Основные теоретические проблемы психологии труда
Содержание статьи
При всей практической важности психологии труда – это отрасль психологии
имеющая свои теоретические основы. В широком толковании «теория» понимается как комплекс рациональных взглядов, представлений и идей, объясняющих какое-либо явление, более узко – как форма организации научного знания о закономерностях и основных связях определенной области действительности и объекта данной теории.
Сформулированная нерешенная задача (проблема) в области теории
в области познания называется теоретической проблемой. Формулировка теоретической проблемы предваряет любое исследование, ставит перед ученым задачу: «что нужно выяснить?», «что неизвестно?»
Факт существования психологии труда как области знания о труде и трудящемся является существенной предпосылкой ее появления и развития как специальной отрасли науки. Не следует понимать это так, что с появлением специальной отрасли науки — психологии труда — психологические знания о труде начинают производиться только в ее “рамках”. Вненаучная область знания, сыгравшая большую роль в зарождении психологии труда, продолжает жить, развиваться.
Возникновение и развитие теоретических основ психологии труда неразрывно связаны и прослеживаются на всех этапах развития науки. Идеи о необходимости комплексного изучения человека и технических устройств высказывались и до возникновения психологии труда в конце XIX века. Так, Д.И. Менделеев в 1880 г. говорил о необходимости при конструировании воздухоплавательных аппаратов думать не только о двигателях, но и о человеке, пользоваться данными различных наук. Только тогда будет создан аппарат, доступный для всех и уютный, подчеркивал ученый.
Российские исследователи еще в конце XIX века предприняли попытки
разработать научные теоретические основы учения о труде. Пионером в этой области явился И.М. Сеченов, который первым поставил вопрос об использовании научных данных о человеке для рационализации трудовой деятельности. И.М. Сеченов занялся изучением роли психических процессов при выполнении трудовых актов, поставил вопрос о формировании трудовых навыков и впервые показал, что в процессе трудового обучения изменяется характер регуляции: функции регулятора переходят от зрения к осязанию.
Он ввел понятие активного отдыха как лучшего средства повышения и сохранения работоспособности. Работы ученого «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897), «Участие нервной системы в рабочих движениях человека» (1900), «Очерк рабочих движений человека» (1901) и другие не потеряли актуальности и в наше время.
Цель дальнейших исследований в области психологии труда состоит
в оптимизации трудовой деятельности. Именно в этом направлении велись и ведутся все теоретические изыскания отечественных учёных, способствуя дальнейшему развитию общепсихологической теории. Безусловно, А.Н. Леонтьев прав в том, что «психология труда перестаёт быть только специальной ветвью психологии, её теоретические проблемы становятся и важнейшими проблемами общей психологии человека».
В современной психологии труда можно выделить следующие направления исследований:
рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности человека, пути формирования профессиональной пригодности, воспитание положительной профессиональной мотивации, оптимизация отношений в трудовых коллективах, психолого-педагогические вопросы профессионального и трудового обучения, формирование мастерства, психологические вопросы профессиональной ориентации и консультации и др.