Эмпирические аспекты психологического моделирования профессиональной деятельности
Как известно, целью моделирования профессиональной деятельности предприятия
является создание оптимальной системы функционирования персонала и управления им. «Под моделью подразумевается искусственное созданное для изучения явление (предмет, процесс, ситуация…), аналогичное другому явлению (предмету, процессу, ситуации…) исследование которого затруднено или вовсе невозможно».
В настоящее время моделирование представляет собой систематизацию признаков психологической деятельности человека в определенных типовых профессиональных ситуациях. В результате формируется обобщенная профессиограмма деятельности, которая может использоваться в целях профотбора, распределения кадров, обучения персонала, классификации специальностей, конструирования новой организационной структуры или ее совершенствования и т.д.
К сожалению в практике профессионального психологического отбора
основная масса психологов тяготеет к элементаристской парадигме. Это происходит видимо потому, что представление эталона-профессионала в виде системы профессионально-значимых качеств (ПЗК), необходимых для эффективного выполнения профессиональных функций, наиболее понятно. Однако такое представление приводит к ряду проблем.
Это, во-первых, «нечеткость» определения профессиональных качеств, условность их выявления и семантического различения и т.д.
Во-вторых, в ходе систематизации профессиональных признаков возможно появление процедурных проблем, так как конструирование профессиограмм осуществляется по частоте проявления профессиональных признаков. Данная технология зачастую приводит к «отсеканию» тех профессиональных качеств, которые становятся необходимыми специалистам при решении уникальных, нетипичных и нестандартных задач. Нетипичные задачи в условиях динамичного развития профессии и предприятия могут с течением определенного периода времени стать типовыми.
В-третьих, некоторые профессионально-значимые качества специалистов в ходе практической работы могут также «отсекаться» и не учитываться ввиду инструментальных ограничений их измерения или оценки. На пример, такие качества как «решительность» или «смелость» вряд ли возможно адекватно диагностировать и различить. Лишь по опосредованным признакам можно отбирать «решительных» людей.
И, наконец, в-четвертых, элементаристский подход к выявлению профессионально-значимых качеств имеет нравственно-психологическую проблему экспертизы. Оценка «важности» профессионального качества осуществляется на основе личного опыта эксперта в условиях абстрактного опроса, вне контекста реальных функциональных ситуаций, что естественно снижает его ответственность. Выходом из данного затруднения может быть, с одной стороны, привлечение к экспертизе наиболее опытных специалистов, с другой стороны, увеличение количества экспертов и, с — третьей, проведение экспертизы по конкретным типовым профессиональным ситуациям, то есть перехода на уровень структурно-функционального или системного анализа.
Профессиографирова-ние деятельности пер-сонала на основе эле-ментаристского подхода
В настоящее время в структурах профотбора персонала на различные виды профессий
наиболее популярным ввиду его понятности, очевидности и простоты является моделирование деятельности специалистов на основе элементаристского подхода.
Средством получения профессиографической информации является:
а) проведение анкетного опроса наиболее опытных специалистов в исследуемой отрасли (экспертов),
б) обработка анкетных данных и в) их интерпретация.
Методика экспертизы включает психологический анализ деятельности, конструирование профессиографической анкеты, подбор экспертов и их инструктирование, а также организацию экспертизы, обработку и интерпретацию данных.
Конструирование профессиографической анкеты состоит из теоретической и практичекой разработки
Теоретическое конструирование анкеты включает определение объекта и предмета опроса, а также выявление основных факторов и условий, влияющих на исследуемую деятельность.
Практическое конструирование профессиографической анкеты включает: составление инструкции экспертам, разработку вопросника, первичное обсуждение с небольшим числом экспертов и коллегами, редактирование и размножение вопросника.
Профессиографическая анкета может состоять из следующих частей: характеристики эксперта, назначения и задач предприятия, характеристики специалистов, специфических функций подразделения, характеристики условий профессиональной деятельности и необходимых психологических характеристик специалистов предприятия.
Приблизительно придерживаясь выше названных процессуальных требований, составляется профессиографический вопросник в виде анкеты.