Содержание процесса подготовки профессионалов

В рамках концепции поэтапного формирования умственных действий

Содержание процесса подготовки профессионалов

Исходными теоретическими основами, на базе которых зародилась концепция поэтапного формирования умственных действий, являются научные идеи, раскрывающие деятельность как произвольную активность, ее психологическую структуру, понятия «действия» и «ситуация» как целостные части деятельности, структуру сознания, характеристику мотивов деятельности и т.д.

Одним из основоположников концепции является выдающийся отечественный ученый П.Я. Гальперин. Проблемы учения, усвоения, развивающего обучения были ключевыми в системе его исследований. Идеи деятельностного подхода к обучению и организации управляемого формирования деятельности в процессе усвоения предполагали, что главное звено обучения – организация процесса усвоения как общего механизма присвоения всего задаваемого «извне».

С гипотезой поэтапного формирования умственных действий и понятий с заданными свойствами П.Я. Гальперин выступил в начале 1950-х годов. Первое упоминание об этой гипотезе было сделано в его выступлении в 1952 г. в прениях на совещании по вопросам перестройки психологической науки. В 1953 г. в Москве состоялось совещание по психологии, на котором Гальперин сделал доклад о формировании умственных действий. Положения выдвинутой им гипотезы были в дальнейшем обобщены и углублены в докладе «Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий» (1958) и статье «Развитие исследований по формированию умственных действий» (1959).

За прошедшие полвека теория П.Я. Гальперина не только выдержала натиск и устояла в борьбе мнений, но и превратилась из общей схемы (гипотезы, как в начале называл ее сам автор) в оригинальную, достаточно конструктивную теорию усвоения.

Ученый выделял шесть этапов формирования умственных действий:

1) формирование мотивационной основы действия;

2) составление схемы ориентировочной основы действия (ООД);

3) формирование действий в материализованной форме;

4) «громкая социализованная речь», когда содержание ориентировочной основы отражается в речи;

5) формирование действия во «внешней речи про себя»;

6) формирование действия во внутренней речи.

Этапы формирования умственных действий отражены на схеме 1.

Этапы формирования умственных действий

Схема 1. Этапы формирования умственных действий по П.Я. Гальперину

Средствами управления формированием деятельности, разработанными П. Гальпериным в процессе исследования, были: 1) учебная карта (УК) – программа деятельности по выполнению учебного задания как формирующего частное умение (познавательного или преобразовательного характера) с заданными показателями; 2) учебная программа, разработанная на новых принципах, как способ организации познавательной деятельности, «строящей» новую теоретическую картину предмета изучаемой дисциплины.

Учебная карта, являвшаяся, по сути, особым видом учебного пособия, раскрывала:

  • цель деятельности по выполнению учебного задания;
  • содержание;
  • структуру;
  • способ организации деятельности.

Принципы разработки УК для любых заданий были общими.

Характеристики УК и выполняемые ими в обучении функции были следующими:

  1. В УК формулируются задание, его цель, структура (этапы выполнения), содержание нормативной деятельности, развернутый план реализации действий и операций по получению заданного продукта. Главная функция УК – служить руководством, организующим управляемое, планомерное формирование деятельности в процессе ее усвоения.
  2. Усваиваемая деятельность была представлена на УК в единстве ее всеобщей и особенных форм. Категории, которыми описывалась деятельность во всеобщей форме, выделяли общее основание всех видов и форм деятельности, поэтому они служили средствами ее обобщения.
  3. УК – форма материализации деятельности средствами языка: ее содержание фиксировалось понятиями и категориями, посредством которых на первом этапе организовывалась внешняя предметно-чувственная деятельность, а на последующих этапах интериоризации деятельности (уже без опоры на УК) ее речевая форма была формой выполнения деятельности (на разных этапах в разных формах речи). Поэтому УК выполняла функцию организации интериоризации.
  4. Деятельность в УК представлялась в нормативных показателях, соответственно которым должны формироваться: содержание деятельности, ее характеристики, формы речевого выражения. Поэтому УК была средством организации самоконтроля учащегося за выполнением деятельности, давала возможность ее оценки как выполняемой правильно или с отклонениями. В последнем случае – возможность коррекции деятельности по ходу ее выполнения, предупреждая дефекты производимого продукта.
  5. УК позволяла не только направлять формирование деятельности как умения, но и задавать ориентировочную основу в ее функциональной структуре и общих характеристиках, выступающих в качестве целостной системы регуляции.

Как свидетельствует опыт образовательного процесса в вузах страны при подготовке специалистов-профессионалов, реализация концепции обучения, основанной на теории формирования умственных действий, позволяет решить сразу две основные задачи:

— деятельностную (управленческую), дающую возможность более эффективно решать проблему подготовки специалиста к профессиональной деятельности;

— гуманистическую, которая помогает обучаемому в преодолении психических трудностей, связанных с обучением путем проб и ошибок.

Решение данных задач обеспечивается технологией обучения, построенной на использовании предварительно подготовленных специальных учебно-тренировочных карт (УТК). Подобные методические документы строятся на методологической и содержательной учебных карт (УК), применявшихся П. Гальпериным в ходе его исследований в школах. На учебно-тренировочных картах (УТК), используемых при подготовке профессионалов, последовательно, логично и полно, инвариантно (все возможные варианты) излагается весь учебный материал, который предстоит освоить обучаемому. Подобные карты являются условием того, что новая система знаний без предварительного заучивания используется для решения задач. При этом обеспечивается систематически правильное выполнение новых действий без проб и ошибок.

Итак, суть теории поэтапного формирования умственных действий

(ТПФУД) заключается в том, что навыки и умения приобретаются работниками с помощью многократного повторения способа действий. Это определяет специфику целей обучения. Важнейшими из них являются:

— сокращение времени на усвоение знаний, умений и навыков;

— обеспечение высокого уровня мотивации деятельности обучаемых;

— устранение разрыва между процессом усвоения знаний и их практическим применением;

— обеспечение индивидуального подхода к каждому обучаемому;

— активизация тесной обратной связи обучающего с обучаемым на всех этапах усвоения знаний;

— обеспечение безошибочности усваиваемых в ходе обучения знаний.

ТПФУД исключает необходимость многократного повторения за счет сравнения вариантов и оценки выбора. Сущность развернутости умственного действия состоит в том, что на определенном этапе развития умственные операции актуализируются и учитываются в процессе мышления. То есть, ПФУД представляет собой переход умственной деятельности и ее элементов в особую форму существования, а именно, «свертывание» их по мере формирования. Освоенность умственного действия проявляется в быстроте и легкости выполнения действия. Автоматизация действия является основным показателем освоенности: обучаемый все больше и больше действий выполняет подсознательно.

Технологизация процесса обучения ТПФУД требует:

  1. Переформулировать идеал в диагностическую цель;
  2. Разбить способы достижения новой диагностической глобальной цели на этапы и определить конкретные цели для каждого этапа обучения.

Цели обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий тесно связаны с основными принципами обучения и реализуются благодаря опоре на них. К принципам управления деятельностью обучаемых относятся:

  • принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности обучаемых;
  • принцип сознательности и активности обучаемых в целостном педагогическом процессе;
  • принцип опоры на положительное, поддержки сильных сторон личности и оказание помощи в коррекции недостатков.

Успешная реализация этих принципов при обучении на основе теории поэтапного формирования умственных действий обеспечивается благодаря максимальной возможности реализовать индивидуальный подход к обучению. Индивидуальная форма организации учебной деятельности предполагает, что обучаемый получает индивидуальное задание, специально для него подобранное с учетом базового уровня его подготовки. Это дает возможность постепенно усваивать и тут же закреплять получаемые знания, вырабатывать необходимое умение, навыки, опыт познавательной деятельности формировать потребности самообразования и успешно их реализовывать, исключая ошибки.

При реализации технологии поэтапного формирования умственных действий эффективно реализуются основные закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными явлениями, сторонами педагогического процесса, возможностями личности и характером педагогических влияний на неё. При этом содержание образовательного процесса обусловлено поставленными задачами подготовки специалистов. Методы педагогической деятельности и используемые средства диктуются задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации.

Основными показателями эффективности подготовки специалиста являются:
  • устойчивость основных параметров профессиональной деятельности при воздействии смоделированных стрессфакторов;
  • сокращение времени на формирование знаний, умений и навыков (при том же уровне качества);
  • повышение уровня знаний, умений и навыков при сохранении прежнего времени подготовки (или даже сокращении его);
  • прочность закрепления знаний, умений и навыков;
  • сокращение времени при выполнении нормативов профессиональной деятельности специалистов;
  • целесообразность действий (движений);
  • оптимальные затраты сил, средств, энергии, материальных средств, то есть выгодное соотношение затрат и результата;
  • удовлетворенность обучаемого достигнутым результатом своей деятельности и действиями других взаимодействующих с ним лиц.

Чтобы достичь необходимых показателей, требуются обоюдные усилия педагога и обучаемого. Успешная их реализация возможна при внедрении специальной технологии управления развитием инновационного потенциала педагогов, которая представлена на таблице 2.

Таблица 2.

Технология управления развитием инновационного потенциала педагогов

Содержание деятельности

педагога по самоорганизации

изменений

 

Содержание управленческого

взаимодействия с педагогом

 

 

Формы

взаимодействий

 

Организационно-

педагогические

условия

 

1 . Зарождение изменения

(самопереосмысление)

1.1. Осознание возможностей и затруднений учащихся

1.2. Осознание проблем собственной педагогической деятельности. Осознание потребностей в изменениях

1.3. Поиск путей, новшеств для удовлетворения возникших потребностей. Оценка своих профессиональных и личностных возможностей и возможностей учеников по отношению к

тому или иному новшеству

Изучение возможностей

педагогов через создание

ситуаций раскрытия.

Организация самопереосмысления через создание проблемно-конфликтных ситуаций и включение в них педагога; организация ситуаций свободного выбора желаемой направленности изменения опыта

 

 

 

 

Рефлексивный анализ.

 

Деловые игры на основе исследовательского подхода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение педагога в

деятельность по

самоорганизации изменений с учетом специфики его субъектного опыта и

индивидуальных возможностей

 

 

 

 

 

 

2. Выбор способов изменения личностных возможностей и профессиональных проблем с

учетом индивидуального опыта

(самоопределение)

 

 

 

 

 

 

 

 

Инициация самоопределения педагога:

— создание проблемно-конфликтной

ситуации, поиск смысла, цели, ценностей своей деятельности;

— углубление его ценностного

самоопределения;

— преобразование характера его

рефлексивной деятельности

через обучение умению осуществлять отбор и проектирование

изменений;

— заполнение проблемной карты собственной педагогической

деятельности.

 

Рефлексивно-аналитическая

беседа.

Методы

рефлексивного

анализа

конкретных

ситуаций

 

 

 

 

 

 

 

Управленческое взаимодействие с педагогом основывается на принципе создания «свободного пространства» и строится на основе диалога, обеспечивающего развитие и управляющего субъекта.

Обучение педагога

Самоорганизации изменений

3. Осуществление изменений

(самореализация)

3.1. Проектирование и осуществление изменений -постановка новых целей; определение сущности и содержания изменений, показателей их результативности, необходимых условий для их осуществления; прогнозирование негативных последствий

3.2. Осуществление изменений.

Организация опытно- экспериментальной работы. Анализ результатов изменений

3.3. Осознание новых возможностей и проблем

Инициация самореализации

педагога через создание ситуаций проектирования его

изменений в деятельности и в себе:

— организация обучения

педагога самоанализу;

— организация обучения действиям по проектированию изменений. Обучение умению управлять процессом изменений.

Мотивирование деятельности.

Помощь в осмыслении

возникающих проблем. Поддержка педагогов, которые не знают, что надо изменить, но хотят измениться

Обучающие

семинары

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Передача педагогу управленческих полномочии и расширение его

функций как субъекта, организующего собственное развитие. Обучение самоорганизации изменений. Управленческое взаимодействие с

педагогом основывается на принципе создания «свободного пространства».

Включение педагога

в деятельность по самоорганизации изменений

 

Поэтапное формирование умственных действий в рамках современного психологического знания предлагает

к использованию достаточно надежную и технологичную методику становления, развития и функционирования профессиональных и интеллектуальных способностей людей. Данная методика, как показывает практика ее применения в различных областях деятельности, отвечает требованиям системно-деятельностного и ситуационного подходов. Упреки, которые раздаются со стороны отдельных психологов о бихевиориальных корнях данной технологии, не умаляют ее практическую значимость.

Читайте также: