Человек как субъект труда

Содержание статьи

Человек как субъект труда

«Субъект труда» является фундаментальной категорией психологии

отражающей способность человека действовать осознанно активно, целенаправленно, т. е. на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности. Употребляя термин «субъект труда», мы подчеркиваем роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношениях к противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира.

Индивидуальный субъект труда – участник процесса создания материальных и духовных ценностей, их развития и обеспечения; коллективный субъект труда – группа людей, бригада, экипаж, смена и т. п.

Отличительными особенностями личности человека как субъекта труда являются:

1. Самосознание — осознание себя, прежде всего, как живого, наделенного определенной телесной конституцией существа, отождествление себя со своим физическим, телесным обликом в конкретном понятии «Я». Вместе с тем в этом сознании «Я» человек отражает в той или иной степени и свойственные ему психологические особенности и черты. Одновременно он противопоставляет свое «Я» другим людям, выделяет себя как личность из их среды.

2. Индивидуальность — устойчивое своеобразие принадлежащих данной личности психических процессов, состояний, образований и свойств как в специфике их содержания, так и в способах и формах проявления. Все психические явления личности как субъекта труда индивидуальны.

3. Саморегулирование — способность сознательно управлять своим психическим миром в связи с требованиями социальной среды или условиями выполняемой трудовой деятельности.

4. Активность — проявление личности в деятельности в окружающей ее социальной и природной среде. Деятельность превращает человека как субъект труда в личность. В деятельности проявляется личность.

5. Взаимосвязь с социальной средой. Человек как субъект труда практически всегда находится в определенных связях и отношениях с окружающими его людьми и обществом в целом (семейных, бытовых, производственно-трудовых, ратных, классовых, идейных и т.д.). Эти связи и отношения неизбежно отражаются в различиях его поведения и деятельности, определяют истинную сущность человека. Ее нельзя понять, если рассматривать человека как отдельное существо, изолированно (абстрактно) от общества.

Когда человек работает, у него активизируются все психические познавательные процессы: он ощущает, воспринимает, запоминает, воображает, мыслит, чувствует, желает; всякий труд требует внимания. Во время труда человек испытывает и психические состояния как сложные и целостные временные характеристики психической деятельности: активность, сосредоточенность, энтузиазм, заинтересованность, вдумчивость, а иногда и утомление, скуку, неудовлетворенность.

В труде формируются и проявляются такие индивидуально-психологические особенности человека как интересы, способности, темперамент и характер. Психический облик человека выражается в труде особенно ярко и глубоко, поэтому наблюдения и эксперименты над трудовой деятельностью человека — один из лучших путей его познания.

Есть много классификаций человека-личности как субъекта труда

Большинство из них сходятся на том, что для того, чтобы стать субъектом труда, необходимо:

  • достижение высокого уровня развития способностей и других профессиональных качеств личности;
  • удовлетворенность трудом;
  • адекватное отражение объекта труда;
  • развитие систем саморегуляции;
  • усвоение общественно выработанных способов деятельности;
  • развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и самоуважения.

Раскрывая перечисленные пункты, необходимо отметить, что важнейшим условием эффективного воздействия субъекта труда на объект является ориентировка первого во втором. Поэтому одно из главных направлений развития человека как субъекта труда — приобретение им все более точной и широкой ориентированности в окружающей предметной и социальной среде, Особое значение приобретает ориентировка в мире профессий, составляющая важное звено его мировоззрения.

Человек, как известно, – система саморегулирующаяся

Важнейшими регуляторами его активности выступают потребности, интересы, идеалы, идейная убежденность, т. е. то, что составляет направленность личности. Без сформированной направленности личности не создаются внутренние условия для усвоения профессиональных знаний, умений, навыков.

Важнейшим условием достижения человеком качественной определенности субъекта труда является усвоение им общественно выработанных способов действия и использования орудий и средств труда.

В свою очередь, и ориентировка в среде, и функции направленности личности, и исполнительные операции предполагают развитие некоторых психологических качеств, способностей. Для успешной ориентировки в среде и определенной направленности, нужно, чтобы в голове устойчиво удерживались, не искажались образы предметов и общие правила; чтобы человек мог, удерживая в сознании общее правило, мысленно сличать его с частным случаями. Для осуществления операций исполнения важны способность точной оценки пространства, времени, поведения, реакций других людей, сдержанность, терпеливость, самообладание, определенный уровень двигательной культуры. То есть, за каждой операцией ориентировки, исполнения, актом самоуправления, мотивации стоят требования к соответствующим качествам, устойчивым характеристикам человека. Субъект труда должен обладать системой психологических качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности, которые в психологии принято обозначать термином «способности».

Не менее важным для субъекта труда является формирование

индивидуального стиля трудовой деятельности. По мнению Е.А. Климова, «отношение к человеку как субъекту труда предполагает уважительное отношение, в частности, к его стойким индивидуальным особенностям». Есть люди быстрые, даже торопливые, а есть осмотрительные, медлительные, склонные к кропотливой работе. Есть такие, которые выполняют тончайшую и сложную работу, если им не мешают, и в то же время теряются, если их начинают торопить, «стоять у них над душой». Каждый человек склонен «играть на тех струнах, которыми располагает», максимально использует свои качества, ведущие к успеху деятельности, и разными способами преодолевает те качества, которые ему препятствуют. Каждый работает с удовлетворением и хорошо лишь тогда, когда выработал свой «почерк» — индивидуальный стиль в работе, позволяющий быть «самим собой». Чем выше профессиональное мастерство человека, тем меньше похож он на других людей.

Общие и специальные способности

В психологии вопрос о способностях до сегодняшнего времени не утратил свойства дискуссионности. Способности — свойства личности, включающие в себя индивидуально-психологические особенности, проявляющиеся в скорости, результативности и качественном своеобразии (оригинальности) освоения деятельности и ее выполнения при минимальных энергетических затратах. В понятие способностей с древних пор вкладывается представление о потенциях человека качественно выполнять работу. Это позволяет прогнозировать успешность выполнения профессиональных обязанностей, определять пригодность к конкретной специальности. На таком понимании способностей базируется разработка и совершенствование различных методик профессионального психологического отбора. Для практика очень важно знать, получится ли из претендента или абитуриента института в будущем отличный летчик, инженер или оператор. Этим достигается не только деловая выгода, но и снимаются негативные личностные моменты, возникающие при неправильном выборе профессии.

Реально способности проявляются в деятельности и судить о них можно только по конкретным ее проявлениям, производительности труда, быстроте и качеству получаемых результатов, энергетическим затратам на их достижение.

В обычной жизни способности выступают для нас прежде всего как характеристики конкретного человека

Обращаясь к конкретной личности, особенно в образовательном процессе, мы видим, что способности развиваются, имеют индивидуально своеобразное выражение. Стремление грамотно раскрыть способности личности, определить пути их развития приводит к необходимости рассмотрения их структуры.

В работах Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.К. Марковой в структуре способностей выделяются, прежде всего, мотивационный, операционный и функциональный компоненты. Грамотную диагностику способностей можно осуществить только с опорой на их оптимальное соотношение. Способности определяются индивидуально-психологическими особенностями личности, суммарным, целостным их проявлением в мотивациионной, операционной и функциональной сферах.

Мотивационный механизм способностей — пусковой механизм активизации психики, ее настройки и мобилизации на предстоящую деятельность, создания условий для функционирования способностей. Отсутствие или слабая выраженность мотива (желания) выполнять деятельность приводит в конечном итоге к трудностям в достижении полного проявления возможностей личности даже у очень способного человека и часто бывает тесно связана с недостаточно развитыми характерологическими и эмоционально-волевыми особенностями.

Операционный механизм способностей — набор операций или способов, с помощью которых осуществляется реализация осознанной цели в конечный результат. Можно предположить, что сам термин «способности» по происхождению тесно связан с понятием «способ». У способного человека не только большее количество способов реализации деятельности, но и сами они пластичны, легче приспосабливаются к изменяющимся условиям, легче комбинируются и трансформируются в более сложные, а зачастую и в совершенно новые, нетрадиционные способы деятельности.

Функциональный механизм способностей

система психических познавательных процессов и состояний, которыми регулируется функционирование операций. Для дальнейшего анализа структуры способностей полезно отметить, что любую конкретную деятельность можно дифференцировать на отдельные психические функции, реализующие наиболее общие, родовые формы деятельности и выступающие в качестве исходных при ее анализе.

Следовательно, адекватно описать структуру психических функций, обеспечивающих способность, можно только через анализ психологической структуры деятельности и развитие системы, реализующей эти функции, как процесс системогенеза. Архитектоника этой системы в основных компонентах должна совпадать с архитектоникой функциональной системы трудовой деятельности, однако содержание каждого компонента будет специфичным для каждой способности – так же, как и для каждой предметной деятельности.

Более высокими способностями обладают работники, у которых лучше развиты память, мышление, воображение и другие психические познавательные процессы. Трудно найти специальность, в основе способностей к которой не лежала бы память. Сама возможность быстро и надежно запоминать и сохранять для воспроизведения необходимую информацию об особенностях динамики производственной ситуации ставит работника в преимущественное положение. Он меньше обращает внимание на справочники и записи, тратит времени на поиск нужных сведений, четче представляет себе условия предстоящей деятельности. В хорошо функционирующей памяти фиксируются не только исходные данные, но и большое количество алгоритмов, планов и возможных вариантов осуществления трудовых действий, способов решения текущих задач.

Не менее тесно способности связаны с процессом мышления

Если память фиксирует информацию, способы решения задач, последовательность трудовых операций, то мышление позволяет активно их искать, применять и при необходимости перестраивать в соответствии со складывающейся обстановкой. Обобщение информации, ее анализ, сравнение, систематизация, поиск творческого решения — на всех этих этапах роль мышления в формировании способностей поистине уникальна.

Столь же обширно значение воображения, которое помогает способному работнику уходить от шаблона в действиях, принимать оригинальные решения.

Завися от многих познавательных процессов, способности как бы опираются в каждом конкретном случае на некоторые из них. Такие процессы принято называть опорными для данного вида деятельности. Например, способности диспетчера аэропорта основываются на хорошо развитом пространственном представлении, мышлении, умении принимать ответственные решения в условиях дефицита времени и нестандартности ситуации.

Некоторые из психических познавательных процессов лежат в основе способностей к узкоспециальным видам деятельности. К ним можно отнести хорошо развитое ощущение, восприятие, представление (например, для операторской специальности). Высокий уровень развития других процессов является непременным условием способностей ко многим видам деятельности.

При выяснении сущности способностей особое внимание уделяется их связи со знаниями, умениями и навыками

Ни в коем случае недопустима трактовка способностей как уровня подготовленности личности к деятельности, как уровня имеющихся у нее знаний, умений и навыков.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний.

Навык — действие, сформированное путем повторения; характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают перцептивные, интеллектуальные и двигательные навыки. Функционирование способностей невозможно без участия личности в данном виде деятельности и наличия у нее необходимой первоначальной осведомленности. То есть, чем больше мы знаем и умеем, тем легче осваивать новое, находить оригинальное решение. Самый способный человек будет не в состоянии творить, стремиться к достижению новых целей, если он к этому не подготовлен, не имеет хотя бы минимума сведений о предмете творчества.

Способности проявляются в скорости овладения новыми знаниями, умениями и навыками. Другими словами, они являются одним из механизмов формирования мастерства. В самом же мастерстве зафиксирована внешняя характеристика способностей, их проявление. Однако в знаниях, умениях и навыках проявляются не только результаты деятельности, через них формируются и закрепляются способы деятельности, а следовательно, и способности. Нельзя понять и оценить способности работника вне его деятельности, нельзя рассматривать их изолированно, без учета связей с другими проявлениями психического мира личности и без учета межличностных связей.

По видам способности делят на специфические, специальные и общие. Специфические способности проявляются в конкретной деятельности. К ним можно отнести способности спортсмена к бегу на короткие дистанции. Если же спортсмен неплохо проявит себя и в беге на средние и длинные дистанции, то его способности можно назвать видовыми, или специальными (способности в данном случае проявились в беге как виде спорта).

Специальные способности проявляются в различных видах деятельности

Обнаружение оригинальных проявлений способностей личности во многих видах соревновательной деятельности — беге на лыжах, плавании, игре в хоккей, в шахматы и т.д. — позволяет сделать заключение о наличии у данной личности общих способностей.

Общие способности проявляются в быстром освоении и высокой эффективности деятельности вообще. Нередко общие способности личности сопровождаются специальными и специфическими способностями.

При выявлении повышенных способностей в отдельном или в нескольких видах деятельности говорят об одаренности человека. Более высокий уровень способностей называют талантом. И, наконец, максимально возможный и редко проявляющийся уровень способностей принято называть гениальностью.

Возможно также деление способностей на репродуктивные (исполнительские) и творческие (продуктивные). В основе репродуктивных способностей лежит хорошая память. Стремление к копированию образцов деятельности является, с одной стороны, первоначальной ступенью развития личности, а с другой — это преобладающий для данной конкретной личности тип отражения действительности, при котором воспроизведение модели осуществляется с очень высокой степенью достоверности при незначительных попытках к улучшению образца.

В основе творческих способностей лежат хорошо развитое воображение и творческое мышление

Начиная с подражания стилю деятельности признанных мастеров труда, многие новички превосходят своих учителей, изобретая новые, более экономичные, рациональные, а порой и уникальные способы деятельности.

Ключевым вопросом в выяснении сущности способностей является их соотнесение с задатками. В психологии принято считать задатки предпосылками развития способностей. Задатки — анатомо-физиологические особенности человека (его мозга, нервной системы, анализаторов, особенностей кровоснабжения и т.д.), которые у него сформировались к моменту рождения. С одной стороны, в задатках нельзя отрицать наследственной передачи через генный аппарат некоторых особенностей функционирования нервной системы, что осуществляется природой по сложным и трудно предсказуемым законам. С другой стороны, наследственная информация может искажаться в период внутриутробного развития такими факторами, как радиация, алкоголь, лекарства, наркотики, физические травмы и т.п. Каждый человек рождается с оригинальной комбинацией анатомо-физиологических особенностей. Причем одни и те же задатки могут служить основой для формирования совершенно разных (но не любых) способностей в разных условиях труда и социального окружения.

Таким образом, способности находят свое место в структуре психики

конкретизируя свойство мозга отражать объективный мир, дифференцируя это свойство на конкретные психические функции, внося в него меру индивидуальной выраженности, придавая ему действенный характер. Мера индивидуальной выраженности способности проявляется в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. Способности имеют сложную структуру, отражающую системную организацию мозга, межфункциональные связи и деятельностный характер психических функций.

Читайте также: