Психология пола (гендерная психология)
Содержание статьи
Считается, что принципиально новой научной парадигмой в исследовании пола мы обязаны феминизму
Который в России был неоправданно оклеветан и преследовался.
Напомним, что возникновение феминизма связано с эпохой Возрождения и имеет свои социальные и интеллектуальные корни.
Социальные корни связаны с изменением роли женщин в общественном процессе (секуляризация общества).
Интеллектуальные — различные теории о положении человека и женщины в обществе.
За рубежом сложились ряд понятий:
- гендер — психологические и социо-культурные основы различий в поведения мужчины или женщины (мужественны ли вы или женственны);
- гендерный анализ и исследования;
- пол, секс — биологические основы поведения: воспроизводство, занятие любовью, сексуальная идентичность.
В целом выделяется три основные и одна ложная концепция гендера
Ложная теория использует понятие гендера для проведения социодемографических исследований положения женщин и детей;
гендер как теория социального конструирования, при этом гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами;
гендер рассматривается как стратифицированная категория, наряду с такими категориями как пол, класс, раса, возраст; гендер понимается как культурная метафора в философских и постмодернистских концепциях.
В России фактическое узаконивание (институционализация) гендерных исследоваться началось лишь в 90-х гг прошлого века.
До 90-х гг эта проблематика развивалась очень слабо.
Ныне издается периодический журнал «Гендерные исследования» (Харьков), альманах «Гендерные тетради» (СПб). Активно откликается на данную проблематику и психологическая наука.
Однако самостоятельность этих исследований стоит еще под большим вопросом, т.е. особо и не поощряется.
У гендера как источника индивидуальных различий можно выделить два аспекта
половую роль и гендерную идентичность.
Половые (биологические) различия очевидны: первичные и вторичные половые признаки.
Первичные признаки непосредственно связаны с половыми органами: вагина, яички и матка у женщин и пенис, яички и мшонка у мужчин.
Вторичные — проявляются в период полового созревания, как результат гормональных влияний гипофиза.
Женщины: развитие груди, расширение бедер, другие изменения формы тела.
Мужчины: волосы на лице и теле, изменения голоса.
На источники мужских и женских отличительных признаков существует несколько точек зрения.
Взаимодействие половых гормонов до рождения может определить характерное устройство мозга, а отсюда — изменения в структуре мозга влияют на вероятность формирования женского или мужского характера.
Другая точка зрения сводится к доказательству того, что сексуально-ориентированное поведение усваивается человеком после рождения.
Третьи считают, что имеется «эффект биологической предрасположенности», т.е. пренатальные андрогены и эстрогены специфично влияют на развитие тела, нервной системы и соответственно на модель поведения человека в целом.
А вот различия в поведении и деятельности мужчин и женщин — нет. Поэтому, существенную роль в понимании роли биологической стороны индивидуальных различий должна сыграть психология пола, гендерная психология, социальная психология гендера.
Кстати будет сказать, что эта проблема настолько актуальна для российской практики, насколько и молода для психологической науки и общественного сознания.
В этой связи, например, констатируется тот факт, что психология пола может рассматриваться как специальная дисциплина и одна из предпосылок развития гендерных исследований.
Собственно гендерные исследования выделяются в отдельное направление (Клецина И.С.).
Предмет психологии пола включает
- психологические различия между людьми разного пола;
- социальную полоролевую дифференциацию и стратификацию;
- культурные стереотипы маскулиности и феминности;
- особенности социализации мальчиков и девочек, мужчин и женщин; психологию идентификации личности как представителя определенного пола.
Психология пола находится на стыке психологии половых различий и психологии семьи и брака.
Психология пола как научный предмет черпает знания в работах: социологов, этнографов, педегогов, медиков.
Имеет место определенная размытость этой тематики по различным отраслям психологической науки и других областей знания.
Психологию половых различий относят к разделу дифференциальной психологии, а в предметную область этой дисциплины делегируют: изучение различий между индивидами, обусловленных их половой принадлежностью; выявление психологических характеристик поведения людей разного пола, реальных и потенциальных супругов.
Психология семьи и брака
считается междисциплинарным направлением в психологии, а предметная область имеет следующее наполнение:
- факторы, влияющие на качество брака; цикл развития семьи;
- ролевая структура семьи;
- распределение власти между членами семьи;
- межсупружеское общение; установки на брак и семью; детерминанты выбора брачного партнера, психологические особенности родителей и их детей.
Исторические аспекты развития гендерных представлений в России предполагают выделение некоторых этапов: этап дискуссии по психологической проблематике межполовых отношений в первой половине ХХ столетия, этап развитие психологии пола во второй половине ХХ столетия (60-80-гг) и этап развития психологии пола в 90-е годы ХХ столетия.
На первом этапе в отечественных публикациях психологии пола еще не было.
Были отдельные дискуссии по поводу выхода и перевода на русский язык книги австрийского ученого О. Вейнингера «Пол и характер», где автор представлял женщину в психологическом плане примитивным, неполноценным существом:
- слабо развит интеллект;
- нет логического мышления;
- она живет бессознательными импульсами;
- нет стремления к истине;
- плохо развита память;
- стремиться к половым влечениям и размножению;
- слабо ориентируется в законах, долге, морали;
- неполноценное самосознание и ущербная Я-концепция;
- отрицание способности женщин к культурному творчеству и приоритете вдохновления мужчин.
В эти годы рассматривали в основном проблемы общего характера
«женское» устойчиво или изменчиво; успех в социальной сфере у женщин это доля «мужского» начала»; статус женщины в обществе.
Выделяется специфика рассмотрения роли женщины в философских работах, противопоставление мужского и женского, давалась иерархическая стратификация отношений мужчин и женщин, но не смотря на это феминистское начало рассматривалось выше маскулиного.
При советской власти равные права мужчин и женщин декларировались, но не были реализованы.
Второй этап развитие психологии пола во второй половине ХХ столетия, 60-е -80-е годы ознаменовано как время «бесполого сексизма» (И.С.Кон).
В научной литературе не использовались понятия «пол», «маскулиность». Табу было нарушено в конце 60-х — начале 70-х годов.
Это сделали И.С. Кон и Б.Г. Ананьев,а впоследствии и другие (Розе, Акинщикова, Степанова по психофизиологии).
Статья И.С.Кона «Психология половых различий» была опубликована в журнале Вопросы психологии в 1981 г., где дан анализ зарубежной литературы по половым различиям.
В книге Б.Г.Ананьева «Человек как предмет познания» есть глава «Половой деморфизм и психофизиологическая эволюция» (1969), что также сказалось на интенсивности становления этой области знания.
Можно, по всей вероятности говорить о том, что в этот период были выделены направления исследования в психологии пола, а именно:
- дифференциально психологические характеристики полов в возрастной динамике;
- функциональные закономерности дифференциации половых ролей на личностном и межличностном уровне;
- полоролевые стереотипы и социализация;
- взаимозависимость принятых обществом половых ролей и поведения личности и специфики ее проявления в реальности.
Все работы 80-х годов подразделяются на две группы: исследования, где половые различия являлись не главной проблемой (Агеев, Репина, Привалова, Абраменкова) и специализированные работы по половым различиям (Абраменкова – группы детей; Каган – стереотипы; Коломинский — зарубежные концепции; Мелтсас, Лунин — культурно-исторические аспекты пола; Юферова — образы мужчины и женщины у подростков; Арутюнян — отношения между супругами в зависимости от распределения ролей; Алешина и Лекторская — выявление закономерностей ролевых конфликтов; Алешина и Волович — полоспецифичность поведения детей.
Этап развития психологию пола в 90-е годы ХХ столетия характеризуется тем
что резко увеличилось количество издаваемой литературы по этой проблематике.
Появились научные исследования (Знаков, Кудинов, Романов, Хасан, Тюменевой).
В исследованиях выделяются следующие направления: отличия в особенностях личности и поведения мужчин и женщин (Знаков, Кудинов, Хасан, Тюменев); стереотипы маскулиности/феминности (Араканцева, Дубовская); психологические различия полов в разные возрастные периоды (Смирнова).
Собственно гендерные исследования сконцентрированы вокруг следующих теоретических проблем и направлений: психология половых различий; женская психология; социально-конструктивистское направление в исследовании гендера.
Считается, что первые научные исследования по различиям между мужчинами и женщинами проведены в 40-х годах (Макнемар), где и были показаны некоторые различия ( знаком «+» отмечены преимущества):
Феномен | мальчики | девочки |
Эстетический вкус | + | |
Развитие речи (беглость) | + | |
Тонкая координация | + | |
Математические и механические способности | + | |
Адаптивность | + | |
Воспитуемость | + | |
Сообразительность, находчивость, изобретательность | + | |
Освоение новых видов профдеятельности | + | |
Предпочтение стереотипным видам деятельности | + |
Подходы к пониманию индивидуальных различий между мужчинами и женщинами изначально исследовались: этологией и биологией, социологией и психологией. Среди прочих следует выделить:
- эволюционную теорию пола (В.К. Геодакяна и Дэвида Басса);
- физиологическую, нейроандрогенетическую теорию (Ли Эллиса);
- психоаналитическая концепция;
- социогенетический подход. (А.Б. Залкинд);
- бихевиориальную теорию и когнитивистскую концепция пола.
Продолжение темы в следующей статье — ( click )