Концепции и теории полов, мужчин и женщин
Содержание статьи
Эволюциоонная концепция пола
отличается слабой психологической интерпретации, хотя такая задача перед ней и не ставилась.
Считается, что половые различия существуют для размножения или специализации.
Вместе с тем, есть и другие способы размножения в животном мире: бесполовое, вегетативное, а также гермафродитное размножение (гермафродитизм — наличие мужских и женских половых желез).
По многим показателям это размножение даже более эффективно (сочетание генов больше, количество потомства больше).
Дифференцировка полов обеспечивает специализацию.
В свою очередь специализация обеспечивает преемственность и развитие вида, популяции в целом.
Женская особь предназначена для хранения генетической информации на определенном этапе эволюционного развития, а мужская — для обеспечения развития и изменения генетической информации (эволюционный авангард).
Оба пола мирно сосуществуют и взаимодействуют по принципу сопряженных систем в эволюционизирующей движущейся среде.
Женская особь наделена в постоянной среде более широким диапазоном реакций (норма реакций) на действие различных факторов, проявляет больше гибкости, чем мужчина.
Тем самым, у женщин более высокая адаптаивная, приспособительная возможность в среде и выше обучаемость.
Естественный отбор в этом случае ведет просто к увеличению популяции.
Но, в условиях когда средовые факторы резко меняются, главная роль принадлежит мужскому полу, который вносит необходимые изменения в генотип, хотя и гибнет больше.
Мужская часть больше уязвима, чем женская за счет более узкой нормы реакции.
У сохранившейся части мужских особей появляется возможность больше оплодотворить самок, а женская особь расширяет спектр фенотипов из одного генотипа.
Таким образом, женщина сохраняет постоянную филогенетическую память виду, а мужчины — онтогенетическую.
Следует помнить, что развиваются и изменяются не все анатомо-физиологические и поведенческие признаки и не всегда.
Какая-то их часть остается у мужского или женского пола, что и составляет понятие половой диморфизм.
В психологии иногда употребляют термин половой дипсихизм.
В стабильной средовой ситуации половой диморфизм минимален, а в изменяющейся среде, наоборот — генотипический половой диморфизм может появиться в одном поколении с передачей последующим.
Предполагается , что по вариативности признака можно судить о фазе эволюционного процесса.
Например, если дисперсия (разброс) признака выше у мужской части это говорит о начале эволюционного процесса, потом идет параллельная фаза (равная дисперсия у мужчин и женщин), затем наступает конвенгертная фаза ( дисперсия у женщин больше чем у мужчин) и т.д.
Сформулированы правила полового диморфизма
если по какому-либо признаку существует популяционный половой диморфизм, то этот признак эволюционирует от женской формы к мужской, т.е. популяция маскулинизируется; если по какому-либо признаку существует популяционный половой диморфизм, то в онтогенезе этот признак меняется, как правило, от женской формы к мужской; правило отцовского эффекта в селекции состоит в том, что по дивергирующим (расходящимся) признакам родителей должна доминировать отцовская форма (порода), а по конвенгирующим (сходящимся, несущественным) – женская; в онтогенезе женские формы признака проявляются раньше, а мужские – позже (в этом случае говорят о дихрономорфизме, т.е. временном несовпадении проявления женских и мужских признаков); болезни и врожденные аномалии развития чаще проявляются у девочек (атавизмы — хвосты), но самые длинные хвостики у мальчиков, до 13 см.; половой диморфизм имеет место и по строению мозга: у мужчин асимметрия мозга выражена больше (кора и левое полушарие), чем у женщин, у женщин больше развита подкорка и правое полушарие (интуиция, чувственное и образное, цельное познание), а асимметрия меньше выражена, что улучшает обучаемость.
Концепция Дэвид Басс несколько иного плана.
В данной концепции считается, что мужчины и женщины будут проявлять свои личностные различия как социальный феномен, независимо от их источника происхождения.
Физиологическая концепция основана на действии половых гормонов: у мужчин доминируют андрогены (тестостерон один из андрогенов выделяется мужским эмбрионом в период с четвертой по восьмую недели после зачатия, хотя есть и женские гормоны), а у женщин — гармон эстрадиол (эстрогены).
Весь вопрос в пропорциях. Считается, что если принимать во время беременности соответствующие препараты, можно добиться демаскулиности или дефеминизации будущего ребенка.
Половые гормоны действуют на мозг в ходе эмбриогенеза и прижизненного развития.
В частности осуществляется влияние на процесс латерализации полушарий мозга.
В ходе эмбриогенеза половые гормоны эффективно воздействуют дважды: первоначально на третьем месяце жизни эмбриона, второй раз во время полового созревания. В это время формируется пол ребенка.
Чтобы отнести человека к тому или иному полу следует учитывать следующие биологические факторы
генетический пол (ХХ- женщина или ХY — хромосомы мужчина);
гонадный пол (яичники или яички);
гормональный пол (преобладание андрогенов или эстрогенов);
генитальный пол (клитор и вагина у женщин);
гендерная идентичность (субъективное ощущение того, кем вы являетесь).
Психологические концепции основной упор делает на формирование пола, через рядом психологических факторов и условий.
Выявлены 12-ть устойчивых поведенческих программ, которые характерны только для мальчиков и влияют на половую идентификацию.
Исследованы гендерные различия по темпераменту, речи и языку, личностным свойствам, моральному поведению, способностям и интеллекту, реакции на стресс, социальным стереотипам, построению карьерного процесса.
Психоанализ во главу угла ставит проблему вечной борьбы полов.
Источником борьбы являются:
- разочарования в счастье и любви;
- проекции страхов детства на актуальное состояние;
- конфликты раннего детства;
- подавление агрессии против мужчин приводит к нарушению женственности и др.;
- культурные источники и амбивалетное отношение к женщине еще в библейские времена;
- страх кастрации у мужчин, которое могли сделать женщины; стремление к смерти как стремление воссоединиться с матерью.
Бихевиоризм (теория социального научения) отдает предпочтение тому, что принятие половой роли есть результат приобретения навыков, выбор модели поведения.
Это проявляется даже в рисунках, играх, а также поощрении со стороны родителей определенного типа поведения.
Когнитивно-генетические концепции связывают полоролевую идентификацию с интеллектуальным развитием ребенка, его Я-концепцией, которая формируется в первые 6-7 лет жизни.
Психолог Сандра Бем составила список из 20 маскулиных, 20 феминными черт и 20 нейтральных черт.
Данный список был предложен респондентам, которые оценили его по половой принадлежности. 50% черт присвоены или мужчинам или женщинам, 15% проявили черты противоположного пола, 35% — были андрогинными (маскулинные + феминные черты).
На этой основе предлагаются смешанные модели 8-ми типов полоролевого поведения (по 4-м типам для мужчин и женщин), а именно:
- маскулиные (например, мужественные мужчины — последовательны в предпочтениях, у них серьезные трудности при выражении теплоты чувств, эмоционально невосприимчивы, высокая самооценка);
- феминные (например, женственные женщины — испытывают трудности когда надо проявить независимость и настойчивость, ориентация на межличностные отношения);
- андрогинные (наиболее гибкое поведение и высокая продуктивность, длительный период не одобрялось, подвергалось гонениям) — лучше адаптируются к различным ролям;
- недифиринцированные (характеризуются отсутствием жизненных сил).
Другие психологи предлагают строить типологию мужчин и женщин по ориентации на внутренний или внешний мир.
Особенно остро в этой связи стоит проблема гомосексуальности как части нормальных вариаций в сексуальной ориентации.
По данным американских психологов около 7% взрослых считают себя гомосексуалистами или бисексуалами.
Один из 25-ти мужчин — гомосексуалист, одна из 50-ти женщин — лесбиянка, один человек из 25-ти — бисексуал. Это значит, что в США около 50 млн. — геи, лесбиянки или имеют члена семьи гомосексуалиста.
Гендерная идентичность это процессе самовосприятия
который формируется начиная с ранних этапов онтогенеза и связан с воспитанием.
Можно, например, воспитывать мальчика как мальчика, а можно и наоборот, как девочку.
Отсюда и разная идентификация себя в качестве той или иной формы поведения.
Формируется в основном к 3-4 годам ребенка, но уже к двум годам ребенок может судить мальчик он или девочка.
Однако у детей с амбивалентной (двойной) половой принадлежностью возникают проблемы уже к возрасту 18 месяцев.
Схема процесса обеспечения гендерной идентичности представляется следующим образом:
название или присвоение имени — социализация половой роли (игры, игрушки, обучение, воспитание, ограничения, профессионализация) — период полового созревания (увеличение тестостерона у мальчиков, а у девочек эстрадиола) — формирование конституционального статуса индивидуальности (например увеличение мускульной силы у мальчиков возрастает на 160% с 9 до 17 лет, а у девочек — всего на 37%) — признаки мужского и женского стилей поведения — формирование полоролевой установки — усвоение гендерного поведения под воздействием социума — стереотипы половых ролей и представлений о поведении мужчин и женщин — закрепление стереотипов и формирование половой идентификации.
Половая роль это не только биологическая часть поведения, но и поощряемая форма, способ поведения, ожидаемый от каждого пола, т.е. социальная природа человека. Стереотипы половых ролей это упрощенные и широко распространенные представления о том, что действительно составляет сущность поведения и характер мужчины и женщины.
Не менее интересными являются различия в представлениях о психическом здоровье и болезнях
Прежде всего, данные различия связываются с явлением сумасшествия.
У женщин еще в античные времена сумасшествие объяснялось: наказанием со стороны бога, страстью к чему-либо, например, к алкоголю.
Гиппократ отдавал предпочтение в описании сумасшествия женщин «матке».
В греческой транскрипции — «hesteron» истерия. Отсюда и термин.
Женский пол ассоциировался с неизвестностью, мистикой и т.п., что не редко описывалось как неразумность, умственная отсталость, эмоциональная нестабильность.
Средневековье отличается тем, что женщин, которые замечены в ненормальности просто сжигали.
Критерии ненормальности были и вовсе экзотические: разведенные в стороны соски у груди – знак ведьмы; чрезмерная активность в общественном взаимодействии; отстаивание какой-либо идеи и т.п.
В эпоху Возрождения абсолютизировалась репродуктивная роль женщин, которая, как считалось, существенно влияла на здоровье женщины, ее сексуальную предрасположенность и низкий эмоциональный самоконтроль.
Отмечалось изменение поведения женщин в период менопаузы: раздражительность, чувствительность к стрессам, депрессиям, ипохондрии, слабой концентрации внимания.
В 1890 году Э.Крепелин ввел даже термин для обозначения особенностей этого периода у женщин — «инволюционная маланхолия».
В начале ХХ века психоаналитики считали, что «истерический невроз» является чисто женское нервное нарушение.
Под эти явления была подведена теория подавления женской сексуальности.
В настоящее время идет смена парадигм и отход от мужской модели восприятия здоровье и болезни.
Дело в том, что до недавнего времени практически все исследования по диагностике, прогнозированию и профилактике заболеваний базировались на мужской выборке. Значимость полового признака фактически игнорировалась.
А ведь специфика налицо. Т
ак, женщины (8%) по североамериканской статистике имеет больше депрессивных расстройств чем мужчины (4%).
Основные теории гендерных различий психических заболеваний являются
- Психическая болезнь как социальный продукт (СЭС; этничность; семейный уклад, участие в трудовой деятельности);
- …. как культурный продукт (религия, нормы и стандарты адаптации к культуре – например, булимия (характерна для североамериканцев) и анорексия (психическое нарушение питания)+, арктическая истерия или этнический психоз (Гренландия, Аляска), синдром «коро» — мужчина одержим страхом, что пенис исчезнет в животе (Ближний восток и Юго-восточная Азия);
- …. Как социальный конструкт, т.е. нормальные реакции мужчин и женщин под давлением социума преувеличиваются и могут рассматриваться как заболевания. Для мужчин это агрессивность, а для женщин – тревоги, страхи и т.п.
- ….как ролевая перегрузка: неравное распределение функций по домашнему хозяйству и воспитанию детей, отсутствие самореализации. Статистика свидетельствует о лучшем психическом здоровье у мужчин, состоящих в браке, затем у женщин не состоящих в браке, а в последнюю очередь у женщин, которые состоят в браке. Кроме того, в семьях с нетрадиционным укладом отношений женщины имеет меньше психических расстройств.
Каким образом распространены психические расстройства среди мужчин и женщин и есть ли здесь гендерные различия?
Используются два критерия: психические расстройства, которые независимы от половой принадлежности, т.е. универсальны и чисто специфичные расстроства (предменструальный синдром, послеродовая депрессия и менопаузальные расстройства).
Среди универсальных заболеваний больше распространены у женщин:
- депрессия; сезонное аффективное расстройство;
- депрессивная фаза маниакально-депрессивного психоза;
- психические нарушения питания;
- психосоматические нарушения;
- фобии;
- диссоциативные расстройства;
- истерические неврозы;
- суицидальные попытки.
Среди универсальных заболеваний больше распространены у мужчин:
- завершенный суицид;
- болезнизавиимостей (алкоголь, наркотики),
- эпилепсии; антисоциальные расстройства;
- ранняя шизофрения;
- аутизм;
- задержки психического развития;
- поведенческие нарушения.
В равной степени встречаются:
- невроз навязчивых состояний;
- шизофрения;
- маниакально-депрессивный психоз.
Отмечается, что женщины способны более эффективно преодолевать психические расстройства, чем мужчины.
У них более здоровый мозг.