Психология пола (гендерная психология)

психология пола

Считается, что принципиально новой научной парадигмой в исследовании пола мы обязаны феминизму

Который в России был неоправданно оклеветан и преследовался.

Напомним, что возникновение феминизма связано с эпохой Возрождения и имеет свои социальные и интеллектуальные корни.

Социальные корни связаны с изменением роли женщин в общественном процессе (секуляризация общества).

Интеллектуальные — различные теории о положении человека и женщины в обществе.

За рубежом сложились ряд понятий:

  • гендер — психологические и социо-культурные основы различий в поведения мужчины или женщины (мужественны ли вы или женственны);
  • гендерный анализ и исследования;
  • пол, секс — биологические основы поведения: воспроизводство, занятие любовью, сексуальная идентичность.

В целом выделяется три основные и одна ложная концепция гендера

Ложная теория использует понятие гендера для проведения социодемографических исследований положения женщин и детей;

гендер как теория социального конструирования, при этом гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами;

гендер рассматривается как стратифицированная категория, наряду с такими категориями как пол, класс, раса, возраст; гендер понимается как культурная метафора в философских и постмодернистских концепциях.

В России фактическое узаконивание (институционализация) гендерных исследоваться началось лишь в 90-х гг прошлого века.

До 90-х гг эта проблематика развивалась очень слабо.

Ныне издается периодический журнал «Гендерные исследования» (Харьков), альманах «Гендерные тетради» (СПб). Активно откликается на данную проблематику и психологическая наука.

Однако самостоятельность этих исследований стоит еще под большим вопросом, т.е. особо и не поощряется.

У гендера как источника индивидуальных различий можно выделить два аспекта

половую роль и гендерную идентичность.

Половые (биологические) различия очевидны: первичные и вторичные половые признаки.

Первичные признаки непосредственно связаны с половыми органами: вагина, яички и матка у женщин и пенис, яички и мшонка у мужчин.

Вторичные — проявляются в период полового созревания, как результат гормональных влияний гипофиза.

Женщины: развитие груди, расширение бедер, другие изменения формы тела.

Мужчины: волосы на лице и теле, изменения голоса.

На источники мужских и женских отличительных признаков существует несколько точек зрения.

Взаимодействие половых гормонов до рождения может определить характерное устройство мозга, а отсюда — изменения в структуре мозга влияют на вероятность формирования женского или мужского характера.

Другая точка зрения сводится к доказательству того, что сексуально-ориентированное поведение усваивается человеком после рождения.

Третьи считают, что имеется «эффект биологической предрасположенности», т.е. пренатальные андрогены и эстрогены специфично влияют на развитие тела, нервной системы и соответственно на модель поведения человека в целом.

А вот различия в поведении и деятельности мужчин и женщин — нет. Поэтому, существенную роль в понимании роли биологической стороны индивидуальных различий должна сыграть психология пола, гендерная психология, социальная психология гендера.

Кстати будет сказать, что эта проблема настолько актуальна для российской практики, насколько и молода для психологической науки и общественного сознания.

В этой связи, например, констатируется тот факт, что психология пола может рассматриваться как специальная дисциплина и одна из предпосылок развития гендерных исследований.

Собственно гендерные исследования выделяются в отдельное направление (Клецина И.С.).

Предмет психологии пола включает

  • психологические различия между людьми разного пола;
  • социальную полоролевую дифференциацию и стратификацию;
  • культурные стереотипы маскулиности и феминности;
  • особенности социализации мальчиков и девочек, мужчин и женщин; психологию идентификации личности как представителя определенного пола.

Психология пола находится на стыке психологии половых различий и психологии семьи и брака.

Психология пола как научный предмет черпает знания в работах: социологов, этнографов, педегогов, медиков.

Имеет место определенная размытость этой тематики по различным отраслям психологической науки и других областей знания.

Психологию половых различий относят к разделу дифференциальной психологии, а в предметную область этой дисциплины делегируют: изучение различий между индивидами, обусловленных их половой принадлежностью; выявление психологических характеристик поведения людей разного пола, реальных и потенциальных супругов.

Психология семьи и брака

считается междисциплинарным направлением в психологии, а предметная область имеет следующее наполнение:

  • факторы, влияющие на качество брака; цикл развития семьи;
  • ролевая структура семьи;
  • распределение власти между членами семьи;
  • межсупружеское общение; установки на брак и семью; детерминанты выбора брачного партнера, психологические особенности родителей и их детей.

Исторические аспекты развития гендерных представлений в России предполагают выделение некоторых этапов: этап дискуссии по психологической проблематике межполовых отношений в первой половине ХХ столетия, этап развитие психологии пола во второй половине ХХ столетия (60-80-гг) и этап развития психологии пола в 90-е годы ХХ столетия.

На первом этапе в отечественных публикациях психологии пола еще не было.

Были отдельные дискуссии по поводу выхода и перевода на русский язык книги австрийского ученого О. Вейнингера «Пол и характер», где автор представлял женщину в психологическом плане примитивным, неполноценным существом:

  • слабо развит интеллект;
  • нет логического мышления;
  • она живет бессознательными импульсами;
  • нет стремления к истине;
  • плохо развита память;
  • стремиться к половым влечениям и размножению;
  • слабо ориентируется в законах, долге, морали;
  • неполноценное самосознание и ущербная Я-концепция;
  • отрицание способности женщин к культурному творчеству и приоритете вдохновления мужчин.

В эти годы рассматривали в основном проблемы общего характера

«женское» устойчиво или изменчиво; успех в социальной сфере у женщин это доля «мужского» начала»; статус женщины в обществе.

Выделяется специфика рассмотрения роли женщины в философских работах, противопоставление мужского и женского, давалась иерархическая стратификация отношений мужчин и женщин, но не смотря на это феминистское начало рассматривалось выше маскулиного.

При советской власти равные права мужчин и женщин декларировались, но не были реализованы.

Второй этап развитие психологии пола во второй половине ХХ столетия, 60-е -80-е годы ознаменовано как время «бесполого сексизма» (И.С.Кон).

В научной литературе не использовались понятия «пол», «маскулиность». Табу было нарушено в конце 60-х — начале 70-х годов.

Это сделали И.С. Кон и Б.Г. Ананьев,а впоследствии и другие (Розе, Акинщикова, Степанова по психофизиологии).

Статья И.С.Кона «Психология половых различий» была опубликована в журнале Вопросы психологии в 1981 г., где дан анализ зарубежной литературы по половым различиям.

В книге Б.Г.Ананьева «Человек как предмет познания» есть глава «Половой деморфизм и психофизиологическая эволюция» (1969), что также сказалось на интенсивности становления этой области знания.

Можно, по всей вероятности говорить о том, что в этот период были выделены направления исследования в психологии пола, а именно:

  • дифференциально психологические характеристики полов в возрастной динамике;
  • функциональные закономерности дифференциации половых ролей на личностном и межличностном уровне;
  • полоролевые стереотипы и социализация;
  • взаимозависимость принятых обществом половых ролей и поведения личности и специфики ее проявления в реальности.

Все работы 80-х годов подразделяются на две группы: исследования, где половые различия являлись не главной проблемой (Агеев, Репина, Привалова, Абраменкова) и специализированные работы по половым различиям (Абраменкова – группы детей; Каган – стереотипы; Коломинский — зарубежные концепции; Мелтсас, Лунин — культурно-исторические аспекты пола; Юферова — образы мужчины и женщины у подростков; Арутюнян — отношения между супругами в зависимости от распределения ролей; Алешина и Лекторская — выявление закономерностей ролевых конфликтов; Алешина и Волович — полоспецифичность поведения детей.

Этап развития психологию пола в 90-е годы ХХ столетия характеризуется тем

что резко увеличилось количество издаваемой литературы по этой проблематике.

Появились научные исследования (Знаков, Кудинов, Романов, Хасан, Тюменевой).

В исследованиях выделяются следующие направления: отличия в особенностях личности и поведения мужчин и женщин (Знаков, Кудинов, Хасан, Тюменев); стереотипы маскулиности/феминности (Араканцева, Дубовская); психологические различия полов в разные возрастные периоды (Смирнова).

Собственно гендерные исследования сконцентрированы вокруг следующих теоретических проблем и направлений: психология половых различий; женская психология; социально-конструктивистское направление в исследовании гендера.

Считается, что первые научные исследования по различиям между мужчинами и женщинами проведены в 40-х годах (Макнемар), где и были показаны некоторые различия ( знаком «+» отмечены преимущества):

Феномен мальчики девочки
Эстетический вкус +
Развитие речи (беглость) +
Тонкая координация +
Математические и механические способности +
Адаптивность +
Воспитуемость +
Сообразительность, находчивость, изобретательность +
Освоение новых видов профдеятельности +
Предпочтение стереотипным видам деятельности +

Подходы к пониманию индивидуальных различий между мужчинами и женщинами изначально исследовались: этологией и биологией, социологией и психологией.  Среди прочих следует выделить:

  • эволюционную теорию пола (В.К. Геодакяна и Дэвида Басса);
  • физиологическую, нейроандрогенетическую теорию (Ли Эллиса);
  • психоаналитическая концепция;
  • социогенетический подход. (А.Б. Залкинд);
  • бихевиориальную теорию и когнитивистскую концепция пола.

Продолжение темы в следующей статье — ( click )

Читайте также: