Барьеры карьерного роста
Содержание статьи
Условия, способствующие успешному развитию карьеры специалиста
необходимо дополнить факторами, которые негативно сказываются на этом процессе. Негативные факторы продвижения карьеры группируют следующим образом: препятствующие продвижению карьеры; тормозящие; приводящие к кризису личности и профессионализма; сдерживания; сопротивления. Факторы сдерживания относят к средовым, а сопротивления — к личностным.
Личностные факторы карьеры достаточно глубоко рассмотрены
отечественными исследователями в коллективной монографии «Служебная карьера» (1998). К ним отнесли три группы качеств:
-интеллектуальные особенности (интеллектуальные способности, творческий потенциал мышления, способность к обучения и т.п.);
-эмоционально- волевые качества (уровень тревожности, энергичность, выдержанность, настойчивость, терпеливость, решительность и др.);
-коммуникативные характеристики (эмоциональная окрашенность и динамика межличностного общения, ориентация на командное взаимодействие, групповые нормы, социальная смелость и пр.)
Личностными факторами как барьерами успешности продвижения карьеры считаются: низкая мотивация; эмоциональная нестабильность; экстернальный локус контроля; неуверенность в своем потенциале.
Исследования влияния личностных факторов на профессиональную карьеру государственных служащих показывает комплекс факторов, способствующих или препятствующих карьере профессионала, представленных в (табл.).
Факторы, способствующие и препятствующие карьере профессионала
Фактор + | Развернутая характеристика | Фактор — | Развернутая характеристика |
Высокая самооэффективность в сфере предметной деятельности |
· уверенность в возможности реализовать профессиональный, управленческий, карьерный потенциал; · расширение возможности выбора тактики, модели осуществления карьеры; способность построить позитивный сценарий своего карьерного продвижения; ориентация на эффективное разрешение проблемных ситуаций, связанных с профессиональной карьерой. |
низкая самоэффективность в сфере предметной деятельности |
· неверие в возможности применить на практике имеющиеся способности; · сужение поля выбора типа карьеры, карьерной стратегии, вплоть до отказа от карьерного продвижения; выстраивание негативного сценария карьеры, чрезмерная фиксация на трудностях и проблемах, связанных с профессиональной карьерой. |
Интернальный локус контроля |
· ответственное отношение к работе, самостоятельность, повышение эффективности деятельности при отсутствии внешнего контроля; · рассмотрение наиболее значимых карьерных событий в качестве результата прежде всего собственных усилий; активный поиск информации относительно возможностей своего карьерного продвижения, устойчивость в ситуации информационной неопределенности. |
Экстернальный локус контроля |
· несамостоятельность, возрастание продуктивности деятельности при частом внешнем контроле; · приписывание решающей роли в значимых событиях карьеры другим людям, обстоятельствам, случаю; меньшая осведомленность относительно возможностей карьерного продвижения и менее выраженное стремление получать обратную связь от коллег и руководства по вопросам своей профессиональной деятельности и карьеры. |
Эмоциональная стабильность |
· менее выраженная реакция на непривычные, вызывающие беспокойства стимулы; внутреннее спокойствие, высокий уровень самоуважения. |
Эмоциональная нестабильность |
· сильно выражено влияние прежнего негативного опыта; внутреннее волнение, повышенная тревожность, частые жалобы на соматические нарушения (головная боль, бессонница и др.). |
Низкий уровень психотизма |
· адекватность эмоциональных реакций, сдержанность, низкая конфликтность; умение быстро и эффективно использовать имеющиеся психоэмоциональные ресурсы в ходе адаптации к динамике современной рабочей среды. |
Высокий уровень психотизма |
· агрессивность, раздражительность, склонность к провоцирующему поведению и, как следствие, высокая межличностная конфликтность; низкая способность адаптации к меняющимся условиям рабочей среды. |
Развитый карьерный инсайт |
· осознание и активное использование своих сильных и нейтрализация влияние слабых сторон в отношении карьерного продвижения; · наличие конкретных целей профессиональной карьеры и четких планов их реализации; реалистичный уровень карьерных ожиданий. |
Слабо выраженный карьерный инсайт |
· недостаточное понимание своих личных особенностей, способствующих и тормозящих карьерное продвижение; · размытость и неопределенность целей и планов профессиональной деятельности в целом и профессиональной карьеры в частности; неадекватный (заниженный или завышенный) уровень карьерных ожиданий. |
Идентификация с карьерой |
· готовность работать с максимальной отдачей ради достижения прежде всего целей организации; способность длительное время работать сверхурочно и нести любое бремя организации. |
Деидентификация с карьерой |
· реализация в карьере прежде всего личных целей, недостаточный учет интересов организации; склонность направлять активность не на профессиональную, а на другие сферы жизни.
|
По западным оценкам, общими психологическими барьерами на пути карьерного успеха являются: боязнь успеха; боязнь неудачи; нереалистичность цели карьерного развития; избегание риска; перфекционизм (постановка очень высоких стандартов оценки успеха, которые вызваны сверхамбициозными установками и ригидностью собственных притязаний);
Социолого-психологическими причинами неудач в карьере
как правило, являются: забота о личном благополучии в ущерб общественным интересам; чрезмерное волнение по поводу символов положения и собственной персоны; склонность присваивать себе лавры; самоизоляция.
Для женщин, которые занимаются обеспечением своей карьеры, добавляется еще ряд барьеров: культурные, образовательные, юридические и специфически психологические. Культурные барьеры отражают традиционные представления общности о роли женщины. Зачастую эти представления противоположны стилю поведения руководителя того или иного ранга.
Образовательные барьеры связаны с определенным типом закрытых высших учебных заведений (например, военные), в том числе заведений бизнеса. В данные учебные заведения женщины традиционно не допускаются. У нас в стране специалисты с высшим и средним образованием на 60% — женщины, но возможности для повышения их квалификации снижены в 1,5 — 2 раза. Причина одна — перерыв в деятельности по уходу за ребенком.
Юридические барьеры заключаются в том, что между нормами, гарантирующими равные права женщинам и мужчинам в карьерном продвижении, и реальной практикой существует непреодолимая преграда. Например, при переходе к рыночным отношениям в России возникла тенденция вытеснения женщин с престижных мест, наметилась дискредитация при приеме на работу.
Психологические барьеры проявляются в «корпоративном» настроении мужчин
нежелающих работать с женщинами-руководителями. С другой стороны, имеет место сомнение со стороны самих женщин, которые совмещают работу и уход за домом и семьей.
Барьерный функции выполняет и сам процесс социализации женщин. Исследования показывают, что, как правило, Женщины, успешные в карьере, имели работающих мам, нетрадиционные установки на сочетание семейных проблем и работы, поддержку независимости и риска, стремление самоутвердиться.