Дифференциально-психологический анализ феномена креативности
Содержание статьи
Дифференциально-психологический анализ феномена креативности
в этом случае представляется следующим образом:
Уровни анализа | Базовый вектор | Опосредующий вектор | Результирующий вектор |
Индивидуальные переменные | Изучение источников детерминации переменных | Параметры креативности | |
Конституциональный ( в первую очередь особенности нервной системы) | Одаренность как общая природная предпосылка креативности | Изучение одаренных детей | Успешность выполнения тестов на креативность |
Индивидный (ИД) | Одаренность….. | Анализ общей способности к творчеству | Конвергентный и дивергентный стиль мышления |
Личностный (Л) | Талант как актуализация специальных способностей | Изучение причин, затрудняющих или облегчающих формирование таланта | Личностные предпосылки (мотивация, комбинации свойств и т.д) |
Интегративно-индивидуальный (ИИ) | Гениальность как уникальная форма самовыражения и самореализации | Анализ характеристик творческого продукта | Стиль жизни как форма творчества, имеющего социальную, культурную значимость |
Гениальность не является результатом простого сложения одаренности и таланта.
Гениальность считается непредсказуемой, но изучать ее можно и необходимо.
Выделяются следующие признаки гениальности:
- спонтанность,
- непредсказуемость поведения в типичных ситуациях, организующее воздействие мотивации и генерирование творческой энергии.
Какие же факторы (механизмы) обусловливают проявление креативности
скорость и вариативность менее связаны с общей продуктивностью, чем способность к метаанализу и соответствующей оценке действительной ситуации;
креативность не регистрируется тестами интеллекта, но выявляется необычностью, оригинальностью восприятия и мышления в таких областях деятельности как драматическое искусство, литература и музыка (однако такой тип прогноза теряет свою силу в научных областях);
дивергентное мышление – порождение множества решений на основе однозначных данных, особенно эффективно прогнозирует креативность в области научных изысканий, архитектуры и инженерных разработок креативность проявляется в той мере, в какой ситуация является менее регламентированной, между креативностью и регламентированностью существуют реципрокные отношения.
Особое значение для понимания проблем дифференциальной психологии придается аномалиям и деструктивным тенденциям развития индивидуальности.
Возможный путь рассуждений здесь такой: от патологий к дезадаптации, пограничным состояниям и акцентуации личности.
При этом основное внимание уделяется анализу поведения личности:
деконструктивное (патологическое) — дезадаптивное (проявляющееся в нарушении структуры процесса — девиантное (отклонение от принятой нормы) — субъективно-неадекватного (нарушение обратной связи) поведение.
Задача состоит в том, чтобы изучить индивидуальные особенности лиц с различными нервными и психическими отклонениями и найти пути их эффективного профилактирования.
На это направлены усилия дифференциальной психофизиологии, дифференциальной клинической психологии, дифференциальной психиатрии и психотерапии.
Причины тяжелых форм психических расстройств известны и сводятся в целом к следующему
- генетические нарушения [выделяется традиционный (OGOD) и альтернативный (QTL) подход];
- средовые факторы [материнская инфицированность в период беременности;
- злоупотребление диетой и лекарствами;
- преждевременные роды и детская инфицированность];
- субъективный жизненный опыт («фактор самодетерминации») [внутрисемейные отношения, влияние социальной среды и т.п.]
Классификации патологий носят разноплановый характер.
Например, в классификации дохристианской Ирландии предполагались:
- идиоты; дурачки и выжившие из ума;
- люди без рассудка и сумасшедшие.
Классификация неврозов в психиатрической практике нарушений нервной деятельности:
- психастения,
- неврастения,
- истерия.
Классификация современной клинической психологии:
- детские заболевания,
- неврозы,
- психозы,
- расстройства личности.
Симптокомплекс аномального развития основан на трех основных формах нарушений:
в энергетическом обмене, в характере поведенческой регуляции, в способах переработки информации.
Формы дезадаптации могут быть представлены по уровням анализа:
- психосоматический,
- когнитивно-эмоциональный,
- клинических синдромов поведения (риск),
- патологии стилей жизни.
Психосоматические. Для всех психосоматических расстройств действует общая закономерность: не существует любой формы активности человека без сопровождения физического (физиологического) изменения.
Современными методами доказано изменение
альфа ритмики, специфические реакции в сердечных сокращениях, движения глаз (окулография), в мышцах электрических импульсов.
Особенности группы людей заболевших раком, больных сердечно-сосудистыми отклонениями как подтверждение данной концепции.
Когнитивно-эмоциональные девиации: клиническая тревожность, маниакально-депрессивный психоз, неконтролируемая агрессия.
Возникает в раннем детстве и обнаруживается через нарушение эмоциональных процессов.
У детей нарушения
экстернализованные (гнев, враждебность, агрессия, воровство, ложь) и интернализованные (печаль, тревога).
Клинические синдромы поведения (риск) и патологии стилей жизни.
Установлена зависимость между уровнем многофакторного индекса риска (сюда вошли СЭС, пережитые стрессовые ситуации, размер семьи, уровень психического здоровья родителей) и социальной адаптацией детей.
Материнский стиль воспитания может способствовать
или препятствовать этому процессу.
С увеличением факторов индекса риска уменьшается уровень интеллектуальной и социальной компетенции.
Снижение заботы и ухода за ребенком в детстве будет способствовать тому, что ребенок по мере взросления вовлекается в ситуации с высокой степенью риска.
Поэтому, например, дети с выраженными показателями по индексу в будущем чаще становятся преступниками и алкоголиками.
К факторам риска относится также стиль поведения с определенными предпочтениями.
Выделяют следующие стили предпочтений
синдром А-типа, синдром С-типа и синдром Т-типа.
Синдром А-типа есть симптокомплекс с признаками: гнева, соревновательного поведения, стремления к совершенствованию.
Человек испытывает постоянное давление времени и, как следствие, проявляет враждебность, нетерпение и тревожность.
Синдром С-типа характеризует людей, которые способны выдержать стрессовые нагрузки и владеть собой в трудной ситуации.
Этих людей отличает: изменение воспринимается не как угроза, а как вызов, концентрируются на главной цели и убеждение, что события являются подконтрольными.
Синдром Т-типа отмечается у людей, которые стремятся к разнообразию в жизнедеятельности и вовлекаются в ситуации с высокой степенью риска.
Собственно рисковая ситуация вызывает переживания и соответствующие состояния субъекта. Т-тип бывает конструктивный и деструктивный.
Предпосылки личностных деформаций обусловлены
- повреждениями мозга;
- генетическими факторами, связанными с нарушениями в работе мозговых нейромедиаторов;
- тяжестью и степенью влияния ситуации;
- предрасположенность личности к дезадаптивному стилю реагирования (фактор уязвимости), в следствии предшествующего опыта.
Существует концепция «когнитивной уязвимости»: основной упор на стиль мышления, его иррациональность (сверхобобщения, преувеличения, акцентировании внимания на негативном и т.п.).
Аналогично отмечается влияние синдрома выученной беспомощности.