Развитие представлений о способностях в России

В нашей стране в 1920-1930-е годы проблема способностей изучалась в основном

с использованием методов тестирования в рамках психологических исследований.

Новый шаг в теоретическом осмыслении проблемы способностей и одаренности был сделан в 1930-1940-х годах

благодаря работам С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова. С.Л. Рубинштейн понимал под способностями «сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются».

В психологии были выделены два подхода в использовании понятия способностей: общепсихологический и дифференциально-психологический.

При общепсихологическом подходе в качестве способностей рассматривается любое проявление возможностей человека.

При этом исходили из посылки, что человек способен, т.е. может осуществлять различные виды деятельности.

С позиций общепсихологического подхода все люди способные. В центре проблемы оказывается вопрос: как эффективнее развивать возможности всех людей, включая знания и умения. Эта точка зрения имеет в нашей стране давние корни.

Основоположник педагогической науки в России К. Д. Ушинский (1824-1871) считал, что ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний. Отсюда проблема способностей приобретает психолого-педагогическую направленность.

При индивидуально-психологическом (дифференцированном) подходе, наоборот,

подчеркиваются исходные врожденные различия между людьми по способностям. При этом Б. М. Теплов, будучи сторонником этого подхода, не включал в способности знания и умения, для этого есть веские основания, которые можно видеть в биографиях многих талантливых людей. Так, например, И. Репин и В. Суриков стали проявлять способности к рисованию в возрасте трех-четырех лет еще до того, как их стали обучать рисованию. И. Гайдн стал самостоятельно заниматься музыкой в этом же возрасте тайком от родителей. Действительно, раннее проявление способностей указывает на их врожденный характер.

В связи с решением вопроса о развитии способностей и их сущности наметились два основных подхода:

личностно-деятельностный и функционально-генетический.

Похожие статьи:

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий