https://electroinfo.net

Общая характеристика типов и черт личности

Общая характеристика типов и черт личности

Содержание статьи

Характеристика личностных образований в дифференциальной психологии

осуществляется двояким путем. Ряд исследователей считают, что анализ особенностей личности (субъекта деятельности) должен идти по следующей схеме: индивидуальные различия людей с учетом группового статуса → фактические черты, свойства и соответствующие признаки → переход к определению типа (типологии) → изучение интраиндивидуальной (внутренней) структуры личности.

Другие исследователи предпочитают ограничиться описанием индивидуальности на основе типологического обобщения или описанием личности на основе теории черт. Как говорит А.В. Петровский, ограничивают личность коллекционерским подходом черт к ее анализу

Описание индивидуальности на основе типологического обобщения

имеет ряд особенностей. Типологический подход представляет собой такое понимание личности или индивидуальности, при котором существенное значение имеет некое не разделенное целостное образование.

Такое целостное образование можно представить и как некоторое усредненное представление о человеке, отталкиваясь от которого можно видеть различия, специфику поведенческих аспектов целой группы людей, их отношений и взаимодействий.

Изначально, типология использовалась преимущественно в практической области, медицине и педагогике, воспитании и обучении, а также для прогнозирования поведения людей.

В этом случае людей, как правило, группируют и присваивают определенное статичные наименования, обозначения (клички в жаргоне и сленге) или тип.

В дальнейшем осуществляется классификация выделенных типов по определенному признаку или качеству.

Типология облегчала на уровне обыденного сознания процесс понимания других людей и на практике способствовала регулированию своего собственное поведение по отношению к ним. Однако не всякую классификацию людей можно считать типологической.

Типологическая классификация людей отличается определенными устойчивыми характеристиками

  • четким структурным основанием по которому можно выделять те или иные типы;
  • возможностью идентифицировать совокупность признаков (кластеров, обычно выделяют один кластер);
  • отвечать требованию набора таких дискретных признаков, благодаря которым личность обладает высокой адаптивность к ситуации;
  • обеспечивать основу стилевого поведения личности;
  • сужать возможности понимания других индивидуальных особенностей людей за счет рамок самой типологии.

Таким образом, типология не дает возможности впасть аналитику в бесконечное разнообразия человеческих характеров и тем самым обеспечивает устойчивые ориентиры в системе общественных отношений.

С другой стороны, типология требует высокого профессионализма специалиста в обращении с полученным типологическим психологическим материалом. Профессионализм заключается в понимании ограниченных возможных типологии, когда существенные показатели и трансформации поведения и деятельности людей могут не учитываться.

Исторически в российской психологической науке при анализе типологии сформировано два подхода, которые констатировал Б.М. Теплов.

Он в частности отмечал возможность аналитического (основной путь) и синтетического подходов.

Аналитический путь идет от свойств нервной системы типам (Павловский школа).

Синтетический путь, наоборот, предлагает двигаться от типов к свойствам (Кречмер, Шелдон и др).

В настоящее время построение различных типология основывается не только на свойствах нервной системы, а распространяется на психологических структуры личности. Например, типология темперамента, типология в рамках дифференциальной когнитологии, типология психомоторики, поведения и функциональной типологии и т.п.

Наиболее распространенная классификация типов связана с темпераментом

(базовый уровень типологии человека). Так, Павловская типология свойств нервной системы и соответствующая ей классификации темпераментов получила распространение на западе с момента публикации английского психолога Джефри Грея в 1964 году.

Сегодня в психологии существуют значительные сдвиги в построении типологии на основе других признаков.

Во-первых, расширился перечень свойств нервной системы с 6-ти до 12-ти и соответственно расширяются возможности различных типологических классификаций.

Во-вторых, к выделенным свойствам нервной системы добавляются другие признаки, на основе которых диапазон типологии темпераментов еще больше может быть расширен.

К признакам темперамента относятся

  1. эмоциональность,
  2. моторика,
  3. боязливость,
  4. агрессивность,
  5. социабельность,
  6. экстравертированность,
  7. нейротизм.

Впервые перенес павловские опыты по формированию условных рефлексов и их исследование с животных на человека в 1917 г Н.И. Красногорский.

Именно в эти годы стала утверждаться типология ВНД по свойствам нервной системы и в зависимости от преобладания 1-ой или 2-ой сигнальных систем: мыслительный, художественный и средний тип.

Художественный тип ВНД видит мир в общем и целом, без особой детализации, которые интересуют его лишь постольку, поскольку сформировано единое целое. Мыслительный тип наоборот, отдает предпочтение деталям, анализу, а только затем интегрирует, синтезирует и формирует целостный образ действительности и себя. Средний тип ВНД характеризуется сбалансированностью первой и второй сигнальных систем

Можно привести набор признаков 1-ой и 2-ой сигнальных систем и типов

Первосигнальный тип Второсигнальный тип
Высокая активация и лабильность нервной системы Низкая активация и инертность нервной системы
Преобладание возбуждения над торможением Преобладание торможения над возбуждением
Преобладание правополушарных механизмов Преобладание левополушарных механизмов
Акцент при оценке стимула на субъективно-эмоциональную окраску Акцент при оценке стимула на его точные физические параметры
Не произвольное запоминание Произвольное запоминание
Наглядно-действенное мышление Вербальное мышление
Невербальный интеллект Вербальный интеллект
Синтетические тенденции восприятия (глобальность, целостность) Аналитические тенденции восприятия (артикулированность, дробность)
Эмоционально-фокусированный стиль совладания со стрессом Рационально-фокусированный стиль совладания со стрессом
Художественный тип личности Мыслительный тип личности

Особый интерес представляет личностная типология

Наиболее удачно в этом отношении выглядит личностная типология, связанная с акцентуациями личности по Курт Леонгарду (1904-1988) Карлу Юнгу, а также типология психотизма — нейротизма Г.Айзенка.

Наибольшую популярность получила юнговская концепция и ее аналоге в России — соционика (Аушра Августинавичуте и группа психологов Украины).

Определенной известность пользуется и типология А.Миллера на основе комбинации личностных черт (кластеров).

В этом случае используется три измерения:

  1. когнитивное,
  2. аффективное,
  3. конативное.

Когнитивное (познавательное) измерение связано, как правило с дихотомией: целое / часть, артикулированность / глобальность, полезависимость / поленезависимость, ригидность/гибкость.

Аффективное измерение связывается с эмоциональной стабильностью / нестабильностью, экставерсией/нейротизмом.

Наконец, конативное измерение связано с волевыми качествами и мотивацией,  объективированной/субъективированной ориентацией

Особенности функциональной (поведенческой) типологии

сводятся к следующему ключевому положению: взаимодействию личности со средой.

Такое взаимодействие проявляется в феномене предпочтения предрасположенность личности, которая понимается как внесознательная сфера в совокупности с системой личностных значений и адекватных стимулов среды.

Причем, предпочтение выражается в личностном стиле и является пусковым механизмом последнего.

Предпочтение регистрируется через индикатор устойчивых симптокомплексов.

В этом случае использованы три измерения: свойств нервной системы, свойства темперамента и личностные ориентации.

Данные измерения позволяют выделить вектор поведения (тенденции).

Векторное поведение может быть показано в виде таблицы

Вектор поведения СНС Темперамент Ориентация
Тенденция к коммуникативному взаимодействию Сила по отношению к возбуждению Социальная эргичность и эмоциональность На других
Тенденция к автономизации Сензитивность Социальная пластичность, общая эмоциональность На себя
Тенденция к предметной манипуляции Сила по отношению к торможению Предметная эргичность, низкий социальный темп и общая эмоциональность На предмет

Дальнейший анализ тенденций позволил выделить восемь типов поведенческой типологии:

  • агостеники;
  • орстеники;
  • тоностеники;
  • эмфостеники;
  • констеники;
  • илюстеники;
  • инстеники;
  • аргостеники

Типологические особенности отдельных познавательных характеристик личности изучаются дифференциальной когнитологией.

Данное направление исследовательской деятельности, хотя и находится на начальном этапе, но определенные положительные результаты достигнуты.

Восприятие — исследование началось в 50-х годах прошлого века в виде двух направлений: личность сквозь восприятие и перцептивную установку (эго-контроль или когнитивный контроль) в Меннингерской школе.

Анализ индивидуальных различий в восприятии

рассматривался преимущественно только через личностные детерминанты.

На этой основе, предлагается некоторая типология восприятия, например, когнитивные стили.

Изучение внимания позволило выстроить следующую типологию:

  • стратегия приема переработки информации;
  • широта сканирования, т.е. экстенсивность умеренность перцептивного поля;
  • степень фокусировки внимания;
  • проницаемость перцептивного аппарата (высокий уровень приницаемости — это широкий фокус внимания, игнорирование тонких различий) низкая проницаемость перцептивного аппарата (узкий фокус внимания и учет деталей).

Представление, продуцирование вторичных образов и индивидуальные вариации стали сопоставляться следующей типологией:

  • визуалисты (визуализаторы) вербализаторы (доминирование образов определенной модальности: зрительные, слуховые и т.п.);
  • мысленное оперирование образами  воспроизведение движущегося объекта по цвету, по яркости и четкости, по легкости и скорости и т.п.

По памяти типология представляется следующим образом:

  • стратегии сохранения образов долговременная кратковременная;
  • различия людей по памяти, которые обусловлены способностью формирования образов, т.н. образная способность, люди с образной способностью плохо заучивают вербальную или абстрактную информацию и скверно ее воспроизводят, в тоже время эти люди дают высокие показатели по непроизвольному запоминанию;
  • различия по автографической памяти, особенно по младшему возрасту;
  • различия в памяти, связанные с возрастом и др.

Типология мышления:

  • индивидуальная вариативность в оперировании значениями «абстрактность-конкретность» (т.н. абстрактный тип);
  • «концептуальная интегрированность» или продуцирования комбинирования понятиями; ригидность-гибкость;
  • узость-широта категоризации и др.

Психомоторика или психомоторная экспрессивность

дали возможность строить типологию по ряду показателей:

  • физическим и физиологическим измерениям (тонические изменения мышц и пр.);
  • способу кодирования движений при общении;
  • графомоторике и субъективному сенсорному опыту, тенденции приуменьшения-преувеличения воспринимаемого.

Описание личности через систему психологических черт и свойств достаточно сложная задача.

Психологическая черта это устойчивое предрасположение личности к определенному поведению.

Такое предрасположение возможно в силу: стереотипных мотивационных побуждений или в силу социальных установок, привычек.

Понятие «свойство» означает отношение взаимодействия, отношение «личность — окружающая среда».

Это всегда совокупность субъект-объектных отношений личности в чем и состоит сущность свойства.

Термины «черта» и «свойства» в дальнейшем будут употребляться как синонимы.

Таким образом, психологическая черта достаточно устойчивая характеристика человека

которая проявляет себя в различных ситуациях общения, деятельности и поведения.

Каждая черта обладает определенным набором признаков.

Например, трудолюбивый человек как черта имеет целый комплекс признаков: ответственное отношение к порученному делу, качество произведенной продукции, время затрачиваемое на выполнение работы, эффективность деятельности и т.п.

Один человек отличается от другого по количественным и качественным показателям свойств в силу природной (наследственной) предрасположенности, жизненного опыта и социального взаимодействия.

Наследственность это характеристика степени выраженности генетической детерминации в отношении определенных свойств.

Поскольку некоторые свойства личности генетически обусловлены — это эволюционно-видовая характеристика личности.

Черты человека образуют кластеры (сцепления), которые приобретают устойчивые симптокомплексы, которые позволяют говорить о типологии.

Количественные показатели черт определяют степень дифференцированности самой личности, а качественные — об их устойчивости во времени и пространстве.       

Основоположниками теории черт являются американские исследователи

Гордон Оллпорт, Х. Одберт, Джо Пауль Гильфорд (1897-1987) и В.Циммерман.

Г. Оллпорт и Х. Одберт критиковали психоанализ и стремились найти такие оценки личности, которые основывались бы на анализе сознаваемого поведения.

Поэтому они начали с составления каталога слов, которые характеризуют человека.

К середине 30-х годов словарь состоял из 18 тысяч слов.

Далее, из словаря были убраны слова обозначающие способности, физические особенности, переходящие состояния.

Оставлены термины, которые отражали устойчивые особенности, определяющие личностные адаптационные возможности к условиям социальной среды.

Получилось 4504 слов-черт.

Методом уровневой классификации все свойства были сгруппированы.

Выделено три их уровня: кардинальный, центральный и вторичный.

Кардинальные черты определяют все поведение человека, многие стороны личностной сферы, но встречаются редко у ряда людей.

Центральные черты — определяют поведение в различных ситуациях, устойчивы и обнаруживаются в какой-то степени у всех людей.

Вторичные черты — свойственны некоторым людям в некоторых ситуациях.

Это предмет идеографического описания, где регистрируется уникальность данного человека.

Для выделения черт используется несколько подходов: концептуализация; выделение черт на основе семантического сходства; выделение черт на основе факторного анализа.

Смысл концептуализации заключается в том, что исследователь делает набор, структуру черт исходя из своего теоретического представления о том или ином психическом явлении.

По этому пути шел наш отечественный ученый Лазурский А.Ф., создатель науки о характере.

Структуру он называл совокупность наклонностей.

Выделение совокупности наклонностей осуществлялось в несколько этапов

Первый этап — сбор фактического материала и выделение свойств (наблюдение, самонаблюдение, эксперимент).

Второй этап — осуществление выборки из выделенных свойств по определенным критериям:

  • ориентация на простоту свойств;
  • выделять свойства, которые имеют значительные различия по силе и интенсивности;
  • ориентироваться на те значительно различимые свойства, которые встречаются у многих людей, т.е. добиваться сравнимости свойств;
  • выбирать те свойства, которые имеют больше всего связей с другими свойствами.

В дальнейшем осуществляется классификация индивидов по их наклонностям (структуре).

В значимой классификации наклонностей выделили прежде всего: внимание, моторику, эмоции и волю.

К этим 4-м сферам отнесено около 100 свойств.

Аналогичную процедуру использовал А.Бине, Т.Адорно в конце 40-х годов прошлого века.

Была даже создана «шкала фашизма» (шкала F) куда и вошли свойства: подчинение общим нормам; авторитарность (подчинение и агрессия); репрессивная сексуальность; стремление к власти.

На современном этапе развития науки концептуализация используется только в первой части, а во второй части (этапе концептуализации) пользуются методами: семантического сходства; ассоциативного эксперимента; метод классификаций; метод субъективного шкалирования; метод семантического дифференциала; метод личностных конструктов.

Метод семантического сходства означает

выделение психологического свойства на основе сходства их значения в языке.

Для этого разработан целый арсенал процедур: во — первых, осуществляют отбор слов, обозначающих близость различных психологических характеристик; во-вторых — группируют слова на основании их сходства, т.е. составляют словари или тезаурусы, а затем проводят их математическую обработку.

Ассоциативный эксперимент начинается со следующей процедуры: предъявление испытуемым слов-стимулов и определение свободных ассоциаций у испытуемых в связи с этими стимулами.

Соответственно ассоциации подразделяют на: парадигматические и синтагматические.

При парадигматической ассоциации действует принцип «минимального контраста», т.е. минимального расхождения со словами-стимулами.

Синтагматическая ассоциация связана с действием принципа «максимального контраста», т.е. максимального расхождения со словом-стимулом.

Дальше определяется мера семантической близости или различия (иногда вычисляют коэффициент пересечения, коэффициент ассоциации, меру перекрытия). В дальнейшем матрица сходства подвергается факторному анализу.

Выделенные ассоциации используются в дальнейших исследованиях.

Положительные стороны данного метода: простота, удобство, широкий охват.

Отрицательные стороны метода: смещение по оси личностного смысла, проявляются штампы по возрасту и культуре.

Метод классификации (сортировки) опирается

на то, что испытуемые группируют слова по нескольким направлениям с непроизвольным количеством.

Результат такой сортировки суммируется в матрицу, где мерой сходства служит количество слов отнесенных к определенной группе.

В зависимости от количественного состава группы, мера сходства может быть от «0» до «1».

Затем делается кластерный или факторный анализ.

Недостаток данной методики заключается в том, что сама процедура исключает анализ индивидуального семантического пространства.

Метод субъективного шкалирования заимствован из психофизики и дает возможность получить матрицу семантического сходства.

Смысл сводится к тому, что каждый участник оценивает сходство каких-то значений по некой эталонной шкале.

Дальше проводится многомерное шкалирование.

На каждое значение находят нагрузку и располагают в системе координат.

Чем ближе к центру осей находятся значения, тем ближе они по содержанию.

Метод семантического дифференциала

(СД) разработан американцем Осгудом Чарлзом Эджертоном (1916-1991) в 1952 г..

При этом методе объект измеряется биполярными характеристиками в определенной бальности.

Методика личностных конструктов американского психолога Джорджа Александера Келли (1905-1967) предложен в 1955 году.

Личностный конструкт основная единица анализа в системе личностных позиций по которым личность оценивает себя и других.

Испытуемому предлагаются готовые конструкты (триады репертуарных методик).

И хорошо известный человек и испытуемый должны быть поставлены в определенные отношения исследователем к этим конструктам с противопоставлением их некоему третьему. Например, А+Б = хорошие, а С = плохой. Персонажи дифференцируются по каждому конструкту и в дальнейшем выясняются коэффициенты корреляции.

Не менее интересна модель, которая создана английским психологом

Гансом Юргеном Айзенком (1916-1997). Он выделил три фактора: Е (экстроверсия-интроверсия) — имеет биологическую обусловленность, N (невротизм — эмоциональная стабильность) — связана с системой активации и Р (психотизм — эмоциональная независимость) — обусловлено генетически.

Создан опросник личности.

В настоящее время разработаны и функционируют многофакторные модели личности.

В начале 40-х годов прошлого века американский психолог Раймонд Бернард Кэттелл (1905-1998) отобрал из списка Олпорта слова, которые характеризовали устойчивые черты и состояния.

Из этого списка убрали слова редко употребляемые.

Оставшиеся слова были сгруппированы методом синонимичности значений.

Каждой группе синонимов были подобраны соответствующие группы антонимов.

Получилось 171-ть группа биполярных черт. Затем, путем кластерного анализа были выделены 35-ть групп и были экспериментально проверены и вычислена корреляция экспертным путем.

Получили корреляционные матрицы разных экспертов, которые усреднялись и были подвергнуты факторизации.

Таких факторов было выделено двенадцать.

В каждый фактор входило какое-то количество слов (черт).

К этим словам были подобраны вопросы и так бал сформирован вопросник и добавлены общие черты личности. Общее количество составило шестнадцать

Таким образом, в модели Р.Кэттелла было выделено две группы черт:

  • первичные — конституциональные (генетические) и развивающиеся (средовые);
  • вторичные, т.е. поверхностные.

Он укрупнил количество групп черт и выделил 46-ть биполярных наименований.

Для описания личности выделено 19-ть биполярных черт, а также факторы второго и третьего порядка.

Для диагностики разработан опросник 16 PF.

В России используется в трех формах А,В и С.

Дальнейший анализ данных черт привел ученых к выводу о наличии всего пяти («большая пятерка») общих, устойчивых черт, которыми можно диагностировать индивидуальные различия:

  • экстроверсия,
  • альтруизм,
  • сознательность,
  • невротизм,
  • открытость новому опыту.

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий