Технология диагностики интегративных способностей
Содержание статьи
В качестве примера технологии оценки способностей остановимся на диагностике интегральных способностей, по Й.Лингарту.
То есть, проследим, содержание и методику диагностики феноменов обучаемости и адаптивности.
Фактор обучаемости субъекта.
Исходя из выше изложенной теоретической модели, обучаемость субъекта (ОБЧ) может быть конструирована, по крайней мере, из трех частей: «опыта», «подражания» и «творческой самостоятельности». Безусловно, каждая часть входит в общую модель ОБЧ со своим весовым коэффициентом: «опыт» — 0,33; «подражание» — 0,35; «творческая самостоятельность» — 0,32.
Весовой вклад определяется при помощи экспертной оценки или путём расчета коэффициентов частной детерминации. В результате экспертной оценки выявляется средний балл каждого элемента обучаемости и затем рассчитывается вес его в суммарной оценке посредством решения обычной пропорции. Коэффициент частной детерминации может выявляться путём возведения в квадрат коэффициента корреляции с внешним критерием каждого элемента модели.
ОБЧ = 0.33 (опыт) + 0.35 (подражание) + 0.32 (творчество) [1]
Первый элемент обучаемости — «опыт» определяется при помощи методики «Тест адекватных характеристик объекта» (ТАХ) и может быть представлено в виде уравнения линейной регрессии:
Yо = 2,52 + 0,44x1 ; [2]
где: Yо — оценка «опыта»; x1 — показатель методики ТАХ (общее количество баллов); 2.52 – свободный член уравнения; 0.44 – коэффициент тестовой переменной. Коэффициент корреляции Rxy = 0,54 (p < 0,05).
Составляющая «подражание» оценивается при помощи методики «Семантический анализ деятельности» (САД) и моделируется посредством уравнения линейной регрессии в виде:
Yп = 1,84 + 0,26x2 ; [3]
где Yп — оценка «подражания»; x2 — показатель методики САД (количество правильных ответов во втором задании). Коэффициент корреляции Rxy = 0,67 (p < 0,05).
Составляющая «творческая самостоятельность» может определяться при помощи «Теста прогрессивных матриц Дж.К.Ровена» и моделироваться посредством уравнения линейной регрессии в следующем виде:
Yтс = 3,27 + 0,03x3 ; [4]
где Yтс — оценка «творческой самостоятельности»; x3 — показатель методики
Равена (сумма баллов в серии Д). Коэффициент корреляции Rxy = 0,42 (p < 0,05).
Таким образом, общая модель ОБЧ имеет вид:
ОБЧ = 2,53 + 0,15x1 + 0,09x2+ 0,01x3 ; [5]
По испытуемому, получившему высокий общий балл, делается вывод о его относительно хороших интеллектуальных способностях и как практическая реализация этого — о возможно неплохих успехах в учебе. Низкие результаты говорят об обратном. Приоритет одного из компонентов ОБЧ интерпретируется как преобладание в психологической структуре деятельности обследуемого именно этой стороны.
Интерпретируя данные психологической оценки обучаемости
безусловно, надо помнить о концепции «порога интеллекта», в соответствие с которой успешность обучения определяется критериальным значением IQ. То есть, если результаты обследования конкретного человека ниже этого значения, то и результаты учения низки, а, если выше, то это напрямую не связано с показателями интеллектуальных тестов, и зависит от исполнительности, мотивации и других педагогических, житейских и внутренних стимулов.
Фактор адаптивности.
Адаптивность представляет собой интегральное качество личности, отражающее психологическую способность индивида за счет внутренних психофизиологических резервов организма приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.
В качестве примера мы рассмотрим процесс оценки адаптации человека к профессиональному обучению. Данная модель может быть использована и в ситуации адаптации к профессиональной деятельности на предприятии.
Фактор адаптивности (ПАД) является оценочной социально-психологической конструкцией адаптивности
определяющей степень приспособления субъекта. Он может быть представлен, во-первых, в виде скорости привыкания человека к социальной, профессиональной среде, режиму труда и отдыха (АД), и, во-вторых, в виде уровня усвоения человеком норм жизнедеятельности социума и подчинения его поведения этим нормам, то есть, уровня дисциплинированности (Д).
Общая модель ПАД может быть сконструирована в виде системы, в которой АД и Д являются её элементами. Экспериментально получено, что весовые вклады этих элементов в общую теоретическую модель примерно равные и составляют соответственно 0,51 и 0,49.
Таким образом, общая формальная модель ПАД будет иметь следующий вид:
ПАД = 0,51(АД) + 0,49(Д). [6]
Адаптация как социально-психологический феномен – это явление
довольно стабилизированное во времени, а процессы ситуативной и профессиональной адаптации тесно взаимосвязаны. Наиболее активно процесс адаптации идет первые три-шесть месяцев. Именно в этот период и проявляется в полной мере адаптивность как интегративная способность человека приспосабливаться к изменившемуся предметному и социальному окружению.
Моделирование процесса адаптации может осуществляться при помощи уравнений множественной линейной регрессии по формулам [7 и 8].
АД = 5,96 — 0,27x1 — 0,13x2 + 0,17x3 + 0,03x4 + 0,17x5 +
+ 0,02x6 + 0,02x7 — 0,23x8 — 0,01x9 — 0,03x10; [7]
где: АД — оценка привыкания субъекта к режиму жизни в первые три месяца обучения; x1 — показатель методики САД (количество правильных ответов в первом задании); x2 — показатель отношения испытуемого к инженерно-технической сфере профессиональной деятельности (в баллах); x3 — показатель методики ЦТО(количество баллов в отношении гуманитарной деятельности); x4 — показатель методики Дж.Равена (количество баллов в серии Д); x5 — показатель методики ТАХ (количество баллов шкале «Т»); x6 — показатель методики СД (коэффициент «близости» между понятиями «настоящее Я» и «человек»); x7 — показатель методики ДДО (общее количество баллов по шкале «техника» и «знаковая система»); x8 - показатель методики Дж.Равена (количество баллов в серии А); x9 — показатель методики С.Розенцвейга (количество процентов по шкале «N-P»); x10 — показатель 16-ти факторного опросника Р.Кэттелла (количество баллов по фактору «Е»).
Коэффициент множественной линейной регрессии Rxy = 0,78 (p < 0,05).
Д = 0,41 + 0,05x9 + 0,16x11 ; [8]
где: Д — оценка дисциплинированности субъекта за первые три месяца обучения; x11 — показатель методики ТАХ (количество баллов по шкале «ТЗС»).
Коэффициент множественной линейной регрессии Rxy = 0,61 (p < 0,05).
Таким образом, общий расчет ПАД может осуществляться по формуле:
ПАД = 3,19 — 0,14x1— 0,07x2 + 0,09x3 + 0,02x4 + 0,09x5+
+ 0,01x6 + 0,01x7 — 0,12x8 + 0,02x9 — 0,02x10 + 0,08x11; [9]
Интерпретация данных методик по фактору ПАД осуществляется с учетом
операционной, мотивационной и характерологической составляющих. Высокие показатели методик, вошедших в математическую модель прогноза адаптивности, отражают наличие у человека ряда операционных интеллектуальных свойств. Таких как «опыт» и «творческая самостоятельность» (из структуры ОБЧ), о чем свидетельствуют показатели методик ТАХ и Равена. Мотивационная составляющая отражается посредством высоких показателей методик ЦТО, СД, ДДО, а также профильностью показателей ТАХ. Данные ЦТО и СД, отражающие эмоционально-смысловые компоненты личностной направленности, указывают на наличие гуманитарной ориентированности человека.
По результатам исследования при помощи ТАХ и ДДО выявляются деятельностно-смысловые компоненты профессиональной направленности личности. Характерологические особенности в условиях первичной адаптации оцениваются посредством 16-ти факторного опросника Р.Кэттелла и теста С.Розенцвейга. По их данным хороший адаптант характеризуется как конформный, интрапунитивный тип с «упорствующей» направленностью поведенческих реакций.
Детальная интерпретация конформного субъекта может выглядеть следующим образом: покорность и зависимость как личностные черты, подчиняющийся тип, скромный, тактичный, осторожный, доброжелательный и послушный. Данный человек отличается высокой степенью обучаемости. В экстремальных ситуациях субъект сам стремится разрешить сложную проблему и берёт на себя ответственность за её появление.