Индивидуальные различия в когнитивной сфере человека
Содержание статьи
- 1 Изложения материала данной главы начнем с интеллекта
- 2 У истоков психометрической теории стоял Ч.Спирмен
- 3 Дж.Гилфорд отказывается от факторов и вводит понятие измерение структуры интеллекта
- 4 Когнитивная теория отличается тем, что интеллект трактуется как производная
Изложения материала данной главы начнем с интеллекта
Подавляющее большинство специалистов считают, что интеллект преимущественно связан с когнитивными характеристиками: с абстрактным мышлением, умением решать проблемы и способностью приобретать знания.
Несколько исторических аспектов.
Первую шкалу измерения интеллекта создают в 1905 году А.Бине и Т.Симон.
По этой шкале определялся уровень развития интеллекта.
Причем уровень интеллекта определялся по одной из тридцати способностей — от сенсомоторной координации до конструирования предложений.
В 1911 году предложили связать коэффициент интеллекта, хронологический и психологический возраст.
В 1916 году Л.Термэн (сотрудник Стэнфордского университета) расширяет шкалу интеллекта от «0» до 100 и вводит аббревиатуру IQ.
С этого времени тест называется Стенфорд-Бине. Классическая формула IQ выглядит следующим образом:
IQ = Психический возраст (ПВ) / Хронологический возраст х 100 |
С тех пор прошло около 100 лет и естественно, что в сам тест и его интерпретацию внесены существенные дополнения и изменения, а именно:
- убрали возраст для определения IQ;
- вычисляются пропорции успешности выполнения заданий по сравнению с общими результатом;
- изменены группы тестируемых факторов по структуре и процедуре проведения; используются другие методы и методики.
Собственно глубокие исследования интеллекта для диагностики индивидуальных различий начались в конце 40-х годов прошлого столетия на западе.
Здесь сформировалось несколько подходов к исследованиям такого рода: психометрическая теория; когнитивная теория и теория множества интеллектов.
У истоков психометрической теории стоял Ч.Спирмен
(психолог с математическим образованием) Терстоун, Дж.Гилфорд, Ч.Барт, П.Вернон и др.
Смысл этого подхода сводится к тому, чтобы определить конкретное минимальное число характеристик интеллекта и четко их измерить.
Ч.Спирмен предложил два фактора для измерения различий по интеллекту: общий фактор»g» (т.н. ментальная энергия, которая отражает общие способности человека) и специальный фактор «s», который отражает предрасположенность, талант человека к определенному виду деятельности, творчеству.
По сути дела это была двухфакторная модель интеллекта
Несколько иную модель интеллекта предложил бихевиорист американский психолог Торндайк.
Его последователем был Терстоун. Предлагалось понимать и измерять интеллект как совокупность факторов, т.н. «первичные умственные способности».
Изначально выделялось для этого12-ть факторов, а в дальнейшем вторичные и третичные факторы, т.е. возникали иерархические модели интеллекта (П.Вернон, Ч.Барт, Р.Кэттелл)
Дж.Гилфорд отказывается от факторов и вводит понятие измерение структуры интеллекта
Структуру представляет как некое трехмерное пространство измерений.
Измеряются в частности:
- операции (что делает субъект);
- содержание (на базе какой информации осуществляется операция);
- продукты или результаты (форма в которую информация организуется).
Недостатки психометрического подхода сводятся к следующему:
- до конца не ясно, что такое интеллект как понятие, индивидуальная особенность или процесс;
- остается не раскрытой и проблема дифференциации интеллекта на социальный, практический и эмоциональный, сенсомоторный;
- при помощи теста можно получить одинаковые IQ, но не ясно какими познавательными процессами пользовался человек;
- приемы и модели в этих теориях сложно проверить, сопоставить друг с другом;
Когнитивная теория отличается тем, что интеллект трактуется как производная
от содержания и скорости переработки информации человеком.
Разрабатывали американские психологи Хант, Люннеборг, Льюиси Лансман.
В этой переработке информации выделили определенные стадии.
Каждая стадия имеет определенные операции, как в компьютере.
Однако скоростные характеристики проведения информации посчитали не надежными для диагностики интеллекта.
Например, Хант осуществлял оценку скорости поиска информации в долговременной памяти различных возрастных групп и умственных способностей (студентов, пожилых людей, умственно отсталых) и перевода ее в кратковременную.
Использовался тест на школьные задатки — сопоставление букв.
Надо было вспомнить букву, принять решение и нажать кнопку.
Предполагалось, что в этом простом процессе участвует: кодирование — сравнение — вербальные способности.
Таким образом, пытались выявить различия между группами по интеллекту.
Через другие методики пытались диагностировать математические, пространственные способности и свести все к простым когнитивным процессам.
Теория множественности интеллектов описывает различные аспекты интеллекта как комплексы: теория тройственного интеллекта, автор американский исследователь Р. Стейнберг (профессор Иельского университета);
- теория иерархии интеллекта, автор английский психолог Ганс Айзенк;
- теория многих интеллектов (Ховард Гарднер).
В целом можно сказать, что все эти подходы освещают следующие аспекты проблемы интеллекта:
- внутренний (информационный),
- эмпирический (владение новой ситуацией),
- ситуативный (социальная ситуация).
Теория тройственного интеллекта предложена
в 80-е годы и вместо измерений предлагалось три типа психических процессов, по которым можно судить об интеллекте.
Таковыми процессами являются:
- компоненты, регулирующие процесс решения проблемы (выделение, проблемы, распределение этапов, заключение о решении и т.п.);.
- метакомпоненты (афферентный синтез, принятие решения, программа действий);
- компоненты имеющие дело с актуальными решениями, исполнительные компоненты (действие, обратная афферентация, акцептор результата действия);
- компоненты, связанные с хранением полезной информации, обучением.
Успешность решения интеллектуальных задач зависит от взаимодействия этих компонентов.
На основе их группирования выделяется:
- эмпирический интеллект (способность справляться с новой информацией и способность автоматизировать некоторые процессы);
- ситуативный интеллект (решение каждодневных задач);
- социальный интеллект (получение знаний в процессе социального взаимодействия).
Эмпирический и социальный интеллект измеряются психометрическими методами, а ситуативный — специальными.
Теория иерархии интеллектов выстраивает несколько иную последовательность: биологический — психометрический – социальный интеллект.
Для диагностики биологического интеллекта используются скоростные характеристики и успешность решения задач.
Здесь действуют генотип, биохимические процессы и физиологические закономерности.
Психометрический интеллект измеряется через IQ.
Социальный интеллект включает культурные факторы (социально-экономический статус, образование и условия воспитания).
Теория многих интеллектов опирается на идею
что единого интеллекта не существует, а есть не менее шести отдельных, относительно независимых интеллектов.
Среди них: лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, кинестетический (способность управлять телом) и личностный (внутриличностный — управление своими чувствами и межличностный — понимать других).
В принципе при всех подходах остается главный вопрос: каким образом влияет наследственность и среда на интеллектуальные различия?
Считается что гены определяют ширину диапазона в котором изменяется тот или иной признак.
IQ при таком влиянии колеблется в диапазоне от 20 до 25 единиц (пунктов).
Существенные колебания показателей IQ зависит от средовых факторов. Если средовые факторы эффективны, IQ возрастает до верхнего уровня диапазона, и наоборот, т.е. имеет место вариативность признака.
Поэтому наследуемость интеллекта определяется, с одной стороны, генетической (потенциальной) частью, а если среда несет негативные воздействия — имеется вариативность развития интеллекта.
Наследуемость IQ равна, например, 0.8 — это значит, что 80 % различий между людьми в интеллекте обусловлены генетическими факторами.
Однако это не означает, что реальный уровень IQ отдельной личности на 80 % обусловлен генетически.
Диапазон вариативности генетических факторов, предполагает аналогичный диапазон вариативности и факторов среды.
Это и есть показатель фенотипической вариативности.
Отечественными специалистами предлагается в этой связи гипотеза «данной области пространства-времени» или ДОПВ-гипотеза, или парадокс-ДОПВ.
Здесь обнаружена зависимость между развитием интеллекта и домашней атмосферой в течение первых лет онтогенеза ребенка.
Следует отметить влияние на интеллектуальное развитие и ряда других факторов:
- влияние отдельных личностных свойств (например, темперамент воздействует через свои характеристики: пластичность, темп, эргичность);
- интраиндивидные условия развития интеллекта (например, тревожность, энергичность);
- связь с характеристиками образа Я (оказалось, чем ниже интеллект, тем больше поверхностных описаний и конкретики в самоописаниях школьников).
Следующим по значению после интеллекта в дифференциальной психологии в рамках когнитологии является когнитивный стиль.
Когнитивный стиль устойчивые способы приемы и переработки информации
проявляющиеся в индивидуальной специфике организации познавательных процессов, влияющих на все уровни ментальной иерархии, включая личностные особенности.
Когнитивный стиль это такой способ получения, хранения и воспроизведения информации, который характерен для данной личности.
Способы независимы от информации, устойчивы к изменениям и специфичны в проявлениях для каждого человека.
В 70-х годах описано около двух десятков таких стилей.
Существует несколько подходов к пониманию когнитивного стиля.
Один из них связывает когнитивный стиль с явлением полезависимость-поленезависимость (Г.Уиткин, 1962).
Полезависимость означает ориентацию субъекта на упорядоченность внешних условий по определенному эталону.
Такой эталон может быть разрушен, рассогласован.
Так, например, летчики дают разную информацию по зрительному анализатору в измененной гравитационной среде (вестибулярная информация).
Зрительная и вестибулярная информация могут быть рассогласованы.
Для диагностики полезависимых используется несколько специальных тестов.
Субъекты, которые ориентируются на зрительный анализатор считались полезависимыми, а те кто ориентируется на вестибулярные показатели — поленезависимыми.
На этой основе был сделан вывод: стиль есть показатель психологической дифференцированности, по которой можно судить о различия людей.
Собственно психологическая дифференцированность есть уровень и особенность развития личности в онтогенезе, которая распространяется на представления человека о самом себе и об окружающих.
Параметрами такой психологической дифференцированности стали:
- зависимость-независимость от поля;
- структурированность представлений о физических свойствах своего тела;
- высокое развитие регуляторных и защитных механизмов; особенности межличностных отношений (сохранение собственной автономии);
- специализация нейрофизиологических функций.
Другой, сформировался в рамках менингерского исследования стилей.
Просто участники этого исследования Клейн и Р.Гарднер работали в Менингерской клинике.
Здесь выделяются когнитивные стили, связанные с различной ориентации людей при восприятии и познании: различие-сходство ; специфичное/общее; аналитичность-синтетичность.
На этой основе были вычленены различные типовые портреты личности: аналитики и синтетики.
Обнаружены связи типов личности и стилей с предпочитаемой стратегией обучения (низкий или высокий темп, запоминание и т.п.).
Третий подход основное внимание концентрирует на явлении рефлексивность-импульсивность (Н.Коган).
Различия людей в когнитивном стиля делается по основаниям
на которых человек классифицирует объекты и тщательности продумывания ответов.
Для этого разработан метод подбора парной фигуры (эталона по образцу).
Количество ошибок при подборе по образцу и закладывается в основу диагностики.
Рефлексивность высокая — ошибок мало, и наоборот.
Источник различий, как считают основатели данного подхода, следует искать в биологии человека.
Четвертый подход связан с когнитивной простотой-сложностью.
Это направление разработано в рамках личностных конструктов Дж. Келли.
Само понятие «простота-сложность» ввел Дж. Бьери в 1955 году.
Когнитивная сложность связывается со способностью человека предвидеть события и с точки зрения анализа других лиц.
Такие люди более дифференцированно относятся к другим, более точны в выводах, анализируют различные точки зрения и связи.
Когнитивная простота – сложность есть тенденция конструировать социальное поведение многомерно, так что более сложному индивиду доступна более разнообразная система для восприятия других, чем простому.
Выделяется еще и интернальность-экстернальность.
Экстернальность есть общая поведенческая тенденция полагаться на внешние обстоятельства или других людей в различных жизненных ситуациях.
Интернальность, обозначает обратное, полагаться на себя и свои силы.
Исследованию подвергалась также устойчивость стилевой характеристик, которые обозначены как «узость — широта категоризации».
В результате сделаны выводы
либо данная характеристика личности фундаментально нестабильна в период с 4-х до 11-ти лет, либо ее психологическое значение трасформируется в этот период.
Ряд исследователей предлагают изначально разобраться, что на самом деле представляет собой когнитивный стиль и для этого: развести понятия внутри традиционных наших представлений; соотнести анализ познавательных феноменов с поиском различий между людьми в стилях; осуществить поиск единой концепции стиля.
Естественно , указывается на основы формирования стиля вообще: врожденные или приобретенные.
Пытаются даже ввести новый термин «стиль человека».
Утвердительно говорится только о том, что когнитивный стиля имеет два аспекта: внутренний и внешний.
Внутренний аспект связан с индивидуально-психологическими особенностями.
Стилевые свойства выполняют сопрягающую и компенсирующую функцию и связаны с формальными и содержательными характеристиками человека:
стиль — темперамент, стиль — характер, стиль — способности, стиль — свойства нервной системы.
На этой основе пытаются строить иерархические структуры стиля человека.
Внешний аспект связан со средой, инструментальная стороны человека.
На этой основе осуществляется выделение типологии и анализ следующих стилей: психомоторного; мышления; речи; сознания и деятельности.
Поскольку полярность когнитивных стилей
как предполагается, подчиняется закону нормального распределения, в ней могут быть представлены разные люди, включая крайности.
- Отсюда появляется возможность дать определенные, устойчивые на данном этапе исследования характеристики стилю вообще:
- стиль процессуален;
- каждый стиль имеет равную социальную значимость;
- разные полюса стиля имеют разную эффективность, т.е. успешность;
- когнитивный стиль не связан с генотипом, кроме зависимость-независимость от поля;
- отдельные когнитивные стиля связаны с личностными свойствами (зависимость-независимость, рефлексивность-импульсивность);
- когнитивный стиль связан с интеллектом и личностными свойствами и является связующим звеном между ними;
- связи когнитивных стилей между собой слабо исследованы;
- в отдельных концепциях все стили выстраивают в определенной иерархии;
- структурные модели стилей до сегодняшнего дня носят гипотетический характер.