Психофизиологические аспекты выбора и обучения профессии
Содержание статьи
Вопрос о необходимости профессионального отбора первоначально подвергался сомнению.
В работах 60-х годов В.С. Мерлин и Е.А. Климов указывали на тот факт, что рабочие с разными типологическими особенностями показывают за счет выработки определенного стиля деятельности одинаковую производительность труда, и поэтому смысл отбора пропадает.
Противоположную точку зрения отстаивал К.М. Гуревич (1970)
он доказывал необходимость отбора, прежде всего в профессиях, сопряженных с экстремальными ситуациями и большим нервно-психологическим напряжением. Позднее к таким профессиям были отнесены и те, которые требовали выработки скоростных и точных навыков. Большее значение первоначального отбора одаренных спортсменов демонстрирует тренерская работа, нацеленная на высшие достижения и воспитание чемпионов, а также деятельность в области искусства, предусматривающая поиск талантливых детей и максимальное развитие их возможностей.
Во многих работах показано,
что в зависимости от специфики профессиональной деятельности успешность обучения определяется разными типологическими особенностями.
Например, хорошо осваивают профессию монтажника-высотника лица, имеющие сильную нервную систему и подвижность возбуждения. При обучении телеграфисток наиболее успешны были лица с подвижностью нервных процессов. Различия в профессиональной адаптации отмечаются у людей, отличающихся по свойствам нервной системы.
Адаптация в профессиональной деятельности разделяется на два вида:
долговременную, связанную с освоением профессии (профессиональные навыки), и кратковременную или оперативную, связанную со сменой рабочих мест, сменой коллектива. Быстрота адаптации зависит от выраженности свойств подвижности и лабильности, и соответственно происходит за более короткий срок у лиц, обладающих ими в большей мере. Однако следует отметить, что и медленно адаптирующиеся рабочие достигали таких же и даже лучших производственных результатов за более продолжительное время.
В условиях монотонности труда через несколько лет (при долговременной адаптации)
отбирались рабочие с комплексом монотоноустойчивости: со слабой нервной системой и инертностью нервных процессов, которые медленнее адаптировались в начале, что было установлено в исследованиях А.И. Фукина (1995). Наиболее заметные отличия были выявлены у рабочих с большим стажем, среди них оставались в основном те типологические особенности, которые соответствуют психологической специфике выполняемых рабочих операций.
Таким образом, профессиональный отбор нельзя вести ориентируясь только на скорость обучения.
Установлено, что в мире существует около 3000 разных профессий, и изучение требований при отборе для каждой из них нецелесообразно. Поэтому при выработке подхода при исследованиях в области профессиональной психофизиологии опираются не на содержательно-операциональную специфику той или иной профессии, а на психологические особенности осуществляемой в ней деятельности.