Становление психодиагностики как науки в России

Становление психодиагностики как науки в России

Содержание статьи

Периодизация развития психодиагностики в России.

Описательный период развития идей изучения души в Древней Руси: языческие, религиозные представления о человеке и его внутреннем мире. Изучение людей и групповых процессов через устное народное творчество, притчи, рассказы о былинных героях, анализ жизни выдающихся религиозных деятелей, примеров борьбы за независимость и государственность. Физиономическое, т.е. внерелигиозное изучение людей в ранних произведений славянской литературы.

В древнерусской литературе 9-13 веков все произведения посвящены историческим событиям и имеются соответствующие имена: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский – князья, военоначальники и священники. Как правило это битвы, борьба с захватчиками, религиозные распри. К числу таких психологически насыщенных произведений относят: “Повести временных лет”, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слово о полку Игореве”, Летописные повести о монголо-татарском нашествии». Отличительная особенность научной психологической литературы сегодняшнего дня заключается в практически полном игнорировании материалов, фактов и источников Древней Руси по элементарным приемам диагностики в этот период. Может быть единственным исключением является военная психология, и та начинает свою историю психодиагностики с 19 века.

Роль и место изучения людей в период становления и укрепления единого централизованного государства. Интресные мысли по изучению положения дел и людей содержаться у Петра I, П.П. Румянцева, А.В. Суворова , М.И. Кутузова, П.С. Нихимова, Драгомирова М.И. и др.

Общая характеристика эмпирического этапа

развития идей по исследованию сущности и содержания психических явлений в последней четверти 19 века.    

У истоков становления и развития психологической мысли в России стояли естественники М.В. Ломоносов, русский просветитель Я.П. Козельский (1728-1793), Н.И. Новиков (1744-1818).

Существенный интерес представляют труды А.Н. Радищева

(1749-1802) – “Путешествие из Петербурга в Москву”, 1790; трактат “О человеке, его смертности и бессмертии” (1792-1796), Г.В. Плеханова. Отличительной особенностью данного периода является:

  • философские дискуссии о сущности душевных явлений и их роли в развитии человека;
  • анализ общественных процессов, противоречий в обществе между различными представителями и слоями;
  • стремление найти естественнонаучные объяснения психическим явлениям;
  • отсутствие конкретных мыслей и идей о методах изучения и исследования.

Кризис феодолизма 30-50-х гг 19 века. Укрепление антикрепостнической борьбы. Отмена крпостного права 1861 г. Споры между западниками и слаянофилами. Философия народничества. Идеи о самобытности России Л.Н. Толстого. Развитие умозрительной психологии в Москве и Питере. Развитие естествознания. Труды Сеченова И.М. и его методы исследования. Связь педагогики и психологии, психологии и физиологии, психологии и практики.

К психологии начинают обращаться все кому не лень. Например, в рамках Русского географического общества в конце 40-х югодов имелись идеи “психической этнографии и создана программа по изучению психологии народов (М.Лацарус и Г.Штейнталь). А что могла дать психология того времени, не имея арсенала средств и способов познания психических явлений. Психическое пытаются понять через лигвистику и языкознание (Потебни А.А. (1835-1891) – Харьковская школа)

Собственно научный этап развития психодиагностики

и выделение ее из психологии. ПД выделилась из психологии на рубеже 20 века. Причина – требования практики. Предпосылки выделения:

  • развитие экспериментальной психологии (Вильгельм Вунд основал в Германии первую лабораторию по экспериментальной психологии, условно в 1878 г.);
  • физиологизация психологии на естественнонаучной основе;
  • дифференциальной психологии ( В Англии кузен Ч.Дарвина Френсис Гальтон (1883) вперыве включает в состав своей “антропометрики” испытания по диагностике: остроты зрения, слуха, времени реакции моторной и словесной. Он же предлагает вввести термин “тест”)

Влияние физиологов на развитие психодиагностики

( И.М. Сеченов,И.П.Павлов,, В.М. Бехтерев, В.М. Вагнер, Н.Н. Ланге). Важной вехой стало открытие в Петербурге Психоневрологического института Владимиром Михайловичем Бехтеревым (1857-1927) . Влияние оказывала и лаборатория Вунда, где учились первые русские психологи – экспериментаторы, например Н.Н. Ланге, Бехтерев, В.П. Нечаев. Н.Н. Ланге работал в Новороссийском университете (Одесса) в 80-х годах в физиологической лаборатории. В экспериментальную психологию начали внедряться генетические и биологические подходы. У Вунда прослушал курс экспериментальной психологии и В.М. Бехтерев в течении 1884-1885 гг, работая в его лаборатории.

Первые экспериментальные психологические лаборатории в России

(Москва, Петербург, Казань, Одесса). Первая психофизиологическая лаборатория создана Бехтеревым в Казани в 1885 году (его пригласили в казань на кафедру и это было его условием, на ее оборудование дали 1 тыс рублей + 500 руб ежегодных субсидий и дотаций от Министерства)

Летом 1885 г. В.М. Бехтерев получил назначение на должность профессора психиатрии Казанского университета, которую он и принял по возвращении в Россию. За девять лет (1885—1893) научно_преподавательской деятельности В.М. Бехтерева в Казанском университете определились основные направления его научных исследований: анатомия и физиология нервной системы, психология.

Что же там было: модель мозга; пневмограф; рефлексограф; рефлексометр и др. Как только Бехтерев переехал В Питер он и здесь организовал лабораторию экспериментальной психологии.

Под руководством Бехтерева развивались методы генетической психологии.

Центром этой области знания стал Педологический институт, созданный в 1922 году. Изучались все реакции ребенка под воздействием внутренних и внешних стимулов.

Бехтерев организовал Психоневрологический институт, а затем – Институт мозга и психической деятельности. Интересно какие лаборатории создавались, кроме всего прочего: индивидуальной рефлексологии; коллективной рефлексологии и характерологии социальных групп; экспериментальной психологии; экспериментальной педагогики; детской психологии и др.

После Октябрьской революции в Институте по изучению мозга и психической деятельности были образованы отдел воспитания и лаборатория экспериментальной педагогики. Разработка научной проблематики, заложенной еще в Педологическом институте, продолжала осуществляться в младенческом отделении указанного института. Руководящим органом отдела воспитания являлся научный комитет, председателем которого был В.М. Бехтерев. В методическом арсенале лаборатории экспериментальной педагогики центральное место занимал естественный эксперимент, совершенствование которого проходило в направлении большей объективности. Одна из модификаций данного метода была осуществлена Н.М. Щеловановым.

В Москве первая психологическая лаборатория была создана в 1895 г.

по инициативе психиатра С.С. Корсакова. Возглавил ее А.А. Токарский. Все они были воспитаны на сеченовских идеях.

Основные методы исследования психики в этот период: метод интроспекиции, наблюдения и самонаблюдения (феномены непосредственного опыта); перориентация лабораторных исследований с изучения времени реакции на приспособительные психомоторные действия испытуемого. Постепенно в работе лабораторий переходили к эксперименту. Эксперимент был заимствован из естествознания, физиологии. По словам Рубинштейна эксперимент не только вооружил психологов мощным инструментом познания, по новому поставил вопрос о методике исследования вообще, но и дал возможность психологии выделиться в самостоятельную область знания. Возникла психометрика.

Вслед на немецким физиологом В Прейером (наблюдал за ребенком не менее трех раз в день: утром, в полдень и вечером, в течении многих лет) В.М. Бехтерев наблюдал за своим сыном Петей и составил перечень эмоциональных реакций полугодовалого ребенка

Исследование умственной одаренности методом психологического тестирования Г.И. Россолимо

(1860-1928): десятибальная шкала, графическое отображение информации (“профиль”) о личности. Ему принадлежит едва ли не первая попытка психологического тестирования и количественной оценки показателей душевной жизни. В 1910 вышла книга на немецком языке “Психологические профили”.Что же он придумал?

  • выделил 11 психических процессов, которые соответственно разбил на пять групп: внимание, воля, восприимчивость, запоминание, ессоциативные процессы (воображение и мышление);
  • по каждому из процессов давалось по 10 заданий;
  • по ответам судили о “силе” процесса, который оценивался в 10-ти бальной шкале;
  • затем рисовался профиль на основе соединения точек по показателям каждого процесса в количественном выражении;
  • задания подбирались дифференцированно: для детей и для взрослых ( интеллигентных и не очень);
  • предлагался также математический аппарат для перевода с графического языка в математический по определенной формуле;
  • предполагалось, что таким образом можно диагностировать индивидуальность, умственную отсталость, болезненные симптомы психики и т.п.
  • в отличии от западников он стремился в тестировании к целостной оценке личности, к чему они пришли гораздо позже.

Идеи А.Ф. Лазурского о научной характерологии как методе познания психической реальности. Лазурский – это ученик Бехтерева. Он заложил основы отечественного экспериментального подхода к исследованию индивидуальных различий. Личность исследовалась в условиях реальной деятельности, т.е. заложен деятельностный подход в методическом арсенале исследователя. Идеи не смог реализовать, умер в 1917

Периодизация развитие психодиагностики как научного знания в послереволюционный период.
  • 1- Всероссийский съезд по психоневрологии (1923). Доклад Г.И. Челпанова :”О предпосылках современной эмпирической психологии”

Сущность “Измерительной шкалы ума” А.П. Болтунова (1928). В чем специфика подхода :

  • использовал шкалу Бине – Симона в переводе П.П. Соколова для испытания умственной одаренности школьников;
  • изменил эта шкалу так, что по сути дела получил новую методику: модифицированы большинство заданий; введены новые задания; дана новая инструкция и форма ее использования; определено время использования теста; разработаны показатели по возрасту;
  • есть возможность проводить групповые исследования;
  • инструкция для детей весьма трудна, что характерно для тестов того времени.

Исследование социального аспекта одаренности в работах М.Ю. Сыркина. , т.е. он пытался найти зависимости между одаренностью и социальным положением ребенка ( такая зависимость уже была доказана между уровнем развития речи и результатами тестирования). К сожалению в истории психологии этому человеку места не нашлось.

Развитие психодиагностики в рамках психологии труда и психотехники связано с именами Гастева А.К., Ухтомского Алексея Алексеевича (1875-1942), И.Н. Шпильрейн, Н.А. Бернштейна и др.. Наши шли своим путем, а именно:

  • активность субъекта труда, созидательная роль труда в качестве высшей формы активности человека, что игнорировалось западниками в тейлоризме, концепции биоэнергетики труда, психотехнике и эргономике;
  • деятельность понималась как сочетание физиологического и психического, причем труд изменяет человека только в отрицательную для организма сторону;
  • сочетание умственного и физического труда не считали противоречивым и как социальный антогонизм не рассматривалось;
  • новые представления о возможностях человека в труде и развитии, утверждался принцип активности организма;
  • на этой основе были разработаны различные психотехники, которые использовались в военном деле, авиации, на железной дороге применительно к профессиографированию и психограммам, а также тестам специальных способностей.

В послереволюционный период в России методы психодиагностики начали интесивно применяться при отборе на должности машинистов железнодорожного транспорта в 20-е годы после создания Центральной лаборатории по изучению профессиональных болезней на транспорте. Уже к 29 году были разработаны методики и технологии диагностики по 20 специальностям. Правда с середины 30-х годов отбор проводился только а по медицинским показателям, вплоть до 80-х годов прошлого века.

Краткая характеристика состояния и перспектив психодиагностики как научно-прикладного знания в 30 – 40-х годах 20 века.

Критика педологии. Роль и место “павловской” сессии 1950 года в развитии дифференциальной психологии и психофизиологииОсобенности педологического подхода к изучению особенностей людей.

В России прикладная психология получила название психотехника. Теоретическая психология и прикладная психология (психотехника) разошлись в понимании предмета и возможностях его изучения. В связи с этими расхождениями можно выделить как-бы два острых периода дискуссии: 20-30-е и 50-е годы прошлого века.

В педагогике эта область получила название педология. В 20-30 -х годах оба направления приступили к взаимным обвинениям и упрекам, затяжным дисскуссиям. Фундаментальные области психологии и практические разошлись. И в 1936 знаменитое постановление ЦК КПСС и практике извращения в педологии, фактически добило психотехнику и она было забыта на 40-50 лет или развивалась пассивно.

Новым “набегам” психология подверглась в 1950 г на печально-известной “павловской” сессии 2-х академий наук (педагогической и медицинской).

В чем состояли разногласия?:
  • продолжалась линия агресивного материализма. Например право на “жизнь” оставляли только за дифференциальной психофизиологией и отвергали дифференциальную психологию;
  • дифференциальная психофизиология стала единственной легальной формой существования психодиагностики в России;
  • считается, что на вооружение были взяты т.н. каузально-генетический метод (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов и др.) и метод формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.) в рамках которых и проводились исследования, а психодиагностика оказалась не у дел;

Экспертиза документов, письма и начала почерковедения в России. Например, основные положения почерковедения и диагностики на этой основе, впервые были разработаны русским криминалистом Е.Ф. Буринским (1849-1912). Психологическое исследование письма решает вопросы, связанные с соотношением письма к содержанию человеческих представлений, и, разумеется с его отношением к слову. Например, С.Д. Зуев-Инсаров, кроме того, устанавливают связь с: типом индивидуальности автора, его настроением, состоянием и возрастом.

В 1918 году была переведена на русский язык книга итальянского исследователя Коррадо Ричи “Дети-художники” (Болонья, 1887). Можно считать, что тем самым было положено начало рисуночным тестам в диагностике в России. Исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались О.И. Галкина “Обучение рисованию в начальной школе”.- 1953; Е.И. Игнатьева “Психология изобразительной деятельности детей – 1960-1961; И.П.Сакулина “Рисование в дошкольном детстве. – 1965; В.С. Мухина и др.

Краткая характеристика состояния и перспектив психодиагностики

Деятельностный подход к пониманию психического и психодиагностика. Развитие психодиагностики на рубеже 50-70-х годов. Положение несколько изменилось в конце 60-х годов, когда несколько отошли от идеологической зашоренности, прежде всего в Ленинграде, Киеве и ряде других региональных центрах. Москва по-прежнему оставалась в рамках официальной идеологии, вплоть до 70-х годов.

В это время прошли первые специализированные конференции по психодиагностике в Таллине. В 1982 году вышел учебник А.Анастази “Психологическое тестирование”. Сейчас уже есть второе издание. Стали публиковать учебники и отдельные методики. Состояние психодиагностики на современном этапе развития психологического знания: клиническая психодиагностика, психометрика, диагностика групповых процессов и явлений. Распространение, селекция и сертификация тестов. Чем характеризуется сегодняшнее положение дел среди практических психологов по проблемам психодиагностики?:

  • низкий уровень психометрической подготовки;
  • существование параллельных тестов в практике без адаптации;
  • сопротивление отдельной части руководителей внедрению объективных методов диагностики, чтобы скрыть истинное положение дел;
  • низкий психолого-педагогический уровень подготовки населения и неготовность части населения и персонала организаций к применению методов диагностики.

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий