Психологический анализ профессиональной деятельности
Содержание статьи
- 1 В психологии распространено мнение о том, что организатор или руководитель
- 2 В последнее время все более звучит мнение, что «теория качеств»
В психологии распространено мнение о том, что организатор или руководитель
– это некая обеспечивающая система, в значительной мере влияющая на итог работы и организующая деятельность коллектива. Энергия управления, как вид или форма информационной энергии обеспечивает системе (социотехнической системе) импульс действия по преобразованию идеальной цели в реальный результат (продукт).
Анализ содержания психологической литературы показывает, что управленческая и корпоративная деятельность рассматривается, по крайней мере, с точки зрения элементаризма (атомарный подход Л.Выготского), структурно-функционального и системного подходов. Причём она, как правило, исследуется на психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом уровнях.
Первый подход основывается на, так называемой «теории черт» В.Штерна, представлении образа профессионала в виде оптимального набора качеств и свойств человека, активно влияющего на выполнение профессиональных функций. То есть, в данном случае, деятельность человека подразумевает практическую реализацию психологических элементов (элементаризм). Данный подход Л.С.Выготский называл атомарным, черты которого можно найти трудах Ф.Ф.Аунапу, Э.Дрезена, Е.Вендрова, Ф.Тейлора, А.Файоля и др.
«Атомарный» подход представлен в литературе в форме психологического и психофизиологического направлений. Если приверженцы первого пытаются «универсализовать» руководителя, наделяя его на все случаи жизни оптимальными психическими качествами, то вторые обращаются к физиологическим свойствам, пронизывающим, по их мнению, всю сущность личности и определяющих успешность её деятельности. Суть этих взглядов основывается на существовании некой психологически универсальной предрасположенности человека к профессиональной деятельности.
В последнее время все более звучит мнение, что «теория качеств»
обнаруживает существенные недостатки и, прежде всего, в идеальном представлении универсального специалиста. Так, например, авторы «Промышленной социальной психологии» утверждают, что анализ личностных качеств 140 выдающихся людей не обнаруживает совпадений, позволяющих сделать вывод о том, что какая-то определенная оптимальная (универсальная) черта должна быть свойственна всем лидерам. Обобщение 124 работ исследователей, сторонников «теории черт», показало, что одни авторы активно опровергали других. Ставятся под сомнение даже такие качества личности как сила воли и интеллект.
В рамках структурно-функционального подхода внимание акцентируется на связи функциональной деятельности человека с его личностными качествами. Данная парадигма представлена в литературе в виде структурной (типологической) и функциональной интерпретациях (Рис.1).
Идея структурности исходит из анализа типов взаимодействия и отношений в группе. В частности, речь идёт о типах лидерства, авторитета, отношений и стиле руководства. Так же предлагается сконструировать психологический портрет типичного руководителя, исходя из определенного набора качеств человека.
Функциональный подход обосновывает приоритет связи абстрактных качеств человека с теми функциями, которые он выполняет. В этой связи следует подчеркнуть, что исследователи делают акцент, во-первых, на функционально-ролевом, личностном подходе, суть которого сводится к умению руководителя выполнять ролевые функции управления. Во-вторых, — на функционально-психологической концепции, которая определяется возможностями выполнять специфические функции, исходя из имеющихся психологических качеств. В-третьих, — на функционалистской традиции, то есть перечисления управленческих функций, которыми следует овладеть руководителю независимо от имеющихся у него способностей. И, наконец, в-четвертых, — на функционально-ситуативной трактовке, использующей ситуативный подход как жесткую систему определенных для конкретной ситуации функциональных зависимостей при слабом учете психологических особенностей субъекта управления.
Структурно-функциональный и ситуативно-психологический подходы
во главу угла исследовательской парадигмы ставят систему принятия решения профессионалом в конкретной ситуации, исходя из психологических особенностей его деятельности, личностных свойств, которые и анализируются психологом в данных конкретных условиях.
Рис.1. Структурно-функциональный подход к анализу управленческой деятельности (обзор взглядов)
И, наконец, значимое место в палитре психологических представлений об анализе профессиональной деятельности занимает системный или целостный подход. Парадигма системного анализа профессиональной деятельности основывается, по крайней мере, на трёх концепциях психологии управления персоналом. Это — системно-психологическая концепция Л.Д.Кудряшовой, системно-исторический подход Ю.Н.Емельянова и концепции системно-ситуативного анализа деятельности Б.Я.Шведина.
Л. Кудряшова определяет общую способность человека к управленческой деятельности как целостное свойство личности, которое проявляется в его деятельности независимо от объекта управления. Качества входят элементами в целостную личность во всем спектре противоположностей. Отсутствие или неразвитость одного качества нарушает целостность личности. И наоборот, чрезмерное развитие или абсолютное преобладание другого качества также ее разрушает. Руководитель в своей деятельности сталкивается с множеством сложных, разнообразных ситуаций. Успешность их разрешения зависит не от свойств ситуации или объекта управления, а от богатства противоречивых качеств, находящихся в диалектическом единстве в структуре конкретной личности субъекта управления.
Ю.Емельянов рассматривает субъект управления как элемент целостной системы — группы. Он связывает характеристики субъекта с конкретными характеристиками объекта управления. Таким образом, если системно-психологический подход, представляет деятельность руководителя, исходя из его личностных системных качеств, то системно-исторический подход соединяет в систему в виде «организаторского потенциала» психологические качества руководителя и характеристики группы как объекта управления.
У Б.Шведина субъект, принимающий управленческое решение, является элементом профессиональной ситуации. Ситуация рассматривается как единица анализа деятельности, где отражается, редуцируясь, вся деятельность с её параметрами. Типология ситуаций позволяет моделировать саму профессиональную деятельность. А поведение специалиста в типовых ситуациях конструируется в виде поведенческой модели оптимизации профессиональных действий.
«Теория качеств» в процессе своего концептуального насыщения претерпевает ряд метаморфоз.
На атомарном уровне (элементаристский подход) профессиональный облик профессионала представлен в виде совокупности элементов — абстрактных обозначений, названных качествами, непосредственно независимыми от специфических профессиональных функций, групповых отношений и среды, в которой он живет и действует. Структурный подход подчеркивает связь субъекта с группой, которая представляется через типологию стиля взаимодействия, позиции и авторитета. Тип лидерства и социальный статус человека являют собой существо структурного подхода. Функциональное взаимодействие со средой и группой показывает связь и отношение субъекта с задачей как элементом производственной системы. Структурно-фнкциональный подход, показывает единство субъекта, группы, задачи и среды, в которой протекает деятельность, формируя единицу анализа профессиональной деятельности — ситуацию. Качества человека в ситуации регламентируются её элементами и носят конкретный, определенный характер. Однако данный подход «срезает» ситуацию в определенный момент времени. Динамика ее развития остается вне рассмотрения. Генетический анализ в структурно-функциональном к сожалению отсутствует.
В теории профессиографии и, особенно в сфере изучения управленческой деятельности, наметилась тенденция обращения исследователей к методу системного анализа. Теоретические подходы к изучению профессиональной деятельности (Рис.2) показывают необходимость пересмотра отношения к методологии профессиографии.
Объект исследования | Наименование теоретического подхода | Единицы анализа |
Личность специалиста как совокупность ПЗК |
АТОМАРНЫЙ ПОДХОД -Психофизиологический -Психологический |
Психологическое качество Система качеств |
Личность специалиста в связи со средой, группой и задачей в ситуации |
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД -Структурный подход -Функциональный подход |
СИТУАЦИЯ |
Личность как система качеств, как элемент профессиональной системы – группы в развитии, как генезис типовых ситуаций |
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД -Системно-психологический подход -Системно-исторический подход -Системно-ситуативный анализ деятельности |
Профессиональная деятельность как развивающаяся система |
Рис.2. Генезис теоретических подходов к анализу профессиональной деятельности.
Как мы можем наблюдать, уровень анализа деятельности, опирающийся на «теорию качеств», не вполне соответствует современным требованиям к подбору людей, способных успешно работать в сложных профессиональных системах. Поэтому мы попытаемся рассмотреть методологию и методику анализа профессиональной деятельности, моделирование системы требований к современному специалисту на предприятии, по крайней мере, с точки зрения трёх позиций. Элементаристскую схемы разберём более подробно. Приведём пример структурно-функциональной модели. Обсудим особенности системного подхода.