Хронологические характеристики индивидуального развития человека

характеристики индивидуального развития человека

Индивидуальное психическое развитие осуществляется

на всем протяжении жизненного цикла человека от момента его рождения и до смерти, т.е. наделено определенными временными характеристиками, что и составляет сущность хронологического подхода к индивидуальности.

Хронологический подход позволяет оценить типичное и своеобразное в процессе становления личности на основе понимания усредненных показателей (нормы) возрастной динамики, вариантов развития психической сферы индивида.

Типичное, например, проявляется в согласованности представителей различных этнических групп и возрастов по поводу возраста, который подходит для осуществления основных социальных форм взаимодействия человека:

  • возраст для заключения брака мужчинами — 20-25 лет;
  • возраст для заключения брака женщинами – 19-24 года;
  • начало карьеры у мужчин – 24-26 лет;
  • достижение вершины карьеры для мужчин – 45-50 лет, а для женщин 30-45 лет.

В рамках хронологии индивидуального развития выделяют микрохронологию (отдельные периоды жизни личности) и макрохронологию (весь жизненный цикл человека).

Собственно хронологические характеристики включают следующие параметры

темп, длительность и направленность.

Микрохронология представляет собой такой анализ возрастной динамики, при котором исследуются отдельные психические функции и явления на фоне микровозрастных сдвигов (микродинамика).

Особый интерес представляют сдвиги психофизиологических функций, которые характеризуются неравномерностью и сложностью протекания.

На сегодняшний день зафиксированы психофизиологические неравномерности в период роста и старения по слуху, зрению, периферической и кинестетической чувствительности на протяжении от 4-х до 102 лет. До 6-7 лет наблюдается ускорение темпов развития сенсорных функций, потом – замедление, вплоть до 20 лет.

В период с 20 до 50 лет идет ускоренный процесс ухудшения работы сенсорики, а затем это ухудшение замедляется.

Аналогичные неравномерности развития получены при изучении внимания и памяти в школьный период.

В период взрослости зафиксированы

неравномерности по функционированию внимания, памяти и мышления.

В этот период наблюдается действие закона гетерохронии созревания, т.е. разновременности достижения оптимальности в развитии определенных психофизиологических функций, колебаний развития, подъемов и спадов.

Например, в период с 7 до 40 лет наблюдается нерегулярное чередование уровней повышения и понижения продуктивности всех видов памяти.

Термин «созревание» обозначает последовательность смены паттернов в развитии.

Паттерн есть система взаимосвязанных между собой признаков, обладающих высокой вероятностью совместного проявления.

Минимальный набор взаимосвязанных признаков, обладающих отличительной спецификой оставляет сущность понятия фрейм.

Содержанием процесса созревания является дифференциация систем организма, обеспечивающая расширение диапазона приспособительных реакций на воздействия окружающей среды.

Например, мальчики с более ранним созреванием, кроме измененной маскулиности, имеют преимущество в привилегиях, степени ответственности и характере заданий, типичных для взрослых.

Девушки с более поздним созреванием занимают ведущие позиции в школе оценивались как более уравновешенные, социабельные, дружелюбные, лидирующие и экспрессивные.

Вместе с тем, гетерохронность созревания сочетается с гетерохронностью инволюционных процессов (старения организма).

Неравномерность старения организма

и внутренняя противоречивость этого процесса установлена при прохождении основных стадий соматического, полового и нервно-психического развития человека. Данная закономерность зафиксирована на всем протяжении возрастных изменений функций человека и дает основание говорить о причинах преждевременности старения или обеспечении долголетия.

Разновременность инволюционных процессов наблюдается и высшей нервной деятельности.

Прежде всего, это касается ухудшения образования условного тормоза, выработки дифференцировок.

После 60 лет значительно изменяются возможности функционирования безусловных рефлексов, например, ориентировочных реакций.

В период старения действие закона гетерохронии выполняет компенсаторную функцию и способствует сохранению одних функций за счет других.

В целом следует отметить, что явление гетерохронности созревания исследовано на различных уровнях, в различные периоды и разнообразными приемами: в процессе эмбриогенеза, в постнатальный период биохимическим, поведенческим и рефлекторным способом на животных.

Гетерохронность созревания рассматривается как условие гармоничного соотношения структуры и функции и основа выживания организма.

Чем больше значимость функции для человека, тем быстрее она развивается.

Долговечность отдельных функциональных систем человека зависит от их роли в жизнедеятельности организма.

Закономерности гетерохронии распространяется и на психические явления

интеллект, ощущения и восприятия, память, мышление, мотивация и способности на различных этапах онтогенеза.

С возрастом происходит дифференциация темпераментального и интеллектуального уровней регуляции.

Чувствительность к желтому цвету после 50 лет не снижается, по сравнению с восприятием зеленого цвета.

Реагирование на красный и синий цвет после 25 лет систематически ухудшается.

После 20 лет наибольшая скорость инволюционных процессов имеется по громкостной чувствительности, особенно по высоким частотам.

Изменяется кинестетическая чувствительность по нижним конечностям.

Точность восприятия положения объекта в перцептивном пространстве формируется раньше в онтогенезе и сохраняется дольше, в сравнении с формой и величиной объекта.

Острота зрения формируется к 6-7 годам, глазомер — к 4-5 годам, а поле зрение формируется к подростковому возрасту.

При старении к 50 годам ухудшаются показатели остроты зрения, затем наблюдается сужение поля зрения, а глазомер остается эффективным вплоть до 70 лет.

В детском и школьном периодах жизни более быстрыми темпами развивается словесная память, чем образная.

С возрастом по мере старения, наоборот, сохраняется лучше словесно-логическая память.

Лонгитюдные исследования позволили выявить разнонаправленность и изменчивость развития многих функций человека.

К 18-21 году повышается объем поля зрения, глазомер, константность опознания, дифференцированное узнавание, пространственное представление, внимание, но понижается острота зрения и кратковременная память.

Стабильно развивается наблюдательность.

Мотивация является той характеристикой психической жизни человека

которая в наибольшей степени подвергается различным изменениям.

Например, молодые люди видят источник мотивации во внутренних сторонах работы, с установками, потребностью в креативности, личностном росте и обучении.

Старшие специалисты, больше мотивированы внешними обстоятельствами и условиями: деньги, продвижение и карьера, надежность статуса.

Стабильность профессиональной занятости увеличивается с возрастом.

Сорокапятилетние мужчины меньше стремятся к власти и доминированию.

Решающее значение для обеспечения индивидуального развития психики имеет деятельность (трудовая, коммуникативная и гностическая).

Так, в практическую деятельность человека включены больше всего: тактильно-вибраторные функции рук, речеслуховые и зрительно-пространственные функции, которые позже всех инволюционируют.

Это же можно сказать о высших психических функциях интеллекта взрослых людей.

Здесь зафиксирована зависимость между логическими и мнемическими функциями в их развитии.

Так, повышение логических функций при понижении мнемических, возникает тогда, когда накопление и сохранение информации идет без эффективной «фильтрации» новой.

В период взросли, когда организм уже сформирован происходит не только количественное накопление жизненного опыта, но и качественное преобразование самого нервно-психического аппарата.

Возникают функциональные новообразования, изменяется уровень работоспособности нервно-психических функций (сенсорных, перцептивных, психомоторных и т.д.). В принципе, онтогенез развития интеллекта в целом также противоречив.

Наблюдается противоположный ход развития вербальных (информированность, определение слов) и невербальных (практических) функций.

После 35 лет постепенно снижаются невербальные функции, а вербальные прогрессируют к 40-45 годам.

Вербально-логические функции больше всего противостоят процессу старения человека.

Гетерохронность распространяется и на развитие личностных свойств

Правда, этот процесс существенно смещен по оси противоречий усвоения человеком социальных ролей, социализации в целом, трудностей фаз прохождения жизненного пути, эффективности способов воспитания, влияния системы окружающих его отношений и степени изменчивости (устойчивости) свойств самого человека. Отмеченные противоречия могут усилить внутреннюю противоречивость онтогенетической эволюции человека.

Будет нарушена последовательность фаз оптимального развития и пиков эффективного сенсорного, когнитивного и поведенческого развития личности.

С одной стороны, может произойти смещение пиков высоких достижений личности на более ранние или более поздние сроки жизнедеятельности личности.

А с другой стороны, может произойти сбой в развитии личности, который даст рецидив асоциального поведения человека.

Феномен связи хронологического возраста и личностного ощущения этого возраста получил название «психологического возраста».

Психологический возраст есть интегральный показатель отношения человека ко времени своей жизни и определяется как самооценка человеком себя на шкале собственного жизненного времени.

Если человек правильно понимает соотношение хронологического и психологического возраста, то он оптимально организует свой темп жизни, притязания и возможности их удовлетворения.

Система личностных ориентиров, измеряемых шкалой «идентификация — ассоциированность», также имеет возрастные изменения.

С возрастом резко снижается ориентация на семью у четырехклассников, проявляется склонность к асоциированию со сверстниками, а не с семьей возрастает.

Одинокие (вдовы, вдовцы и т.п.) меньше удовлетворены жизнью и менее адаптированы, чем состоящие в браке.

Мысли о смерти существенно отличаются у разных возрастных групп

В младшем дошкольном возрасте смерть воспринимается как обратимый процесс, связанный с жизнью.

В период от 5 до 8 лет смерть понимается как конечный, но не всегда неизбежный этап.

Только в старшем возрасте возникает понимание смертности человека. 10-30% людей старшего возраста проявляют страх перед смертью, в сочетании со старением, заболеваниями, потерей социальной роли и т.п..

Существенное значение в этом отношении придается социально-экономическим, правовым, культурным, социально — психологическим и генетическим факторам развития личности.

Несомненно, решающая роль здесь принадлежит активности самого человека как субъекта деятельности.

Нельзя не учитывать и фактор образования, который способствует или препятствует эффективному научению личности в разные периоды жизни.

Например, моторное научение наиболее эффективно в детстве и в ранней зрелости.

С возрастом в психомоторном поведении происходят существенные изменения: движения становятся как бы замедленными и менее скоординированными.

Не случайно, что в отдельных видах спорта для достижения «олимпийских» результатов дети начинают заниматься в различных спортивных школах с младшего школьного возраста (фигурное катание, гимнастика и др.).

Далее, одаренные люди отличаются таким интеллектуальным прогрессом, который осуществляется более длительный период времени, а инволюция наступает позже и протекает медленней.

Анализируя всю совокупность факторов индивидуального развития Б.Г. Ананьев в свое время предложил идею двухфазной эволюции психических функций человека.

  • первой фазой является общий прогресс всех функций человека,
  • второй – эволюция тех функций, которые обеспечивают специализацию, приспособление к определенной деятельности и условиям жизни.

Таким образом, на общую видовую гетерохронность накладывается индивидуальный, специфичный ход развития функции.

Возможно противоречие, когда оптимум специализированных функций сталкивается инволюционным процессом.

Это и является источником индивидуальных различий, индивидуальной вериабельности.

Учет этих явлений составляет основу профессионального дифференцированного управления процессом развития со стороны практикующего психолога.

Макрохронологические исследования связаны с изучением факторов, которые способствуют изменению индивидуальной продолжительности жизни, а именно:

  • социально-экологические,
  • генетические,
  • психологические,
  • личностные,
  • активный,
  • здоровый образ жизни.

Социально-экологические факторы включают

уровень экономического развития страны, влияние средовых факторов (температура, степень ионизирующего облучения, состав воздуха).

Так, в технически слаборазвитых странах средняя продолжительность жизни равна 32-45 лет, а в промышленно развитые страны – 68-73 лет.

Изменение температуры существования простейших организмов в экспериментах на десятки градусов приводит к укорочению жизни в десятки раз.

Горный воздух и космическое излучение создают слабый естественный уровень радиации для человека.

Изменение естественного уровня радиации существенно влияет на продолжительность жизни человека.

Так, рентгенологи (проанализировано 85,5 тыс) умирают в среднем на 5 лет раньше других специальностей.

Уменьшение содержания кислорода в составе воздушной среды мегаполисов приводит к недоокислению многих веществ в организме и преждевременному старению.

Генетическая обусловленность долголетия обнаруживается путем вычисления корреляции сроков жизни детей и родителей.

Аналогичные данные получены близнецовым медом на монозиготных и дизиготных парах.

Вместе с тем, следует помнить, что генетические факторы лишь дают предрасположенность к долголетию, а все остальное зависит от условий жизни человека. Так, в Абхазии больше долгожителей в наследственных корнях которых нет ни одного долгожителя.

Генетическими факторами объясняется

и половой диморфизм в продолжительности жизни. Практически во всех странах отмечается большая продолжительность жизни женщин.

Этот феномен объясняется гораздо большей надежностью систем саморегулирования жизненных функций в женском организме: стабильность энергетических и сенсорных показателей, более совершенный механизм корковой регуляции и внутреннего торможения.

В качестве генетической предпосылки долголетия называется и проявление гетерозиса.

При гетерозисе нарушается инбредность ранее изолированных групп и увеличение их продолжительности жизни.

На продолжительность жизни существенно влияет определенный жизненный уклад (ортобиоз), который требует трудолюбия, здоровой, умеренной жизни, чуждой всякой роскоши и излишествам.

Особенно важен режим питания, а именно отсутствие переедания и физическая активность (отсутствие гиподинамии).

Так, смертность мужчин в возрасте 50-59 лет на 17% выше при отклонении веса тела от нормы на 15-24%.

Обследованная группа лиц в возрасте свыше 80 лет показала, что в 83,5% случаев они помимо умственной деятельности систематически занимались физическим трудом.

Жизненный уклад это не только питание и физические нагрузки

но еще и активность человека как личности и субъекта деятельности.

Такая активность проявляет себя с системе отношений к условиям жизни и деятельности, потребностям и жизненным ориентациям, а также социальным нормам.

И здесь важен эмоционально-волевой фактор: разнообразие и творчество в деятельности, общении и познании, сопутствующий им позитивный настрой и нервно-психические реагирования на стрессогенные явления.

Известно, что продолжительность жизни выдающихся ученых и деятелей искусств больше в среднем на 3-3,5 года.

Современная видовая временная структура человека изменяется в трех основных направлениях: увеличение средней продолжительности жизни, которое сопровождается аксельрацией; ускорением процессов роста и созревания в раннем онтогенезе; ретардацией, замедлением процессов старения.

Читайте также: