Профессиограмма типовая
Содержание статьи
Профессиограмма типовая описание
- Основные профессиональные задачи:
— документальное и информационное обеспечение управленческой деятельности руководства предприятия;
— контроль за состоянием делопроизводства и исполнением поручений руководства;
— оказание методической помощи секретариатам отделов в организации и совершенствовании рабочего процесса и др.
- Секретарь-референт должен:
— уметь вести делопроизводство;
— владеть компьютером;
— знать машинопись;
— знать нормативные акты по вопросам, регламентирующим работу с документами;
— владеть иностранным языком и др.
- Необходимый уровень образования специалиста:
— специальное образование по делопроизводству;
— компьютерная подготовка и др.
- Основные критерии эффективности деятельности:
— оперативность отработки документов и решения задач;
— качество отработки документов.
- Предполагаемая текучесть кадров из-за профессиональных трудностей незначительна: увольняются или собираются уволиться — до 11%.
Причины увольнения:
— уровень оплаты труда;
— неадекватность оценки труда делопроизводственных работников;
— необходимость выполнения монотонной однообразной работы и др.
- Проблемы, стоящие перед специалистами:
— низкая отплата труда;
— жилищные проблемы;
— проблемы удаленности места жительства от места работы и др.
- Эмоциональная устойчивость значительно влияет на деятельность сотрудников секретариата в связи с этим необходимо проведение психологического отбора сотрудников.
- Психограмма деятельности (профессионально-значимые качества).
ЗРЕНИЕ:
— выносливость (малая утомляемость) зрительного анализатора;
— переносимость длительно действующего светового раздражителя;
— различение мелких и отдельных предметов и др.
ВОСПРИЯТИЕ:
— быстрое восприятие и понимание письменной речи;
— быстрое восприятие и понимание устной речи и др.
ВНИМАНИЕ:
— длительное сохранение интенсивного (концентрированного) внимания и др.
ПАМЯТЬ:
— быстрое запоминание зрительной информации;
— быстрое запоминание слуховой информации;
— длительное сохранение информации в памяти;
— хорошее запоминание материала, имеющего внутреннюю логическую связь и др.
РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫЕ:
— умение выделить в информации главное, существенное;
— способность четко, лаконично формулировать сообщения, распоряжения;
— оценивающее мышление, повышенная чувствительность к проблемам, которые другие люди обычно не замечают и др.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ:
— дисциплинированность;
— склонность к работе исполнительского типа;
— умение настоять на своем, противостоять влиянию со стороны и др.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
— общительность, способность легко вступать в контакт с другими людьми;
— доброжелательность и отзывчивость;
— умение и стремление соблюдать принятые в коллективе правила
и нормы поведения;
— способность находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях;
— гибкость во взаимоотношениях с людьми и др.
НРАВСТВЕННЫЕ:
— высокий уровень ответственности;
— трудолюбие и др
ДЕЛОВЫЕ:
- аккуратность в работе;
- пунктуальность;
— инициатива и находчивость;
— бережное отношение к вещам и др.
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ:
— способность побуждать людей к активной деятельности.
Ядром профессиограммы является психограмма
Психограмма — это перечень профессионально-значимых качеств эталонного специалиста, сгруппированных в интегративные качества или свойства, присущие специалисту-профессионалу.
Она используется для отработки мероприятий отбора персонала или профобучения, а также в целях тренировок, психологической подготовки и развития необходимых качеств успешного профессионального функционирования.
В соответствии с психограммой подбираются психодиагностические методики
при помощи которых осуществляется психологическое исследование профессиональной пригодности кандидатов на работу (Табл.2.).
Профессионально-значимые качества и первичный набор методов их оценки
NN п/п |
Перечень профессионально-значимых качеств | Психодиагностические методики |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ КАЧЕСТВА | ||
1. |
Обнаружение и различение пространственного расположения предметов |
Методика исследования особенностей мышления
|
2. | Оценка различий в форме фигур | Тест CFIТ |
3. | Выносливость (малая утомляемость) зрительного анализатора | Тест «Перепутанные линии» |
4. | Узнавание и различение тихих и недостаточно четких звуков и быстрое определение направления на источник звука | Тест «Слуховая память» |
5. | Координация и точность движений | Тест «Линеограммы» |
6. | Быстрая двигательная реакция на раздражитель |
Тест «Корректурная проба»
|
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА | ||
7. |
Способность не ослаблять внимания под воздействием испуга или неожиданных внешних воздействий |
Тест «Корректурная проба» |
8. | Самообладание и выдержка | Методика «Локуса контроля» |
ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ | ||
9. | Высокий уровень ответственности | Семантический дифференциал |
10. | Трудолюбие | Шкалы клинического опросника MMPI |
КАЧЕСТВА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА | ||
11. | Выносливость к длительным физическим нагрузкам | Проба с физической нагрузкой |
Профессиограмма имеет целевое предназначение.
От этого зависит ее форма, глубина и конкретизация анализа представленных в ней профессионально-значимых признаков. Если профессиограмма предназначена для профориентации, то она представляется в рекламно-литературной форме. При ее использовании преследуется цель привлечь людей в качестве кандидатов на замещение вакансий на предприятии, создать конкурс для отбора профессионально подготовленных людей, а также сориентировать возможных кандидатов в существе и особенностях профессиональной деятельности. В целях классификации профессий или специальностей, а также для профотбора специалистов центральное место в профессиограмме отводится психограмме.