Содержание личностно-деятельностного похода к пониманию сущности способностей

Согласно такому подходу способности представляют собой совокупность свойств личности,

которые проявляются в процессе деятельности. По этому поводу Т. И. Артемьева пишет, что проблема способностей оказалась органически зависимой от постановки проблемы деятельности.

О том, что способности образуются в процессе деятельности, писал и Б. Г. Ананьев (1956): «Задатки становятся реальными способностями, реализуются, превращаются в действительность только через деятельность».

Такие взгляды характерны также для А. Г. Ковалева и К. К. Платонова.

А. Г. Ковалев под способностями понимает

ансамбль или синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности.

К. К. Платонов под способностями понимал

совокупность довольно стойких, хотя и изменяющихся под влиянием воспитания, индивидуально-психологических качеств личности или структуру личности, актуализирующуюся в определенном виде деятельности, а также степень соответствия данной личности в целом требованиям определенной деятельности. Сходной является точка зрения В. Н. Мясищева, он считал, что под способностями надо понимать ансамбль свойств, необходимых для успешной деятельности, включая систему личностных отношений, а также эмоциональные и волевые особенности человека.

Трудности возникли в отношении выработки четких критериев, какие личностные свойства можно считать способностями.

Так, В. С. Мерлин относит к способностям свойства индивида и личности, в том числе отношение личности к осуществляемой им деятельности и индивидуальный стиль деятельности.

А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев к способностям причисляют личностные отношения, эмоциональные и волевые особенности человека.

К. К. Платонов за способности принимает, в частности, нравственные и правовые отношения личности и в связи с этим говорит о нравственных и правовых способностях.

Б. М. Теплов ввел ограничения в понимание способностей. С его точки зрения способностью можно назвать только такое свойство личности, которое влияет на эффективность деятельности, что включает также очень широкий круг различных характеристик.

Б.М. Теплов выделил три признака способностей:

1) способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) к ним относятся только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) способности несводимы к знаниям, умениям навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.

В более поздних работах Б. М. Теплов включил в число определяющих способности характеристик

типологические особенности проявления свойств нервной системы: силу—слабость, подвижность—инертность, уравновешенность—неуравновешенность. Таким образом, вопрос, что входит в состав способностей как врожденные компоненты, остался до конца не решенным.

Следование за тезисом, что без деятельности нет способностей, привело к введению дополнительного понятия:

задатки способностей как врожденного свойства.

Под задатками чаще всего понимают анатомо-физиологические особенности мозга. А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев расшифровывают их следующим образом: это физиологические и психологические особенности человека, обусловленные, в частности, индивидуальными особенностями строения мозга.

Раскрывая, как задатки превращаются в способности, Б. М. Теплов (1940 г.) писал:

«Совсем кратко мы можем сказать: способности — это задаток в развитии».

«Врожденными могут быть лишь задатки, т. е. анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося главным образом в процессе воспитания и обучения.

При таком подходе человек перестает быть носителем способностей от рождения, он становится носителем только задатков.

Несмотря на разработку видными отечественными психологами личностно-деятельностного подхода

к решению вопроса о сущности способностей, он страдает существенными недостатками. Создается опасность “растворить” способности в психологии личности, потерять, таким образом, собственный предмет исследования. Другой недостаток состоит в том, что неясно, где провести ту черту, которая отделит личностные свойства, которые являются способностями, от остальных.

При этом трактовка способностей остается весьма расплывчатой, например, к способностям относят эмоционально-волевые процессы, направленность личности на познание окружающего мира и т.п..

Еще одним недостатком этого подхода является то, что рассматриваются в основном психические свойства и недостаточно учитываются физиологические и биохимические особенности, существенно влияющие на эффективность деятельности.

Похожие статьи:

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий