Взаимосвязь дифференциальной психофизиологии с различными дисциплинами
Содержание статьи
Дифференциальная психофизиология как наука находится на пересечении психологии и физиологии
и в значительной степени заимствует методы исследования из дифференциальной психологии и психофизиологии, а также физиологии высшей нервной деятельности и физиологии центральной нервной системы.
Из психофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности
берется базовое представление о строении и функционировании центральной нервной системы, обеспечивающее высшие функции.
Эти дисциплины объясняют выработку условных рефлексов, создание определенных функциональных состояний, механизм выполнения поведенческих актов.
В рамках физиологии высшей нервной деятельности было создано учение И.П.Павлова
о типах высшей нервной деятельности и свойствах нервной системы, что стало основой развития дифференциальной психофизиологии.
Физиология центральной нервной системы позволяет понять биохимические и структурные процессы, происходящие при развитии возбуждения или торможения в нейронных сетях, а также демонстрирует специализацию в работе отдельных структурных образований и систем головного мозга.
Психогенетика показывает вклад врожденных и приобретенных свойств нервной системы в формирование индивидуальных и типологических особенностей личности.
Таким образом, можно заключить
что психофизиология является сложной комплексной дисциплиной
и для своего изучения требует предварительного освоения различных направлений в физиологии и психологии.
Она, в свою очередь, создает необходимую информационную и практическую основу для освоения методов психодиагностики и таких направлений психологии, как психология личности, корректирующая психология, психология развития и др.
В практическом плане дифференциальная психофизиология связана с педагогикой, дефектологией, коррекционной психологией, психологией труда.