https://electroinfo.net

Методологические вопросы психологии труда

Содержание статьи

При решении теоретических и прикладных задач психологии труда

Методологические вопросы психологии труда

успех исследователей во многом определяется их методологическими позициями. Методология – отрасль знания, концептуально упорядочивающая достижения науки, относящиеся к пониманию ее предметной области и методов, т.е. совокупности приемов и операций теоретического познания или практического освоения действительности; способов достижения цели, решения задачи, получения ответа на теоретическую проблему.

Необходимость рассмотрения методологических вопросов психологии труда связана с привлечением ею данных разных наук (психологии, педагогики, физиологии, кибернетики, технических наук), обладающих различной терминологией, средствами и аппаратом исследований и нуждающихся в разработке оригинальных способов и методов разрешения возникающих проблем.

Даже если ограничиться объединением только психологии

(как одной из основных наук о человеке) и технических наук, то и тогда возникает достаточное количество методологических проблем. Так, многим психологам присуща тенденция “уложить” психическую деятельность человека в схемы технических наук (радиотехники, электроники и др.). Они могут говорить о человеке как о «частотном фильтре», как о «низкочастотном усилителе», о его “коэффициенте полезного действия” и т. п. А другие исследователи «психологизируют» машины, рассуждают об их «памяти», «мышлении», «решении задач».

В процессе становления психологии труда позиции всех исследователей претерпели ряд изменений. Первоначально приоритетным был так называемый «механоцентрический подход», когда к человеку пытались механически применить критерии, методы и терминологию технических устройств, приспособить человека к технике, сделать его придатком машины. С одной стороны, это вело к игнорированию или недостаточному учету специфики психической деятельности человека. С другой,- принесло известную пользу, так как привлечение строгого аппарата технических наук позволило поднять психологические исследования на более высокий уровень.

К положительным сторонам механоцентрического подхода можно отнести следующие обстоятельства:

– в деятельности человека были выявлены «машинообразные» операции, доступные воспроизведению в технических устройствах, что способствовало частичной замене человека автоматом на определенных этапах управления;

– выделены специфические психические особенности операторской деятельности, не поддающиеся описанию средствами технических наук, что придало вес психологам в глазах инженеров;

– он способствовал проникновению в традиционную психологию математических и инженерных методов анализа результатов исследования и разработке более строгой теории психологического эксперимента.

Однако свойственное механоцентризму стремление отдать приоритет технике в конечном итоге выражало установку на полную автоматизацию процесса управления, вытеснение из него человека. При таком подходе психология нужна инженерам лишь до тех пор, пока они не в состоянии сконструировать технически совершенный и дешевый автомат.

Механоцентризм очень близко примыкает к симплификации (упрощению) труда

которая предусматривала разбиение рабочего процесса на очень простые двигательные акты. Их выполнение можно было доверить даже не имеющему профессиональной подготовки рабочему. Но попытка упрощения труда не имела успеха. Оказалось, что человек, поставленный в такие условия работы, действует неэффективно. Однообразие и примитивность рабочих действий способствовали монотонности, снижению работоспособности и производительности труда, большой «текучке кадров». В итоге грубое приравнивание человека к техническому устройству, лежащее в основе механоцентризма, не принесло ощутимого повышения производительности труда.

Затем в психологии труда укрепился «антропоцентрический подход»

рассматривающий человека в качестве главного звена системы «человек-машина», а машину – как орудие его труда. Антропоцентрическая позиция ориентируется на приспособление машины к человеку, предпочитает установку на «гуманизацию» техники и труда. Особенностью этого приспособления техники является стремление максимально развить возможности человека как субъекта труда. Антропоцентрическая позиция и принцип гуманизации техники по-новому ставят проблемы психологии труда в тесную связь с науками о человеке и обществе.

При реализации антропоцентрического подхода необходимо учитывать особенности трудовой деятельности:

1. Она отличается от действий животных тем, что он старается предвидеть будущий результат своих усилий.

2. Носит коллективный характер, а отношения между людьми являются внутренним моментом трудовой деятельности.

3. Для нее характерно использование орудий, которые человек помещает между собой и природой и посредством которых он реализует поставленную цель.

Важно также избегать рассмотрения отношения «субъект труда – орудие труда» в узком плане, так как человек выступает не только как субъект труда, но и как субъект познания и общения. При этом общение является групповой деятельностью.

Какое-то время весьма удобным было не становиться на позиции механоцентризма или антропоцентризма, выбирая нейтральную позицию. Подобный подход к человеку при конструировании орудий труда получил название усредненного. Это было весьма удобно для инженеров-конструкторов, так как существенно облегчало им работу. Но практика и психологическая служба отвергают подобный упрощенный подход к человеку, играющему решающую роль в системе «человек-машина».

Естественно развиваясь, усредненный подход постепенно трансформируется в сторону признания приоритетной роли человека при работе с информационными моделями, разумного облегчения труда оператора, насыщения его машинами, автоматами и системами управления. Следовательно, при усредненном подходе психология труда имеет тенденцию превращения в инженерную психологию, основной задачей которой является достижение оптимального сочетания человека и машины с одновременным недопущением трудностей и ущерба как человеку, так и технике (экономического, конструктивного и т. д.).

Система методов психологии труда. Как и всякая отрасль научного знания, психология труда использует систему методов. Ряд применяемых ею методов являются междисциплинарными, что предопределяется ее универсальным характером как науки и социальной практики. К ним относятся методы сбора профессиологически важной информации: наблюдение, опрос, изучение документов, тестирование, изучение результатов деятельности, эксперимент и др.

Психологический метод — система положений и профессиональных средств

определяющих возможности и ограничения определенной группы методик и процедур исследования человека или воздействий на него. Слово «метод» может применяться и как собирательное обозначение всего того, к чему эти положения относятся. Поэтому говорят, например, «был применен метод эксперимента» (хотя речь идет об использовании опреде­ленных экспериментальных методик), и нам тоже не удастся избежать употребления слова «метод» в указанном значении.

Методика — предназначенная для решения определенного рода задач совокупность внешних средств деятельности психолога, представленная в общепонятной для специалистов форме и пригодная к применению. Например, методика измерения времени, двигательной реакции на видимый движущийся объект должна включать не только описание научной картины явления, условий проведения исследования, но и движущийся объект (его лабораторно-экспериментальную или естественно-экспериментальную модель), и прибор для регистрации интересующего нас времени, и средство для записи данных и т. д. Методика включает описание порядка первичной обработки, упорядочения получаемых эмпирических данных, рекомендации по их истолкованию. Тo есть, методика — это то, что можно расположить на рабочем месте или представить в автоматизированном виде (с помощью, например компьютерной техники).

Процедура — реальная последовательность действий по применению той или иной методики

методических приемов, средств, включая и функциональные средства психолога – выразительные средства речи, поведения, а также и собственно внутренние средства — мысленные схемы, планы, умозаключения и т. д.

Процедуры должны быть максимально полно описаны в составе методики, однако значительная часть «искусства» психолога (как теоретика, так и практика) неотъемлема от его опыта и личных качеств по ее применению. Например, психолог может быть вооружен методикой наблюдения (инструкция, специально подготовленный бланк протокола, система условных, сокращений или знаков для быстрой записи повторяющихся трудовых приемов наблюдаемого, двухстрелочный секундомер, карандаш), но есть еще так называе­мая культура наблюдателя, носителем которой является он сам. Она определяет, насколько успешно отделит наблюдатель факт от его субъективной интерпретации, насколько устойчивым будет его внимание, что он заметит, а что упустит при наблюдении (ибо внимание, восприятие всегда избирательны) и т. д.

Психологическое изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частных методических приемов (методик). Познание психо­логических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по ее совершенствованию, обеспечению эффективности и безопасности труда предусматривают получение и использование научных фактов, дан­ных о психологических характеристиках трудовой деятельности.

Основным инстру­ментом в этой работе является комплекс конкретных методик психологического ис­следования

которые можно объединить в следующие классы методов психологии труда:

1) анализ рабочих документов (руководства, инструкции и т.п.) — для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности;

2) наблюдение за рабочим процессом — для сбора визуальной информации о содержании деятельности;

3) хронометраж — оценка временных параметров трудового процесса;

4) опрос (беседа, анкетирование, экспертные оценки и др.) — получение письменной и устной информации от субъекта труда;

5) самонаблюдение и самоотчет — воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач;

6) трудовой метод — информация об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс;

7) биографический метод — анализ жизненного и профессионального пути;

8) физиолого-гигиенические методы — изучение условий деятельности;

9) эксперимент (естественный и лабораторный) — изучение психологических особенностей субъекта труда с опорой на психометрические тесты, личностные опросники, психофизиологические, физиологические и биохимические методики.

Сложность и многоплановость профессиологического подхода к анализу такого сложного психологического феномена, как деятельность, обусловливает необходимость привлечения широкого круга методов. В настоящее время сложилась целостная система методов психологического изучения деятельности, включающая три основные группы (по Б.Г. Ананьеву):

К первой группе методов относятся сравнительный, комплексный и лонгитюдный методы.

Сравнительный метод предполагает возможность сопоставления полученных данных с уже имеющимися, т.е. язык шкалы должен соответствовать установленным или принятым нормам (например, 10-балльная шкала, 5-балльная шкала и т.п.).

Комплексный метод означает использование для изучения одних и тех же характеристик разных методов для повышения их достоверности.

Лонгитюдный (лонгитюд – длящийся, продолжительный) метод предполагает исследование одного и того же явления на протяжении длительного времени (в одних и тех же или варьирующихся условиях). Лонгитюдное исследование является наиболее информативным для описания деятельности.

Вторую группу методов составляют методы сбора эмпирических данных о профессиональной деятельности.

К ним относятся методы изучения:

– условий и некоторых объективных характеристик деятельности: гигиены труда (измерение влажности, освещенности, уровня шума, температурного режима и т.д.); физиологии труда (электроэнцефалография, электромиография, электрокардиография и т.д.); кибернетики, эргономики и других дисциплин;

– психологических особенностей профессиональной деятельности: анализ документов, наблюдение, опрос (анкетирование и беседа); экспертный опрос; анализ ошибок в работе специалиста; хронометраж; алгоритмический анализ; самонаблюдение и самоотчет (трудовой метод); эксперимент;

– личности специалиста: биографический метод; анализ документов; наблюдение и самонаблюдение; методы изучения познавательных процессов; личностные опросники; проективные методики; анализ практических результатов деятельности; приборные (фото- и киносъемки, компьютерные методики, специальные приборы);

– факторов групповой деятельности: шкалы приемлемости; групповая оценка личности; метод обобщения независимых характеристик; социометрический метод; гомеостатический метод. Гомеостатические исследования осуществляются с использованием специально разработанных диагностических устройств – гомеостатов (или комплексов, действующих по принципу гомеостатов). Это приборы, позволяющие эффективно совершать какое-либо коллективное действие лишь при условии согласованных действий испытуемых. Они применяются тогда, когда необходимо оценить совместную деятельность специалистов.

Третья группа методов – методы обработки

интерпретации и систематизации эмпирического материала. Данную группу составляют две подгруппы:

– количественные (статистические) методы включают методы первичной обработки данных (определение среднего значения, стандартного отклонения, дисперсии) и методы многомерного анализа, предполагающие корреляционный, факторный, дисперсионный, кластерный и другие виды анализа;

– качественные методы – методы экспертной оценки, сравнительного анализа эмпирических данных, контент-анализа.

Для интерпретации данных используются две группы методов: структурные и генетические.

Первые предполагают фиксирование составных частей и установление структурной связи как внутри данной характеристики, так и связей характеристик между собой. Выделяют структурно-системный и функционально-структурный анализ.

Вторые связаны с анализом динамики развития феноменов с выделением фаз, стадий и т. п. В процессе их применения осуществляется развертка интерпретируемых явлений, процессов (показателей) во времени, выяснение того, откуда они берут свое начало, по каким закономерностям развиваются и как будут развиваться дальше.

Для систематизации эмпирического материала, как правило, используются содержательно-психологические методы, основывающиеся на применении принятых теоретических концепций и теорий (например, теориях внимания, памяти, мышления и др.), а также методы теории распознавания образов и др.

Рассмотрим основные методы психологического изучения профессиональной деятельности, наиболее широко применяющиеся в психологии труда.

Метод профессиографии. Анализ психологических особенностей трудовой деятельности

(профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) называется профессиографией. Итогом изучения трудовой деятельности должна быть ее профессиограмма — описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма — описание психологических характеристик деятельности.

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами: специфичности (конкретности) описания определенной деятельности; комплексности изучения; динамичности изучения (с учетом развития, изменения деятельности); системности (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик деятельности); идентичности приемов (для корректного сравнения профессий); использования качественно-количественных методов.

Профессиограмма не имеет строго устоявшейся структуры

(во многом зависит от целей исследования), у различных авторов она имеет свои отличия. В целом же, профессиограмма должна содержать характеристику:

— общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т.д.);

— содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков инфор­мации, анализ ошибок и т. д.);

— средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т. д.);

— условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.);

— организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха и т. д.);

— субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, ком­муникативные особенности и т. д.);

Психограмма должна отражать требования и характеристики мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых, характерологических и других профессионально важных качеств субъекта труда.

Метод анализа документов. Документы как источник профессиографической информации

особую ценность представляют на первом этапе изучения каждого вида профессиональной деятельности. Их анализ, как правило, предваряет применение других методов.

Тщательный анализ документов позволяет уже в начале исследования составить целостное представление о профессии и выявить ряд ее наиболее принципиальных характеристик и особенностей: выяснить точное наименование специальности (должности); определить цели и задачи деятельности, степень ее значимости; ознакомиться с функциональными обязанностями специалиста, условиями и режимом труда, требованиями к технике безопасности, основными направлениями общения и обмена информацией; выделить наиболее ответственные и сложные операции, распространенные ошибки и срывы, характер профессиональных заболеваний; провести первичную оценку зависимости качества работы специалиста от характера межличностных отношений в группе и т. д.

Работа с документами, кроме того, дает возможность овладеть профессиональной терминологией и определить возможности ее сочетания в рамках профессиограммы с терминами и понятиями, используемыми в психологии. В ходе анализа документов целесообразно также определить историю данной профессии и основные направления ее дальнейшего развития. Информация такого рода особую ценность может представлять для профессиограмм, разрабатываемых в интересах профконсультации и профориентации. Наконец, тщательное изучение документов позволяет определить наиболее оптимальное направление и особенности методического обеспечения дальнейшего исследования профессии, выработать гипотезу относительно психофизиологической и социально-психологической структуры изучаемой деятельности.

В ходе профессиографического исследования могут быть использованы самые разнообразные документальные источники, различающиеся между собой как по форме фиксации, так и по содержанию сведений.

По форме регистрации информации о профессиональной деятельности документальные источники подразделяются на:

– письменные (сведения изложены в форме текста);

– статистические (форма изложения информации – цифровая);

– иконографические (кино-, фото-, видеодокументы, картины и т.д.);

– фонетические (магнитофонные записи, записи на лазерных дисках, грампластинках);

– электронные (машиночитаемая форма на магнитных носителях, электронная почта, Интернет).

Письменные документы – наиболее распространенный вид документации. Для психологического изучения деятельности могут быть использованы правовые акты, приказы и директивы (или их отдельные пункты), регламентирующие профессиональное поведение специалистов; руководства, наставления, инструкции, технологические схемы и технические паспорта; программы обучения, частные методики, учебные и методические пособия; отчеты и другие материалы научно-исследовательских работ по данной профессии; журналы и ведомости, характеризующие качество профессиональной подготовки специалистов; трудовые книжки; протоколы собраний; медицинские книжки; архивные материалы; некоторые личные документы, и т. д.

Определенная информация содержится в документах, удостоверяющих личность, отражающих уровень и вид общего и профессионального образования, достижения в различных видах человеческой деятельности (спорт, открытия и изобретения, творческие достижения), состояние здоровья, конкретный профессиональный и жизненный опыт, результаты социально-психологического изучения, психофизиологического обследования и т. д.

По принятым в делопроизводстве правилам все письменные документы подразделяются на документы постоянного (через 10 лет передаются в архивы) и временного хранения (через определенные сроки уничтожаются).

От формы, в которой зафиксирована информация, т.е. от вида документа, зависят цели его анализа. При этом наиболее общими из них являются: выявление основных действий и операций в профессиональной деятельности; получение целостного представления о деятельности конкретных специалистов.

По виду содержащейся информации документация может быть следующих видов:

– техническая – обеспечивает изучение расчетных параметров техники и конструкций, нагрузок на сенсорные и моторные функции человека, требований к восприятию, вниманию, памяти, сенсорной реакции и т. д.;

– технологическая (оперативная) – представляет сведения о последовательности и способах действий и поведения специалиста, о требованиях отдельных, наиболее сложных операций к различным индивидуальным особенностям человека, об организации взаимодействия специалиста с другими лицами внутри трудового коллектива и за его пределами;

– по авариям и происшествиям – представляет сведения об авариях, срывах в выполнении обязанностей, происшествиях, частоте их возникновения, а также о лицах, наиболее часто допускающих ошибки;

– кадровая – позволяет собрать информацию о возрасте, стаже работы, профессиональной подготовленности, квалификации, поощрениях и наказаниях, выделить “лучших” и “худших” специалистов, чтобы в ходе последующего исследования сравнить уровни сформированности у них различных индивидуально-психологических качеств;

– медицинская – дает сведения о частоте и динамике обращений за медицинской помощью специалистов в течение дня, недели, месяца, года, о причинах обращений и индивидуальных особенностях обращающихся, о случаях и видах травматизма в ходе деятельности, о специфике профзаболеваний;

– социальная – характеризует специалистов с точки зрения их общественной активности, мотивов деятельности, преобладающих увлечений и интересов, позволяет определить основные проблемы профессиональной деятельности, возможные направления их разрешения и т. д.

По типу содержащейся информации выделяют следующие виды документов:

1. Документы, содержащие профессиональные нормы (нормативы) профессиональной деятельности: правовые акты; приказы и директивы; руководства, наставления и инструкции; спецификации, стандарты (ГОСТы) и т. п.

В этих документах выявляются, изучаются и описываются цели, основные задачи, специфика и условия деятельности, конструктивные особенности рабочего места, режим труда и отдыха, правила и нормы профессионального поведения специалистов.

2. Документы информационно-справочного, научного и мемуарно-литературного характера: справочные издания, базы данных, информационно-справочные системы; диссертации, отчеты по НИР, монографии, учебная и методическая литература; художественная, мемуарная и историческая литература.

В этих документах изучению и описанию подвергаются: предназначение, социальная значимость, характер, формы и динамика субъективного отражения деятельности представителями профессии, особенности их эмоционально-волевой и мотивационно-ценностной сферы, доминирующие и наиболее яркие переживания, типичные профессиональные и личностные затруднения и проблемы.

Таким образом, анализ различных видов документальных источников, содержащих прямую или косвенную информацию о профессии, является одним из необходимых методов психологического изучения деятельности. Он используется, как правило, на первых этапах исследования и позволяет, с одной стороны, непосредственно собрать информацию, необходимую для заполнения различных разделов профессиограммы, с другой, – спланировать дальнейшее изучение деятельности с помощью иных методов. В то же время следует помнить, что многие данные документов и особенно результаты их психологической интерпретации требуют перепроверки в ходе дальнейшего исследования.

Метод наблюдения – прямое восприятие исследуемого объекта на основе регистрации избранных единиц

(показателей, признаков), характеризующих особенности изучаемой деятельности, поведения личности, коллектива, отдельные акты, психические реакции, речевые действия, операции деятельности. Он является одним из основных методов психологического изучения профессиональной деятельности.

Состав процедуры наблюдения: определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); выбор способов регистрации наблюдаемого (как фиксировать наблюдаемые явления?); детальная фиксация получаемой информации с использованием средств регистрации; обработка и интерпретация полученной информации (каков результат? какие выводы следуют из полученной информации?).

Предмет наблюдения – вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенных условиях социальной или профессиональной среды и в конкретных ситуациях: речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация; выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела; движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения; физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка; сочетание перечисленных признаков.

Основные виды наблюдения: житейское (бессистемное) и научное (целенаправленное).

Научное наблюдение может быть дистантным и включенным. Включенное наблюдение предполагает наблюдение профессиональной деятельности специалиста или группы “изнутри”, когда наблюдатель становится полноправным ее членом. Оно дает возможность увидеть многие скрытые стороны человека как субъекта трудовой деятельности. Однако включенное наблюдение не всегда возможно и осуществимо по различным объективным причинам. Активно используется и дистантное наблюдение, т.е. наблюдение со стороны. При таком наблюдении исследователь не становится участником деятельности или какого-либо группового процесса, где он изучает субъекта деятельности или его действия (операции). Свое поведение он организует значительно проще: главное, что от него требуется, – это остаться незамеченным со стороны изучаемого лица.

Дополнительные виды наблюдения:

– открытое и скрытое (инкогнито);

– стандартизированное и нестандартизированное (дневниковое);

– полевое (естественные условия) и лабораторное;

– случайное и систематическое;

– ограниченное и длительное;

– сплошное и выборочное;

– констатирующее и оценивающее;

– внешнее и внутреннее (самонаблюдение);

– контролируемое (регистрация по заранее отработанной процедуре) и неконтролируемое.

Преимущества метода наблюдения: непосредственное восприятие и фиксация актов социально-профессионального поведения; отражение конкретных процессов в конкретных ситуациях; более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения; возможность проверки опосредованных способов (анкет и опросников); снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты; возможность целостной оценки социальной ситуации.

Недостатки метода наблюдения: сильное влияние установок, психических и функциональных состояний наблюдателя на результаты его деятельности; перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы; влияние лиц, за которыми осуществляется наблюдение; трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений; значительные затраты времени.

Особенно важен учет ошибок личностного и психологического происхождения:

– “гало-эффект” (гало – радужные круги вокруг Солнца и Луны), основывающийся на обобщенном впечатлении наблюдателя, оценке в “черно-белых красках” отдельных проявлений личности специалиста;

– “эффект снисхождения”, проявляющийся в тенденции давать преувеличенно положительную оценку происходящему;

– “ошибка центральной тенденции”, заключающаяся в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов;

– “логическая ошибка”, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека (например, тенденция считать, что обходительные люди обязательно добрые);

– “ошибка контраста”, т.е. подчеркивание черт испытуемого, противоположных имеющимся у наблюдателя;

– “стереотипы первого впечатления” – зависимость отношения к человеку от первого впечатления, часто определяемого профессиональными, этническими и возрастными факторами.

Необходимо заметить, что регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки предмета наблюдения являются категориями наблюдения, которые могут быть описательными и оценочными.

Описательные фиксируют конкретные фактические проявления количественно-качественных показателей объекта, например, количество действий или операций, выполненных за определенный период. Оценочные фиксируют оценку наблюдателем состояния проявляемых свойств. Так, реакция окружающих на высказывание специалиста (положительная, отрицательная или нейтральная) может служить косвенным показателем его авторитета.

Данные категории конкретно проявляются в единицах наблюдения. Ими принято считать доступные наблюдению простые или сложные действия объекта наблюдения, например, слова, движения руками или ногами, изменения позы и т.п.

Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы.

Карточка наблюдения предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, обычно, закодированном виде (наблюдатель может использовать несколько карточек – по одной на каждую единицу наблюдения); протокол наблюдения предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах и отражает в себе алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения; дневник наблюдения предназначен для фиксации результатов наблюдения (в нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария); стенограмма наблюдения как письменная форма аудиозаписи результатов наблюдения; описание результатов наблюдения на основе просмотра и анализа кино- и видеосъемки.

Метод опроса – метод получения первичной информации о профессии

основанный на устном или письменном обращении к специалистам с соответствующими вопросами. Это один из первых методов, нашедших применение в профессиографии и имеющий широкое распространение в практике современных исследований. Он применяется главным образом для изучения тех элементов трудового процесса, которые трудно поддаются оценке с помощью объективных методов и, в первую очередь, для выявления социально-психологических характеристик деятельности: преобладающих мотивов, интересов и увлечений специалистов, наиболее желательного для профессии опыта их социального поведения и деятельности, содержания жизненных планов, особенностей отношений к различным аспектам профессии и т. п.

Цели опроса на этапах профессиографического исследования могут быть разными. Они определяют и специфику наиболее релевантной для ситуации исследования формы опроса в ходе профессиографического исследования:

1. На этапе проектирования проводится экспресс-опрос наиболее известных, компетентных и опытных специалистов (экспертов) в форме интервью или беседы для установления значимых переменных и выдвижения гипотез.

2. Форма экспертного опроса применяется как основное средство сбора профессиографической информации.

3. На завершающем этапе для уточнения, расширения и контроля профессиографических данных, полученных другими методами, опрос используется в форме повторной процедуры опроса части лиц, входящих в выборку.

Опросы могут проводиться непосредственно лицом к лицу в форме интервью, беседы или заочно через анкеты и опросники, предназначенные для самостоятельного заполнения.

По характеру взаимодействия между исследователем и опрашиваемым можно выделить два вида опроса: анкетирование и интервью (беседу).

Анкетирование – метод получения первичной психологической информации, заключающийся в получении письменных ответов на вопросы, логически связанные с задачей исследования. При изучении профессии используются анкеты двух типов: одни из них предлагают опрашиваемому самостоятельно сформулировать свой ответ на поставленный вопрос; другие требуют выбрать один из уже имеющихся вариантов ответа.

Интервью (беседа) – метод получения информации, который представляет собой процесс непосредственного общения исследователя со специалистом. Интервью может быть стандартизированным, нестандартизированным и полустандартизированным.

Стандартизированное интервью предусматривает фиксированные формулировки и последовательность вопросов. Это обеспечивает:

– сравнимость данных и возможность их статистико-математической обработки;

– большую надежность путем повторения тем;

– минимум ошибок в формулировках;

– нивелировку квалификации интервьюера;

– однозначность понимания вопросов разными людьми, невозможность дополнительных вопросов;

– формальность, контакта, меньшую эмоциональную включенность обоих собеседников.

Нестандартизированное интервью проводится в форме беседы по плану, имеющему общий характер, свободные формулировки и последовательность вопросов. Это дает следующие возможности:

– стандартизировать смысл вопросов в соответствии с особенностями опрашиваемых;

– получить нужную информацию в результате свободного обмена мнениями;

– изменять в нужном смысле вопросы и уточнять ответы, достигая глубины содержания информации и нивелируя ошибки смысла формулировок.

Метод экспертного опроса – метод выделения вербальной информации о профессии посредством

обращения с соответствующими вопросами к компетентным специалистам (экспертам). Он относится к числу основных средств сбора профессиографической информации. Получение профессиографической информации при помощи опроса экспертов включает ряд обязательных этапов: разработка профессиографической анкеты; подбор экспертов; организация и проведение опроса; обработка и интерпретация результатов опроса.

На первом этапе при разработке вопросника для профессиографического интервью целесообразно придерживаться определенного алгоритма:

– определение характера профессиографической информации, которую необходимо получить;

– составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

– составление первого плана вопросника;

– предварительная проверка этого плана путем пробного интервьюирования;

– исправление вопросника и его окончательное редактирование.

Для достижения конкретных целей опроса могут применяться как открытые, так и закрытые вопросы. Открытые вопросы предусматривают свободную форму ответов. Закрытые вопросы предполагают выбор одного из предлагаемых интервьюером ответов на данный вопрос.

В настоящее время сформулированы проверенные практикой правила постановки вопросов и составления опросника. Основными из них являются следующие:

– при формулировании вопросов должен использоваться язык опрашиваемых, а не исследователей;

– вопросы должны быть лаконичными, конкретными, не двусмысленными;

– вопросы не должны содержать внушающих словесных формул по типу: “Не кажется ли Вам…”, “Не считаете ли Вы…” и др.;

– количество положительных и отрицательных ответов на вопросы должно быть примерно равным;

– вопросы следует располагать в последовательности, обеспечивающей постепенное возрастание их сложности и интереса опрашиваемых;

– необходимо стремиться всячески избегать “лобовых” вопросов.

При пилотажной апробации вопросника следует получить ответы на вопросы: насколько легко понимается опрашиваемыми суть вопросов, не требуются ли для ответа на вопросы специальные качества (красноречие, наблюдательность, хорошая память и др.), нет ли опасности утомления опрашиваемых из-за большого количества вопросов, не возникнет ли у них желания угодить кому-либо при ответе на отдельные вопросы, играют ли какую-либо роль при ответах страх, соображения престижа и др.

На втором этапе осуществляется тщательный подбор экспертов.

Принято подбирать для участия в опросе специалистов по социально-профессиональному и морально-психологическому критериям. По первому критерию в состав экспертов приглашаются лица, являющиеся компетентными специалистами в подлежащей оценке деятельности (специальности). При отборе важно также учесть и морально-психологические качества эксперта (мотивация, независимость, устойчивость взглядов, принципиальность, искренность, свобода от предубеждений и предвзятости, способность работать в группе и др.). Считается, что размер группы для оценки специальности (деятельности) должен быть в пределах от 20 до 50 человек. В случае, если проводится преимущественно содержательно-психологический, а не статистический анализ результатов опроса, количество экспертов может быть меньшим (7-9 человек).

В профессиографической практике применяются несколько методических приемов отбора экспертов: документальный, экспериментальный, методы голосования и самооценки. Документальный метод состоит в подборе экспертов по формальным социально-демографическим и иным характеристикам, исходя из документальных источников, прежде всего личных документов. Этот метод, имея очень низкие информационные свойства, применяется либо в комплексе с другими, либо в ситуациях, когда другие методы применить нельзя.

Метод эксперимента применяется для отбора экспертов в виде анализа успешности предыдущей экспертной деятельности специалиста

а также в форме тестирования кандидатов в эксперты и их последующего ранжирования. При этом высший ранг получает специалист, результаты тестирования которого в наибольшей степени совпадают со средним результатом по группе протестированных экспертов.

Метод голосования как способ отбора экспертов имеет несколько разновидностей: “исключение”, “балльная оценка”, “попарное сравнение”, “снежный ком”.

Вариант “исключение” состоит в вычеркивании кандидатами в эксперты тех, кто, по их мнению, в меньшей степени подходит для осуществления конкретной экспертной деятельности. Следующий этап проходят те, кто набрал меньше голосов “против”. На заключительном этапе осуществляется ранжирование оставшихся экспертов и определение окончательного списка.

Вариант “балльная оценка” имеет обратную схему: предпочтение отдается тем специалистам, которые были выше оценены в балльном исчислении своими коллегами.

Вариант “попарное сравнение” заключается в выборе большинством голосов одного из пары случайным образом выделенных из группы экспертов. Затем происходит выбор из пары, в которой один из кандидатов уже получил предпочтение на предыдущем этапе, а другой – выделен случайным образом, и т.д.

Вариант “снежный ком” реализуется в несколько туров. В первом выделяется несколько десятков специалистов, которым предлагается назвать своих кандидатов. В результате проведения дальнейших туров формируется предварительный список, из которого отбираются эксперты, наиболее часто упоминаемые коллегами.

Методы голосования, имея явные плюсы (возможность оценить большое количество кандидатов в относительно короткое время), содержат и минусы (влияние субъективизма в оценках участников отборочной процедуры).

Метод самооценки основывается на репрезентации кандидатом самого себя как будущего эксперта

Мировой и отечественный опыт свидетельствуют: чем выше уровень ценности специалиста как эксперта, особенно в узкоспециальных отраслях знания, тем более адекватной является его самооценка.

На третьем этапе осуществляются практические процедуры оценки экспертами тех или иных сторон, профессиональной деятельности (специальности).

На четвертом этапе проводится первичная обработка, а при необходимости и многомерный анализ результатов работы экспертов. При этом учитываются не только средние показатели оценок, но и их разброс.

Трудовой метод – метод, который представляет собой процесс активного отражения человеком хода собственной профессиональной деятельности, внутреннюю фиксацию ее элементов и отчет о каждом из этих элементов и их последовательности.

Необходимость опоры на результаты самонаблюдения и самоотчета психолога, выполняющего работу, которую он хочет изучить, была обоснована X. Линком (США) в 1920 г. В России в конце 20-х гг. XX в. И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн и др., развивая его взгляды, разработали трудовой метод изучения профессий.

Самонаблюдение и самоотчет специалиста, применяемые в профессиографии, являются двумя формами единого трудового метода изучения профессий. В современных условиях он применяется для исследования деятельности, особенности которой не могут быть изучены при помощи внешнего наблюдения и других методов.

При использовании самонаблюдения исследователь лично выполняет трудовые операции изучаемой деятельности. Психолог сам овладевает определенной специальностью, в процессе обучения и деятельности тщательно фиксируя в протоколе свои впечатления о ее особенностях. Запись переживаний и фактов трудового процесса производится, как правило, после окончания работы. Такой прием изучения профессий получил название “трудового метода”. Для повышения достоверности исследовательской информации необходимо участие в самонаблюдении нескольких психологов, выполняющих изучаемую деятельность на одних и тех же должностях в разных трудовых коллективах.

При проведении самоотчета специалист получает инструкцию “думать вслух” в процессе работы, т.е. “проговорить” каждую операцию; каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сигнала и т. д. В некоторых случаях словесная объективизация деятельности помогает специалистам осознать те моменты, на которые они прежде не обращали внимания, и оказывает положительное влияние на успешность деятельности. Для регистрации отчета используется магнитофонная запись.

Естественно, что применение трудового метода возможно лишь при анализе видов деятельности, которые, будучи сравнительно несложными, не требуют длительного обучения. Преимуществом “трудового метода” является то, что исследователь получает возможность анализировать профессию изнутри, на собственном опыте, прочувствовать значение того или иного компонента исследуемой деятельности.

Рабочий протокол самонаблюдения и самоотчета включает в себя следующие разделы:

1. “Фотография” рабочего дня. Описание осуществляется в форме дневниковых записей всех событий, эмоциональных переживаний в течение рабочего дня (процесса, цикла).

2. Трудности обучения и деятельности. Цель записей – выявление главных трудностей профессии. Сюда вносятся недостатки овладения навыками в процессе обучения, состояние самочувствия, влияние факторов профессиональной среды и т. д.

3. Динамика профессиональных навыков. Фиксирование результатов самонаблюдения в данный раздел протокола имеет целью описать упражняемость различных психологических качеств и динамику формирования навыков профессиональной деятельности по объективным показателям – количеству и качеству деятельности, и субъективным признакам – ускорению, облегчению и автоматизации простых и сложных действий, операций.

4. Динамика работоспособности. В данном разделе протокола регистрируются субъективные ощущения в процессе деятельности, характеризующие утомление и снижение работоспособности.

5. Организация деятельности. В разделе указываются общие и конкретные недостатки организации работы, прежде всего в режиме и условиях труда и отдыха, организации процесса обучения и профессиональной деятельности на рабочем месте, стиле и методах управления.

Метод эксперимента. Эксперимент в профессиографии используется

также для проверки предварительно составленной психограммы. С этой целью выделяется несколько групп специалистов с различной профессиональной успешностью. В каждой группе с помощью специальных приборов или бланков проверяются качества, признанные в психограмме профессионально важными. Результаты исследования сопоставляются с показателями профессиональной успешности при помощи метода корреляции. Если лучшие специалисты показывают более высокие результаты, а худшие – относительно низкие, это свидетельствует о важности исследованного качества для данной профессии. Только достаточно большое совпадение этих групп показателей (высокий коэффициент корреляции) дает право признать данные профессиографического анализа правильными и обоснованными.

Метод анализа ошибок. Анализ ошибок, срывов в работе, нарушений правил техники безопасности

важнейший элемент профессиографического исследования, эффективное средство изучения требований деятельности к различным индивидуально-психологическим особенностям человека.

В психологии труда под ошибкой специалиста понимают такое его нерациональное действие или бездействие, которое либо привело к отклонению управляемых параметров профессиональной деятельности за допустимые пределы, либо запрещено регламентирующими ее правилами (нормами). Ошибка должна быть отдифференцирована от погрешности, как ошибки в допустимых рамках, и от отказа, как перехода специалиста в такое состояние, когда становится невозможным его дальнейшее нормальное функционирование (жизнедеятельность). Для выявления ошибок могут использоваться практически все перечисленные ранее методические приемы: анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент и т. д.

В ходе профессиографического исследования анализ ошибок специалиста складывается из следующих этапов:

– изучение деятельности и выявление в ней признаков ошибочных действий специалистов;

– квалификация этих действий как ошибок, погрешностей или отказов;

– диагностика психологических причин выявленных ошибок;

– классификация установленных ошибок;

– определение требований к психологическим качествам человека, обеспечивающим безошибочную деятельность.

При психологическом анализе профессий в качестве наиболее приемлемого критерия систематизации ошибок, а также выделения типов ошибок, особенно характерных для изучаемой деятельности, целесообразно использовать степень их обусловленности активностью функционирования различных групп психических процессов и образований. К.К. Платонов предложил классификацию по четырем основаниям, выделяя группы ошибок:

– сенсорного типа (связаны с восприятием приема информации, с работой различных анализаторов и качествами внимания);

– гностического типа (ошибки при переработке информации, связанные прежде всего с особенностями памяти, мышления);

– исполнительских реакций (связаны с недостаточной активностью различных функций психомоторики и речи);

– личностного типа (связаны с проявлением особенностей мотивации, характера, волевых качеств, организаторских способностей специалиста и т. п.).

Метод анализа ошибок применяется преимущественно при изучении операторской или иной алгоритмизированной профессиональной деятельности в системе “человек – техника”. Конечной целью анализа ошибок следует считать выявление психологической структуры профессиональной деятельности в целом и специфики ее требований к различным группам профессионально важных качеств.

Метод хронометрии – метод, который представляет собой совокупность

и последовательность приемов и процедур регистрации изменений во времени каких-либо параметров деятельности специалистов с использованием секундомера или часов. Хронометраж в профессиографии обычно дополняет и уточняет наблюдение за ходом трудового процесса. Он позволяет определить длительность действий и операций, частоту их повторяемости за определенные временные интервалы, интенсивность рабочего процесса, продолжительность пауз между отдельными операциями. Наиболее часто хронометраж применяется в психологии труда и профессиографии в целях определения требований к временным параметрам деятельности человека как субъекта труда. В основе концепции метода находится представление о времени как о феномене, обладающем уникальными объективными свойствами неизменности направления (не движется вспять) и постоянства скорости.

Метод хронометрии позволяет установить распределение временных затрат на выполнение различных действий и операций при решении профессиональных задач; дает возможность зафиксировать фактические затраты времени на создание (производство) единицы продукта деятельности и обосновать ее нормы; позволяет определить динамику активности специалиста (сенсорной, моторной, интеллектуальной и иных видов) при исследовании его работоспособности; при его помощи выявляются причины ошибок, помех, потерь времени, влияющих на эффективность профессиональной деятельности. Метод позволяет прогнозировать и решать проблему планирования и распределения временных ресурсов на процесс организации и осуществления профессиональной деятельности.

Требования к использованию метода: хронометраж должен минимально влиять на естественное протекание деятельности за исключением специально создаваемых экспериментальных ситуаций; он проводится после предварительного изучения, выделения и составления номенклатуры действий и операций специалиста.

Разновидностью метода хронометрии является хронография, которая заключается в графическом способе фиксации временных характеристик деятельности. При этом методе хронометраж и “фотографию” рабочего дня (наблюдение и запись в порядке фактической последовательности всех затрат времени на работу, регистрацию перерывов и потерь времени в течение всего дежурства или смены) можно вести с помощью специально подготовленных бланков со шкалой времени слева по вертикали.

Основные элементы деятельности (рабочие движения, зрительные, слуховые и тактильные обращения к предмету труда и средствам отображения информации и т. п.) заранее шифруются, а в процессе наблюдения в соответствующую временную графу бланка заносится только их шифр. Такой способ графической регистрации временных параметров особенно эффективен при изучении операторской деятельности.

При хронографии предметом изучения являются:

– рабочие движения по параметрам скорости, направления, амплитуды;

– рабочая поза (стоя, сидя, лежа) и ее динамика;

– количество зрительных, слуховых и тактильных обращений к объекту труда, средствам предъявления информации, органам управления и т. д.

В процессе хронографии могут использоваться два вида бланков с несколькими шкалами времени. При этом каждая шкала отводится только для одного объекта, с которым специалист взаимодействует в ходе деятельности. Если оцениваются только временные параметры деятельности, то используются бланки с параллельно расположенными вертикальными шкалами, а в случае необходимости определить некоторые временные и пространственные характеристики трудового процесса – со шкалами, размещенными по периметру бланка.

На основании полученных в ходе хронографии данных определяются следующие психологические характеристики деятельности специалиста: относительная загруженность различных анализаторов – по отношению между количеством зрительных, слуховых и тактильных действий; относительная напряженность речевого и опорно-двигательного аппарата – по отношению между количеством речевых и моторных действий; преобладание сенсорной или моторной активности – по отношению между количеством речевых или моторных действий, связанных с приемом информации и количеством моторных действий; преобладание распределения или переключения внимания – по соотношению между количеством параллельных (одновременных) и последовательных действий и т. п. Кроме того, определяются некоторые характеристики организации трудового процесса: относительная обращаемость специалиста к членам трудового коллектива, частота использования различного оборудования, изменение частоты различных действий в ходе рабочего дня, дежурства, смены и т. п.

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий