Психология труда как отрасль науки и учебная дисциплина
Содержание статьи
При анализе психологии труда как отрасли науки следует помнить
что с ее появлением психологические знания продолжают производиться вне научных рамок и в русле других наук. Е.А. Климов считает это одним из проявлений общей психологической грамотности и культуры общества. Психологическое знание о труде продолжает развиваться, с одной стороны, практиками (учителями, руководителями производства, командирами воинских подразделений), с другой – представителями других психологических отраслей.
В связи с этим разобраться в сущности и содержании психологии труда как науки
значит, в частности, выстроить ее связи и взаимодействия с другими науками.
Так, общая психология рассматривается в качестве своеобразного теоретического фундамента для осмысления психологических характеристик субъекта труда и его активности на разных уровнях. Другим “кирпичиком” является психофизиология, формирующая представления об индивидных регуляторах человеческой активности. Важную научную информацию для психологии труда представляют возрастная и педагогическая психология, патопсихология, социальная психология.
Вместе с тем и в недрах самой психологии труда вырабатываются положения, выступающие в качестве теоретических основ для других отраслей психологической науки. Без использования таких положений вряд ли смогли бы эффективно развиваться психология управления, авиационная, военная, спортивная и другие отрасли психологии.
Важно также понимать, что сегодняшняя психология труда отражает
состояние психологической науки в целом: она представляет собой скорее не “ствол”, а “куст” теоретического знания. В области психологии труда активно работают представители всех современных психологических направлений: бихевиорального, психоаналитического, когнитивистского, деятельностного, гуманистического и др. Более того, в русле каждого из этих направлений действуют научные школы, сосредотачивающие свое внимание на той или иной теоретической области, исследовательской или технологической модели, идеализирующие и абсолютизирующие предмет своего исследования. Поэтому, прочитав несколько разных учебников по психологии труда, можно обнаружить различную трактовку ее предмета, описания феноменологического поля, задач и т.п.
Сегодня утвердилось понимание того, что психология труда, как научная отрасль, представляет собой систему научных знаний о профессиональной деятельности, о ее психологической системе, закономерностях взаимосвязи субъекта и объекта труда.
Психология труда как учебная дисциплина
Развитие психологии труда как области теоретического знания и как отрасли науки обусловило необходимость выделения и определения содержания специальной учебной дисциплины в структуре учебных дисциплин по подготовке психологов.
Учебная дисциплина «Психология труда» является одной из важнейших общепрофессиональных дисциплин. Ее изучение призвано способствовать формированию у студентов знаний о психологических аспектах труда, его основных компонентах, факторах, оказывающих психологическое воздействие на человека и эффективность осуществляемой им деятельности, о психологических характеристиках эргатических систем. В результате изучения дисциплины студенты приобретают навыки разработки моделей специалистов, диагностики уровня профессионализма специалиста, психологической экспертизы и оценки различных компонентов эргатических систем. Это определяет актуальность дисциплины, высокую теоретическую и практическую значимость для психологов.
Главная цель указанной учебной дисциплины состоит в формировании у обучаемых целостного, системного представления о предмете, задачах, теоретических и методологических основах, методах психологии труда.
Основные задачи, решаемые в ходе преподавания психологии труда:
– усвоение основных понятий дисциплины, знаний о психологических аспектах труда;
– формирование у студентов стремления к профессиональному росту, развитию и самореализации личности психолога-профессионала;
– развитие навыков анализа профессиональной деятельности человека, уровня ее эффективности;
– привитие навыков оказания психологического воздействия на специалиста в целях повышения эффективности его деятельности;
– развитие навыков проведения психологической экспертизы и оценки различных компонентов эргатических систем.
Преподавание «Психологии труда» проводится в тесном взаимодействии
со всем комплексом психологических дисциплин и в первую очередь с основными разделами общей психологии, социальной психологии, возрастной психологии, педагогической психологии.
Рассматриваемая учебная дисциплина призвана формировать у студентов знания об объектно-предметном поле, истории и перспективах развития психологии труда, о сущности и разновидностях эргатических систем, организации трудового поста. Задачами психологии труда являются также рассмотрение и усвоение сущности и структуры субъекта труда, закономерностей его развития, особенностей трудовой мотивации человека.
В содержании учебной дисциплины важное место занимают дидактические единицы, связанные с пониманием сущности профессиоведения, профессионального самоопределения, профессионально важных качеств и способностей личности, психологических основ профессионального психологического отбора, расстановки и аттестации кадров.
Важную составляющую учебной дисциплины психологии труда составляет знание
о психологических основах обеспечения безопасности труда, предупреждения и преодоления трудовых конфликтов, поддержания профессиональной работоспособности и социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов.
В рамках данной дисциплины исследуются принципы и методы психологического изучения профессиональной деятельности.
Таким образом, учебная дисциплина «Психология труда» является одной из тех стержневых дисциплин, которые формируют базовые знания психолога о важнейшей сфере жизнедеятельности человека, одновременно способствуют формированию у него умений и навыков их практического приложения к решению конкретных задач производства, управления, образования и т. д.