Методы (технологии) диагностики мотивации и их характеристики
Список методик:
- Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) (оценка направленности личности подростка)(Климов Е.А., 1972).
- Личностный ориентационный опросник (The Orientation Iuventory). Модификации: «Личностная направленность», «Ценностные ориентации личности», «Ориентировочная анкета». (М.Басс; адаптация В.Смекал, М.Кучер, ЧССР, публикация: 1977).
- Методика диагностики ценностных ориентаций (М.Рокич).
- Методика для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению (оценка стремления к принятию – аффилятивная тенденция (26 пунктов), и страха отвержения (24 пунктов)) (А.Мехрабиан, 1970).
- Методика мотивационной индукции (MIM) Ж.Нюттена (оценка силы мотива на основе степени преобладания ошибок в разных ситуациях) (адаптация Васюковой Е.Е., 1984).
- Методика оценки мотивации к избежанию неудачи — самозащите (Т.Элерс; адаптация М.А.Котика, 1981).
- Методика Рисуночной фрустрации Розенцвейга (Тест P-F) (по соотношению мотива и препятствия выявляется направленность агрессии) (С.Розенцвейг, 1942).
- Мотивационный личностный опросник (МЛО) (Кулагин Б.В., 1981).
- Опросник для измерения результирующей тенденции мотивации достижения (RAM) (А.Мехрабиан, 1969).
- Опросник личностных ориентаций (POI) (адаптация МГУ в 1987).
- Опросник мотивации одобрения (Д.Краун, Д.Марлоу, адаптация Марищук В.Л. и др., 1984).
- Опросник потребности в достижении (ПД) (оценка особенности мотивации достижения) (Орлов Ю.М., 1978).
- Опросник Херманса (оценка мотивации у детей 10-16 лет (1971) и взрослых (1976) (Х.Херманс, 1970).
- Список личностных предпочтений (EPPS) (оценка силы потребностей) (А.Эдвардс, 1954).
- Тест «Завершение предложений» (Sentence Completion Test – SCT) (оценка словесных ассоциативных связей) (Г.Эббингауз, 1897; А.Пейн, 1928). Варианты: Тест эмоционального инсайта (А.Тендлер, 1930), Тест «Незавершенные предложения»(IST)(два субтеста по 50 пунктов)(Роттер, Виллерман), SSCT(60 пунктов) – Дж.М. Сакса.
- Тест Тематической апперцепции (ТАТ) (описание изображений на рисунках) (Х.Морган, Г.Мюррей, 1935); (исследование индивидуальных различий в мотиве достижения – Д.Макклеланд, Д.Аткинсон, 1953).
- Форма по изучению личности (исследование мотивационной сферы личности) (PRF) (Д.Джексон, 1967).
- Шкала достижений с предпочтением риска(MARPS) (А.Мехрабиан, 1968).
- Шкала мотивации достижения (AMS) (Р.Нигард, Т.Гесьме, 1970).
- Шкала оценки мотивации к достижению цели (Т.Элерс).
В практической психологии мотивации наиболее часто используется «тест юмористических фраз», который может рассматриваться как проективная методика диагностики мотивационной сферы личности.