профессионально-значимые качества и первичный набор методов их оценки

NN

п/п

Перечень профессионально-значимых качеств Психодиагностические методики
  ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ КАЧЕСТВА  
1.

Обнаружение и различение

пространственного расположения

предметов

Методика исследования особенностей мышления               

 

2. Оценка различий в форме фигур Тест CFIТ
3. Выносливость (малая утомляемость) зрительного анализатора Тест “Перепутанные линии”
4. Узнавание и различение тихих и недостаточно четких звуков и быстрое определение направления на источник звука Тест “Слуховая память”
5. Координация и точность движений Тест “Линеограммы”
6. Быстрая двигательная реакция на раздражитель

Тест “Корректурная проба”

 

  ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА  
7.

Способность не ослаблять внимания под воздействием испуга или неожиданных

внешних воздействий

Тест “Корректурная проба”
8. Самообладание и выдержка   Методика “Локуса контроля”
  ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ  
9. Высокий уровень ответственности  Семантический дифференциал
10. Трудолюбие        Шкалы клинического опросника MMPI
  КАЧЕСТВА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА  
11. Выносливость к длительным физическим нагрузкам Проба с физической нагрузкой
Профессиограмма имеет целевое предназначение.

От этого зависит ее форма, глубина и конкретизация анализа представленных в ней профес­сионально-значимых признаков. Если профессиограмма предназначена для профориентации, то она представляется в рекламно-литературной форме. При ее использовании преследуется цель привлечь людей в качест­ве кандидатов на замещение вакансий на предприятии, создать конкурс для отбора профессионально подготовленных людей, а также сориентиро­вать возможных кандидатов в существе и особенностях профессиональной деятельности. В целях классификации профессий или специальностей, а также для профотбора специалистов центральное место в профессиограмме отводится психограмме.

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий