Мотивы обращения клиентов за психологической помощью
Содержание статьи
Психологический запрос — мотивированное определенным образом обращение клиента к консультанту
с просьбой предоставить конкретную форму психологической помощи.
Формулирование и решение консультативных задач начинается с психологического запроса клиента. Он обращается к психологу с просьбой предоставить психологическую помощь, описывая в той или иной форме свои трудности, переживания. Для того чтобы человек решился на консультацию, необходимо, как минимум, два условия: 1) объективное наличие психологических проблем, которые лежат в основе неблагоприятного психологического состояния; 2) хотя бы частичная рефлексия человеком своих проблем, т.е. отображение их в сознании в форме потребности в психологической помощи.
Спектр возможных проблем, являющихся причиной обращения к психологу
может быть достаточно широк: от пищевых расстройств до проблем, затрагивающих самые основы существования человека. Существуют различные подходы к классификации психологических проблем. Выделяются, например, проблемы личностные, педагогические, коммуникативные, возрастные, пограничные. Проблемы могут различаться по степени их сложности (в первую очередь, для самого клиента): от простых, когда бывает достаточно обыкновенной разъяснительной беседы, до сложных, требующих от клиента открытий, инсайта, что возможно лишь при длительной консультативной работе.
Следующая классификация предполагает выделение трех оснований
Для локализации источников возникновения проблемы 1:
А) окружение (включает проблемы, связанные с семьей, местом проживания человека, местом учебы, работы, отношениями со знакомыми, друзьями и т.п.);
Б) жизнь человека в целом (фиксируются общие проблемы, такие как смысл жизни, самореализация, финансово-бытовые проблемы, суицидальная активность);
В) человек (отражает проблемы физиологического плана, в том числе нормальные психофизиологические состояния, сексуальные проблемы, болезни, наркотическую зависимость).
Даже наличие объективных причин для обращения за психологической помощью не всегда приводят к тому, что человек идет к психологу. Причины здесь могут быть самыми различными:
— недостаточные уровень образования и информированность по вопросам психологии;
— отсутствие знаний о специфике деятельности психолога-консультанта;
— существование определенных психологических барьеров: страх обнажить свой внутренний мир, нежелание избавиться от некоторых психологических проблем, используемых как защиты, недоверие или неуверенность в том, что психолог может помочь и т.п.
Иногда требуется со стороны психолога создать
(может быть, через третьих лиц) мотивацию для получения психологической помощи. В этом случае возможны определенные упреждающие действия со стороны консультанта: разъяснения, заочные консультации, приглашение членов семьи. Однако, если мотивация поработать над своими психологическими проблемами у человека не сформирована, вмешательство в его внутренний мир без его разрешения допустимо лишь в исключительных обстоятельствах.
Например, при угрозе совершения суицида, уголовного преступления, в других критических ситуациях, когда негативные последствия невмешательства могут значительно превысить вред от нарушения психологической неприкосновенности. Но даже в таких случаях консультанту нужно помнить об этике и о том, что чрезмерная активность может иметь противоположный эффект, поэтому злоупотреблять ею не следует.
следующие причины обращения за психологической помощью : 1. Тревога. Состояние тревоги, беспокойства встречается очень часто. Можно сказать, что в той или иной степени оно свойственно едва ли не всем, обращающимся за психологической консультацией. Однако в некоторых случаях состояние тревоги определенно является ключевым и, не доискиваясь до предполагаемых глубинных истоков, есть смысл считать его основным фактором, обусловливающим данные проблемы клиента, и именно в связи с этим состоянием необходимо ориентировать основные усилия психолога-консультанта. Главной особенностью клиентов, пребывающих в данном состоянии, являются обеспокоенность, связанная с каким-либо конкретным обстоятельством (происшедшим или могущим произойти в их жизни), либо беспокойство как легкая эмоциональная “доминанта”, не имеющая однозначного событийного истолкования. Здесь достаточно иногда лишь несколько вопросов со стороны консультанта, чтобы выявить целое “поле” значимых острых проблем. Состояние тревоги может выступать в качестве негативного контекста для развития более серьезных проблем как для клиента, так и для его ближайшего окружения. Очень часто вследствие длительного состояния тревоги люди начинают срываться на близких людей, проявлять агрессивность и т.п. Таким образом, актуальная тревога клиента — как его начальное состояние — становится как бы определенным “сигналом”, обращенным к консультанту, “сигналом” о некотором весьма глубоком и болезненном круге проблем, мотивирующих обращение клиента к психологу-консультанту. От способности консультанта почувствовать эту болезненную “зону” и подвести клиента к ее открытому обсуждению во многом зависит эффект работы с подобными случаями. Как правило, то, что при тревоге таится “на полпути” к сознанию и, не находя выхода и адекватного словесного выражения приводит к беспокойству, в данном случае достаточно ясно представлено в сознании, причем нередко как фундаментальная жизненная проблема, не раз уже бывшая предметом самостоятельных размышлений. В результате преодоления безумной замкнутости человек перестает чувствовать себя один на один со своей обидой или виной. И наоборот, самые драматичные ситуации, производя огромное впечатление на консультанта, могут совсем по-иному восприниматься самим клиентом, существенно не нарушая его эмоциональное равновесие. Их первый визит к психологу нередко происходит под влиянием этих чувств. Для клиентов в поисках участия необходимо найти в консультанте как бы соучастника своей жизни, и они изначально настроены на длительное, “углубленное” сотрудничество. Его проблемы звучат, быть может, и очень внушительно, но они слишком многочисленны, аморфны и общи. Клиент склонен находить в себе все возможные и невозможные “комплексы”, а его готовность к самоанализу столь же безгранична, сколь и его надежды на консультирование. При этом смысл результатов, нравственную и психологическую оправданность тех целей, которые ставит клиент перед собой в общении, он менее всего склонен обсуждать с консультантом, и попытки решить эти вопросы нередко встречают более или менее выраженное сопротивление. Поэтому успешность консультативной работы в данных случаях зависит от того, удастся ли в обсуждении перейти от узкого круга жестко очерченных клиентом задач к более широкому “смысловому полю”. |