Исследование проблемы обучаемости субъекта
Содержание статьи
- 1 Подготовка человека к выбору профессии начинается в подростковый период.
- 1.1 Категории «психическое развитие» и «обучаемость» в теории психологии тесно взаимосвязаны.
- 1.2 Особое значение для исследования проблемы обучаемости человека имеет микрогенезис мышления.
- 1.3 С точки зрения психодиагностики обучаемостьэто признак процесса усвоения информации человеком.
- 1.4 Похожие статьи:
Подготовка человека к выбору профессии начинается в подростковый период.
Это — период интенсивного интеллектуального развития, когда особое значение приобретает его способность к учению.
Категории «психическое развитие» и «обучаемость» в теории психологии тесно взаимосвязаны.
Развитие психики как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, характеризуются необратимостью изменений, направленностью и закономерностью. Развитие психики каждого индивида имеет особенный, присущий только ему темп. Оно осуществляется в форме фило и онтогенеза и тесно связано с общественным развитием, хотя и не является его прямым повторением. Связь развития с обучением реализуется на уровне онтогенеза в процессе жизни человека. На стадии функционирования психики он накапливает необходимые количественные изменения для качественных преобразований его как личности. Развитие как процесс состоит из статической части — макроразвития и динамической — микроразвития.
Макроразвитие психики субъекта – это процесс формирования личностных структур, когда на первый план выходят целостные интеллектуальные новообразования психики. Важную роль в этих структурах играет «опыт» человека. В нём заключен результат определённой жизненной и профессиональной практики человека, активизирован процесс и заканчивается становление дифференциации и специализации интеллекта. Макрогенезис характеризуется широким возрастным диапазоном. Кристаллизация этой личностной структуры происходит в период интеллектуальной зрелости (30 — 35 лет).
Особое значение для исследования проблемы обучаемости человека имеет микрогенезис мышления.
Именно в его рамках происходит накопление знаний, функционирование мышления и переход к структурным изменениям в рамках макроразвития. У субъекта формируются отдельные умственные действия и понятия, возрастает интеллектуальная активность в процессе решения мыслительных задач. Динамизм микроразвития определяется разнообразием задач, решаемых человеком.
Решение их зависит, во-первых, от внешней среды, во-вторых, от вооруженности субъекта способами и приемами мыслительной деятельности в этой области и, в-третьих, от его индивидуальных особенностей. Указанные три аспекта интеллектуальной и иной деятельности истекают из предварительного процесса подготовки к ней, то есть обучения. С. Виджетти отмечает, что человеческая деятельность, умственное развитие и преобразование мышления в большей части сводится к способности учиться. В процессе познания человек становится личностью, приобретает и усваивает способы жизнедеятельности социума. И поэтому весь смысл обучения заключается в формировании у него способности к различным видам деятельности.
Связующим звеном между деятельностью и индивидом является обучаемость субъекта в виде способности к учению, усвоению информации.
С точки зрения психодиагностики обучаемостьэто признак процесса усвоения информации человеком.
Его количественными показателями являются индивидуальные значения скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе учения. В основе обучаемости лежат: уровень развития познавательных процессов, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер и развитие компонентов учебной деятельности. В отечественной психологии впервые на связь и соотношение обучения и развития указал Л.С.Выготский, который писал, что «обучение создает ряд зародышей, то есть вызывает к жизни процессы развития».
Таким образом, обучаемость как основной признак обучения связан с развитием индивида и является его динамической характеристикой, которая сама по себе в определенный возрастной период относительно статична (Менчинская Н.А., 1978).
В обучаемости проявляется уровень общих специальных способностей. В связи с этим можно говорить об общей и специфической обучаемости человека.
Общая обучаемость, как показатель общей способности
определяется усвоением индивида любых знаний (не профилированной информации) независимо от содержания и формы представления. Как общая, так и специальная обучаемость характеризуется неким диагностическим показателем, а именно: темпом усвоения информации.
Показателем же специфической обучаемости является направленность и избирательность усваиваемых знаний, умений и навыков.
То есть заметно, что если специфическая обучаемость характеризуется не только развитостью познавательных психических процессов, но и направленностью интересов субъекта, то общая теоретически абстрагируется от мотивационного компонента интеллектуальной деятельности и зависит в большей мере от мыслительных процессов индивида (Менчинская Н.А., 1978).
Как было сказано выше, обучаемость состоит из двух частей.
- Динамической — это «усвоение» информации и направленность этого усвоения, подчинённой личностным особенностям субъекта и спецификой содержания информации.
- Статической, которая посредством направленного присвоения индивидом внешней информации стала его внутренним компонентом в форме «опыта».
«Опыт» как присвоенные знания в виде навыков и умений
и закрепленный в мышлении в виде способа и направленности психической деятельности посредством памяти, играет активную роль в познавательном процессе. Л.С.Выготский определял «опыт» в форме «уровня актуального развития» (УАР) личности, а «усвоение» — как «зону ближайшего развития» (ЗБР).
Если при помощи «опыта» человек решает задачи самостоятельно, то ЗБР определяет его потенциальные познавательные возможности. И не просто потенциальные возможности, а способность усваивать информацию именно под руководством или в сотрудничестве с кем-либо.
То есть, определение «зоны ближайшего развития» есть оценка и прогнозирование потенциальных способностей субъекта, психологическим основанием которых является «подражание» обучаемого действиям обучающего, но не автоматического, а сознательного и внутренне контролируемого.
Ю.З.Гильбух, исследуя ЗБР, расчленял её на «зону актуального обучения» (ЗАО), то есть, непосредственное подражание обучаемого действиям учителя в усвоении алгоритма умственных действий, и на «зону творческой самостоятельности» (ЗТС), как инновационное решение задач человеком в форме творчества. На уровне ЗТС человек проявляет самостоятельность, самоконтроль, самопроверку, творчество, «сверхзнание» и т.п. В психологической литературе можно найти указания на большую значимость творчества в структуре ЗБР, а также мнение о доминировании в процессе совместного обучения именно подражания.
Обе «зоны» диалектически взаимосвязаны и структурно сочленены. Ибо ЗБР существует потенциально, так как, реализуясь в ЗАО и ЗТС, она актуализируется в виде процесса их чередования и закрепляется в способах интеллектуальной деятельности в виде УАР.
Таким образом, обучаемость как психологическая категория структурирована
по крайней мере, в трех ипостасях. В виде признаков как общая и специфическая обучеамость. В виде показателей как темп, избирательность и направленность усвоения учебной информации. И, наконец, в виде динамического и статического компонентов: собственно самого процесса усвоения и активного хранения усвоенной информации («опыта»). Причём процесс усвоения отличается внутренней динамикой, представляющей собой диалектическое единство взаимодействия процессов подражания и творчества (ЗАО и ЗТС).
Безусловно, любая схематизация условна. Её элементы могут варьироваться в зависимости от ракурса теоретического анализа феномена. Однако все они сходятся в одном пункте, определяемом как обучаемость субъекта, как его способность к усвоению информации.
В широком понимании оценка способностей является подлинным предметом ранних и современных тестовых испытаний.