Исследование проблемы обучаемости субъекта

Подготовка человека к выбору профессии начинается в подростковый период.

Это — период интенсивного интеллектуального развития, когда особое значение приобретает его способность к учению.

Категории «психическое развитие» и «обучаемость» в теории психологии тесно взаимосвязаны.

Развитие психики как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, характеризуются необратимостью изменений, направленностью и закономерностью. Развитие психики каждого индивида имеет особенный, присущий толь­ко ему темп. Оно осуществляется в форме фило и онтогенеза и тесно связано с общественным развитием, хотя и не является его прямым повторением. Связь развития с обучением реализу­ется на уровне онтогенеза в процессе жизни человека. На стадии функционирования психики он накапливает необходимые количественные изменения для ка­чественных преобразований его как личности. Развитие как процесс состоит из стати­ческой части —  макроразвития и динамической —  микроразвития.

Макроразвитие психики субъекта – это процесс формирования личностных структур, когда на пер­вый план выходят целостные интеллектуальные новообразования пси­хики. Важную роль в этих структурах играет «опыт» человека. В нём заключен результат определённой жизненной и профессиональной практики человека, активизирован процесс и заканчивается становление дифференциации и специализа­ции интеллекта. Макрогенезис характеризуется широким возрастным диапазоном. Кристаллизация этой личностной структуры происходит в период интеллектуальной зрелости (30 — 35 лет).

Особое значение для исследования проблемы обучаемости человека имеет микрогенезис мышления.

Именно в его рамках происходит накопление знаний, функционирование мышления и переход к струк­турным изменениям в рамках макроразвития. У субъекта формируются отдельные умственные действия и понятия, возрастает интеллектуальная активность в процессе реше­ния мыслительных задач. Динамизм микроразвития опреде­ляется разнообразием задач, решаемых человеком.

Решение их за­висит, во-первых, от внешней среды, во-вторых, от вооруженности субъекта способами и прие­мами мыслительной деятельности в этой области и, в-третьих, от его индивидуальных особенностей. Указанные три аспекта интеллектуальной и иной деятельности исте­кают из предварительного процесса подготовки к ней, то есть обучения. С. Виджетти отмечает, что человеческая деятельность, умствен­ное развитие и преобразование мышления в большей части сводится к способности учиться. В процессе познания человек становится личностью, приобретает и усваивает способы жизнедея­тельности социума. И поэтому весь смысл обучения заключается в формировании у него способности к различным видам деятельности.

Связу­ющим звеном между деятельностью и индивидом является обучаемость субъекта в виде способности к учению, усвоению информации.

С точки зрения психодиагностики обучаемостьэто признак процесса усвоения информации человеком.

Его количественными показателями являются индивиду­альные значения скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе учения. В основе обучаемости лежат: уровень развития познавательных процессов, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер и развитие компонентов учебной деятельности. В отечественной психологии впервые на связь и соотно­шение обучения и развития указал Л.С.Выготский, который писал, что «обучение создает ряд зародышей, то есть вызывает к жизни процессы развития».

Таким образом, обучаемость как основной признак обучения связан с развитием индивида и является его динамической характеристикой, которая сама по себе в определенный возрастной период относитель­но статична (Менчинская Н.А., 1978).

В обучаемости проявляется уровень общих специальных способностей. В связи с этим можно говорить об общей и специфической обучаемости человека.

Общая обучае­мость, как показатель общей способности

определяется усвоением индивида любых знаний (не профилированной информации) независимо от содержания и формы представления. Как общая, так и специальная обучаемость характеризуется неким диагностическим показателем, а именно: темпом усвоения информации.

Показателем же специфи­ческой обучаемости является направленность и избиратель­ность усваиваемых знаний, умений и навыков.

То есть заметно, что если специфическая обучаемость характеризуется не только развитостью познавательных психических процессов, но и направленностью интересов субъекта, то общая теоретически абстрагируется от мотивационного компо­нента интеллектуальной деятельности и зависит в большей мере от мыслительных процессов индивида (Менчинская Н.А., 1978).

Как было сказано выше, обучаемость состоит из двух частей.

  1. Динамической — это «усвоение» информации и направленность этого усвоения, подчинённой личностным особенностям субъекта и спецификой содер­жания информации.
  2. Статической, кото­рая посредством направленного присвоения индивидом внешней инфор­мации стала его внутренним компонентом в форме «опыта».

«Опыт» как присвоенные знания в виде навыков и умений

и закрепленный в мыш­лении в виде способа и направленности психической деятельности посредством памяти, играет активную роль в познавательном про­цессе. Л.С.Выготский определял «опыт» в форме «уровня ак­туального развития» (УАР) личности, а «усвоение» — как «зону ближайшего развития» (ЗБР).

Если при помощи «опыта» человек решает задачи самостоятельно, то ЗБР опре­деляет его потенциальные познавательные возможности. И не просто потенциальные возможности, а способность усваивать информацию именно под ру­ководством или в сотрудничестве с кем-либо.

То есть, определение «зоны ближайшего развития» есть оценка и прогнозирование потенци­альных способностей субъекта, психологическим основанием которых является «подражание» обучаемого действиям обучаю­щего, но не автоматического, а сознательного и внутренне контро­лируемого.

Ю.З.Гильбух, исследуя ЗБР, расчленял её на «зону акту­ального обучения» (ЗАО), то есть, непосредственное подражание обучаемого действиям учителя в усвоении алгоритма умственных действий, и на «зону творческой самостоятельности» (ЗТС), как инновационное ре­шение задач человеком в форме творчества. На уровне ЗТС человек проявляет самостоятельность, самоконтроль, самопровер­ку, творчество, «сверхзнание» и т.п. В психологической литературе можно найти указания на большую значимость творчества в структуре ЗБР, а также мнение о доминировании в процессе совместного обучения именно подражания.

Обе «зоны» диалектически взаи­мосвязаны и структурно сочленены. Ибо ЗБР существует потенциаль­но, так как, реализуясь в ЗАО и ЗТС, она актуализируется в виде процесса их чередования и закрепляется в способах интеллектуальной деятельности в виде УАР.

Таким образом, обучаемость как психологическая категория структурирована

по крайней мере, в трех ипостасях. В виде признаков как общая и специфическая обучеамость. В виде показателей как темп, избирательность и направленность усвоения учебной информации. И, наконец, в виде динами­ческого и статического компонентов: собственно самого процесса усвоения и активного хранения усвоенной информации («опыта»). Причём процесс усвоения отличается внутренней динамикой, представляющей собой диалектическое единство взаимодействия процессов подражания и творчества (ЗАО и ЗТС).

Безусловно, любая схематизация условна. Её элементы могут варьироваться в за­висимости от ракурса теоретического анализа феномена. Однако все они сходятся в одном пункте, определяемом как обучаемость субъекта, как его способность к усвоению информации.

В широком понимании оценка способностей является подлинным предметом ранних и современных тестовых испытаний.

Читайте также: