Проявление способностей и одаренности в процессе деятельности

Деятельность определяется, как

«специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование» (Философский энциклопедический словарь, 1983).

Согласно психологическому словарю (1985) деятельность

динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в субъекте психологического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности. Деятельность является наиболее адекватным способом проявления человеком своих способностей и одаренности.

Особо следует подчеркнуть огромную роль деятельности (в широком плане — активности)

для созревания функций центральной нервной системы в раннем постнатальном периоде, чему имеются многочисленные подтверждения в возрастной физиологии и психологии, основанные на наблюдениях за детьми, росшими в неблагоприятных условиях. Поэтому деятельность имеет большое значение для развития и реализации способностей. Таким образом, деятельность выступает как условие развития и реализации способностей. В отличие от зарубежных психологов, в большинстве своем считающих, что способности как генетически обусловленные образования не изменяются в течение жизни, отечественные психологи стоят на позиции изменяемости способностей в онтогенезе: как в сторону прогресса, так и в сторону регресса при соответствующих условиях реализации их в деятельности. При этом положение о развиваемости способностей стало аксиоматичным в отечественной школе.

С ролью деятельности в развитии способностей тесно связан и вопрос о соотношении понятий «способности» и «качества».

Возможности человека и эффективность его деятельности определяются как социальными (приобретаемыми в процессе воспитания, обучения, тренировки) факторами, так и врожденными, биологическими.

К врожденным (генотипическим) факторам относятся

конституциональные, морфологические особенности (рост, вес, особенности телосложения в целом или соматотип, морфофункциональные особенности строения мышц), физиологические особенности (динамические характеристики, уровень максимального потребления кислорода).

К врожденным факторам относятся также психофизиологические особенности (свойства нервной системы и темперамента), простейшие психические функции (процессы), связанные с восприятием, вниманием, памятью и т. д.

К приобретенным факторам,

влияющим на возможности человека, относятся мотивы, знания, умения, а также получаемые в процессе тренировки приросты врожденных особенностей.

Очевидно, необходимо такое понятие, которое явилось бы отражением единства врожденного и приобретенного. У В.Д. Шадрикова оно обозначено как способности фенотипа. Е.П.Ильин для этой цели вводит понятие «функциональное качество».

Термин «качество» широко используется в общей психологии — волевые и нравственные качества, в психологии спорта — двигательные качества, однако, часто качество понимается как синоним способностей.

Функциональное качество можно определить как наличный уровень проявления какой-либо стороны возможностей человека, независимо от того, чем этот уровень обусловлен — природными особенностями или их развитием, а также знаниями и умениями.

Функциональные качества и способности по названию могут совпадать, например, качество быстроты и способность к быстродействию, или одна и та же сторона возможностей может выступать и как качество, например, концентрация внимания.

Важным отличием понятия «качество» от понятия «способности» состоит в том,

что качество может характеризовать не только функциональные возможности человека, но и человека как личность, т.е. личностные качества. Таким образом, в процессе овладения профессиональным мастерством каждая способность, реализуясь в конкретных действиях, получает свою огранку и характеризуется качеством. Использование понятия «функциональное качество» как фенотипического образования является компромиссом между крайними точками зрения на природу функциональных возможностей: приобретенную или врожденную.

В процессе деятельности при взаимодействии разных способностей возможны их компенсаторные отношения.

Одним из первых вопрос о компенсации способностей поставил в отечественной психологии Б.М. Теплов (1941, 1955 гг.). Он говорил, в частности, о компенсации отсутствия абсолютного слуха приобретенным умением, недостаточной выносливости слабой нервной системы ее высокой чувствительностью. Значительное место вопросу компенсации способностей уделялось в школе В. С. Мерлина. В его работах отмечалось, что одинаковая продуктивность деятельности субъектов с разными задатками (типологическими особенностями свойств нервной системы) связана с выработкой различного стиля деятельности. Следовательно, речь идет о компенсации недостаточно выраженных способностей и качеств определенными способами деятельности

Возможны различные виды компенсаций.

Одним из видов такой компенсации является обеспечение эффективности деятельности путем применения знаний и умений. Об этом виде компенсации говорил Б. М. Теплов, считая, что знания и умения не входят в структуру способностей. Компенсация такого вида хорошо просматривается в учебной деятельности, в спорте: недостаточно быстрое реагирование на сигналы и плохое распределение внимания компенсируются мыслительными операциями, способствующими прогнозированию изменений ситуации в ближайшем будущем. Этот вид компенсаций можно назвать компенсация за счет опыта.

Другим видом психофизиологической компенсации, обеспечивающим разным людям одинаковую эффективность деятельности, несмотря на имеющиеся у них различия в задатках, способностях и качествах, является компенсация за счет стиля деятельности, который опирается на сильные стороны человека, компенсируя слабые. (Подробнее рассматривается в части 3). Однако такая компенсация возможна только в тех случаях, когда от человека не требуется проявления максимальных возможностей.

Еще один вид психофизиологической компенсации — когда недостаточное развитие или выраженность одной способности может быть восполнена другой, связанной с ней способностью. Например, недостаточное распределение внимания компенсируется быстротой восприятия, недостаточная дифференцировка мышечно-двигательных ощущений — концентрацией внимания и быстротой двигательных реакций. Этот вид относится к истинным компенсациям.

Очевидно, что способности, прежде всего, определяются особенностями работы нервной системы, т.е. ее свойствами.

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также: