Методология и методика профессиографии
Содержание статьи
Моделирование профессиональной деятельности представляет собой процесс
конструирования единиц деятельности, выявленных в ходе её анализа, и формирование идеальной или реальной профессиональной модели. Этот процесс называется профессиографированием.
Профессиография в психологии труда понимается двояко.
С одной стороны, это — процесс описания профессии, составление её характеристик с точки зрения требований, предъявляемых к человеку этой профессией. С другой стороны, это система способов составления профессиограмм. Сама характеристика (описание) профессии называется профессиограммой. В.Е.Гаврилов, М.А.Дмитриева и К.К.Платонов определяют её как систему сведений о профессии в условиях подбора человека к ней. А у Е.А.Климова, С.Г.Геллерштейна и Н.Д.Левитова она есть приспособление самой профессии к определенному конкретному человеку.
Профессиограмма одной и той же специальности в соответствии с целью изучения профессии может изменять свою структуру, объем и вид формализации. По своей целевой ориентации, направленности различаются: информационный, диагностический, прогностический и методологический типы профессиограмм.
Несмотря на типологические различия, при построении профессиограмм используется один и тот же аналитико-синтезный прием. Он представляет собой метод моделирования деятельности, состоящий из этапа анализа реальной специфической деятельности и этапа синтеза, процесса формирования её модели (Рис.3).
Первая аналитическая часть изложена выше, посредством краткого разбора теоретических подходов к исследованию профессиональной деятельности: элементаристский, структурно-функциональный и системный. К ним можно свести и все профессиографические воззрения: профессионально-важные качества И.Н.Шпильрейна и Ф.Р.Дунаевского; профпригодность в виде приспособления человека к профессии С.Г.Геллерштейна и Н.Д.Левитова; механизм взаимосвязанных условий деятельности Д.Н.Узнадзе; типизация деятельности в различных профессиональных ситуациях Е.С.Браиловского и Г.И.Левигуровича; компенсация и формирование в процессе подготовки профессиональных качеств В.В.Шпигеля и Л.О.Селецкой и др.
Среди конкретных методов профессиографии можно выделить группу теоретических методов:
макро- и микроанализ деятельности (А.Н.Леонтьев, В.П.Зинченко); методы структурного (Н.И.Гусев, О.И.Галкин, А.Г.Комм, Л.Пахорукова) и функционального (В.Д.Шадриков) анализа. К эмпирическим
Рис.1. Систематизация процесса построения профессиограммы
методам относятся: метод аналитического графика (А.А.Толчинский); метод профессиональной семантики (Е.Ю.Артемьева, Ю.Г.Вяткин); предметно-функциональные и операционально-логические методы (М.А.Дмитриева, Г.В.Суходольский); антропологические методы, сомато-графические, психофизиологические и личностные методики.
Вторая синтезная часть процесса профессиографии является по существу методикой моделирования профессиональной деятельности.
Методы профессионального моделирования сами по себе являются системой
отражающей принцип целостности. Их существенной особенностью является выявление «единиц» профессиональной деятельности при помощи поиска специфических связей и отношений внутри данной профессии. Эти конструкции строятся на основе макро- и микроанализа (А.Н.Леонтьев, В.П.Зинченко), модульного подхода (В.Е.Гаврилов) и модели профессионала как системы функций и умений (готовности выполнения этих функции) (Н.Ф.Талызина).
В литературе эти методы представлены в виде системы требований к профессионалу, во-первых, в форме нормативной, экспективной, эмпирической и оптимальной модели (К.К.Платонов). Во-вторых, в форме «синтетической модели», то есть, набора профессионально-важных (значимых) качеств в виде психограммы. В-третьих, в форме графического построения признаков деятельности (А.И.Смирнов).
Методы профессиографии определяют структуру профессиограммы
Она может иметь описательную форму или вид нормативной и структурной модели психической деятельности. Описание характерно для публикаций профессиограмм в профориентационных или рекламных целях. Нормативные и структурированные формы профессиограмма принимает, как правило тогда, когда речь идет об совершенствовании организации труда, отборе или аттестации персонала.
Теоретические основания систематизации признаков профессий приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Теоретические подходы и основания систематизации признаков профессиональной деятельности.
Нормативная модель – это описательная модель специалиста, составленная на основе требований регламентирующих деятельность документов. Экспективная модель представляет собой описательную и нормативную формы представления мнений экспертов о требованиях профессии. Эмпирическая модель – это описание деятельности «среднего» специалиста, на основе изучения статистических данных репрезентативной выборки профессионалов. Оптимальная модель является совокупной характеристикой деятельности специалиста, составленная на основе данных, полученных при помощи нормативного, экспективного и эмпирического моделирования. См. Платонов К.К. Личность: структура и регуляция. – М., 1987.
Таким образом, профессиография как отрасль психологии труда представляет собой единый аналитико-синтезный процесс моделирования деятельности. В основе его лежит теоретическая позиция психолога относительно подхода к анализу профессиональной деятельности и ее моделированию.