Методология и методика профессиографии

Моделирование профессиональной деятельности представляет собой процесс

конструирования единиц деятельности, выявленных в ходе её анализа, и формирование идеальной или ре­альной профессиональной модели. Этот процесс называется профессиографированием.

Профессиография в психологии труда понимается двояко.

С одной стороны, это – процесс описа­ния профессии, составление её характеристик с точки зрения требова­ний, предъявляемых к человеку этой профессией. С другой стороны, это система способов составления профессиограмм. Сама характеристика (описание) профессии называется профессиограммой. В.Е.Гаврилов, М.А.Дмитриева и К.К.Платонов определяют её как систему сведений о профессии в условиях подбора человека к ней. А у Е.А.Климова, С.Г.Геллерштейна и Н.Д.Левитова она есть приспособление самой профессии к оп­ределенному конкретному человеку.

Профессиограмма одной и той же специальности в соответствии с целью изучения профессии может изменять свою структуру, объем и вид формализации. По своей целевой ориентации, направленности различаются: информа­ционный, диагностический, прогностический и методологический типы профессиограмм.

 Несмотря на типологические различия, при построении профес­сиограмм используется один и тот же аналитико-синтезный прием. Он представ­ляет собой метод моделирования деятельности, состоящий из этапа анализа реальной специфической деятельности и этапа синтеза, процесса формирования её модели (Рис.3).

Первая аналитическая часть изложена выше, посредством краткого разбора теоретических подходов к исследованию профессиональной деятельности: элементаристский, структурно-функциональный и системный. К ним можно свести и все профессиографические воззрения: про­фессионально-важные качества И.Н.Шпильрейна и Ф.Р.Дунаевского; профпригодность в виде приспособления человека к профессии С.Г.Геллерштейна и Н.Д.Левитова; механизм взаимосвязанных условий деятельности Д.Н.Узнадзе; типизация деятельности в различ­ных профессиональных ситуациях Е.С.Браиловского и Г.И.Левигуровича; компенсация и формирование в процессе подготов­ки профессиональных качеств В.В.Шпигеля и Л.О.Селецкой и др.

Среди конкретных методов профессиографии можно выделить группу теоретических методов:

макро- и микроанализ деятельности (А.Н.Леонтьев, В.П.Зинченко); методы структурного (Н.И.Гусев, О.И.Галкин, А.Г.Комм, Л.Пахорукова) и функци­онального (В.Д.Шадриков) анализа. К эмпирическим

Систематизация процесса построения профессиограммы

Рис.1. Систематизация процесса построения профессиограммы

методам относятся: метод аналитического графика (А.А.Толчинский); метод профессиональной семантики (Е.Ю.Артемьева, Ю.Г.Вяткин); предметно-функциональные и опе­рационально-логические методы (М.А.Дмитриева, Г.В.Суходольский); ант­ропологические методы, сомато-графические, психофизиологические и лич­ностные методики.

Вторая синтезная часть процесса профессиографии являет­ся по существу методикой моделирования профессиональной деятельности.

Методы профессиональ­ного моделирования сами по себе являются системой

отражающей принцип целостности. Их существенной особенностью является выявление «единиц» профессиональной деятель­ности при помощи поиска специфических связей и отношений внутри данной профессии. Эти конструкции строятся на основе макро- и микроанализа (А.Н.Леонтьев, В.П.Зинченко), модульного подхода (В.Е.Гаврилов) и модели профессио­нала как системы функций и умений (готовности выполнения этих функции) (Н.Ф.Талызина).

В литературе эти методы представлены в виде системы требований к профессионалу, во-первых, в форме нор­мативной, экспективной, эмпирической и оптимальной модели (К.К.Плато­нов). Во-вторых, в форме «синтетической модели», то есть, набора профессионально-важных (значимых) качеств в виде психограммы. В-третьих, в форме графического построения признаков деятельности (А.И.Смирнов).

 Методы профессиографии определяют структуру профессиограммы

Она может иметь описательную форму или ви­д нормативной и структурной модели психической деятельности. Описание характерно для публикаций профессиограмм в профориентационных или рекламных целях. Нормативные и структурированные формы профессиограмма принимает, как правило тогда, когда речь идет об совершенствовании организации труда, отборе или аттестации персонала.

Теоретические основания систематизации признаков профессий приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Теоретические подходы и основания систематизации признаков профессиональной деятельности.

Нормативная модель – это описательная модель специалиста, составленная на основе требований регламентирующих деятельность документов. Экспективная модель представляет собой описательную и нормативную формы представления мнений экспертов о требованиях профессии. Эмпирическая модель – это описание деятельности «среднего» специалиста, на основе изучения статистических данных репрезентативной выборки профессионалов. Оптимальная модель является совокупной характеристикой деятельности специалиста, составленная на основе данных, полученных при помощи нормативного, экспективного и эмпирического моделирования. См. Платонов К.К. Личность: структура и регуляция. – М., 1987.

Теоретические подходы и основания систематизации признаков профессиональной деятельности. 1

Теоретические подходы и основания систематизации признаков профессиональной деятельности. 2

Таким образом, профессиография как отрасль психологии труда представляет со­бой единый аналитико-синтезный процесс моделирования деятельности. В основе его лежит теоретическая позиция психолога от­носительно подхода к анализу профессиональной деятельности и ее моде­лированию.

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий