Практика использования психодиагностики в различных отраслях деятельности
Содержание статьи
- 1 Типология и специфика организации психодиагностического процесса в различных ведомственных психологических службах
- 2 Одна из важнейших проблем диагностики
- 2.1 Технология использования психодиагностических процедур
- 2.2 Программы психодиагностической деятельности педагога-психолога
- 2.3 Новые тенденции развития ПД:
- 2.4 Похожие статьи:
Типология и специфика организации психодиагностического процесса в различных ведомственных психологических службах
Типология и специфика организации психодиагностического процесса в различных ведомственных психологических службах: сущность, принципы и технологии применения в интересах профессионального отбора и подбора, ориентации и поддержки, а также оказания психологической помощи.
Психодиагностический процесс понимается как типовая деятельность в виде разных этапов процесса получения и переработки информации, ведущих к принятию решения — диагнозу и прогнозу (Бурлачук, 139). Хотя процесс иногда понимается как последовательная смена состояний. Этапы психодиагностического процесса представлены следующим образом:
- сбор данных;
- переработка и интерпретация;
- вынесение решения.
Одна из важнейших проблем диагностики
преодоление разрыва между индивидуально-специфичным и социально-типичным при описании личности или группы.
Психодиагностика способностей, интеллектуально-познавательной сферы и умственного развития. Система возрастной диагностики умственного развития: тест Векслера, матрицы Равена, групповой интеллектуальный тест (ГИТ), школьный тест умственного развития и др. Диагностика специальных, технических, профессионализированных и общих способностей. Батарея способностей ДАТ и ГАТБ.
Технология использования психодиагностических процедур в службе практической психологии
Технология психодиагностическая — совокупность специальных приемов получения и обработки результатов о личности или группе, примененная в определенной и целесообразной последовательности. Целесообразность применения той или иной последовательности определяется: характером решаемых задач, особенностей объекта и предмета исследования, специфики процедуры самой методики, а также условий осуществления работ. Технологии следует проектировать для исключения негативных явлений.
Технология использования психодиагностических процедур
в службе практической психологии Министерства образования.
Правовые и этические аспекты психодиагностики в школе определяются:
- должностной инструкцией педагога-психолога; положениями о центрах ( консультативно-диагностических отделах) оказания психологической помощи или реабилитации детей;
- содержанием углубленной диагностики психического развития детей, направленных на консультирование
- содержанием диагностико-аналитической функции психологической службы школы, которая может включать (по опыту гимназии №1516): комплексно-целевые, уточняющие и контрольные (повторные) диагностики развития детей и подростков, испытывающих трудности школьной адаптации;
- характером психологического мониторинга образовательного процесса;
- регламентированием рабочего времени (36 часов в неделю, в том числе на диагностику — 18 часов;
- формами учета и отчетности;
- технологическими картами экспериментальной деятельности (опыт гимназии №1516)
Минимальные организационные ориентиры для построения пиходиагностики в школе или организационные принципы:
- принцип информационного сотрудничества научных и практических учреждений;
- принцип разделения компетенции между специалистом, смежником, педагогом научно-методическими центрами;
- принцип квалифицированной персональной ответственности;
- принцип сотрудничества и разделения компетенции педагогов и психологов;
- принцип использования сертифицированных методик.
При этом психодиагностическая работа подчиняется целому ряду правил:
- учет и защита интересов ребенка при решении психолого-педагогических задач;
- разумное сочетание качественной диагностики и количественной, индивидуального подхода к интерпретации с использованием стандартных процедур;
- комплексный подход при диагностике индивидуально-психологических особенностей ребенка;
- учет влияния диагностической ситуации на результаты тестирования;
- доступность и практическая полезность психодиагностической информации для заказчика (ребенка, педагога, родителя).
Психолого-педагогические проблемы в решении которых принимает решение психодиагност (последовательно по времени):
- готовность к школе;
- нарушения в развитии;
- диагностика одаренности;
- зона ближайшего развития;
- диагностика умственного развития;
- синдром школьной дезадаптации;
- диагностика отклоняющегося поведения;
- диагностика межличностных отношений;
- профконсультативная диагностика.
Программы психодиагностической деятельности педагога-психолога
и ее связи с коррекционно-развивающими программами. Особый интерес представляют методологические проблемы диагностики мозговых повреждений. Основные симптомы мозговых повреждений:
- снижение способности к абстрактному мышлению;
- тенденция реагирования на посторонние стимулы.
Выделяются отличительные признаки интеллектуальных и эмоциональных расстройств для ребенка с мозговыми повреждениями (клиническая нейропсихология):
- специфические перцептивные и концептуальные расстройства;
- их сочетание с относительно высокой вербальной способностью;
- сочетание с гиперактивностью;
- отвлекаемость и агрессивность;
- повреждение мозга в дошкольном возрасте шире затрагивает интеллектуальную сферу, чем другие возрастные периоды
У амераканцев в 70-е годы интенсивно разрабатывалась программа диагностики и коррекции НСО ( specific learning disabilities — «недостаточной специфической обучаемости», хотя существуют и другие термины — «специфические трудности в обучении», неспособность к обучению или научению») — расстройство одного или более основных психических процессов.
Новые тенденции развития ПД:
- компьютерной тестирование открывает возможность изучения процессуальной стороны деятельности за счет моделирования и выявления индивидуальной стратегии решения задач;
- преодолевается основной недостаток ПД — выявление наличного уровня достижений без ориентировки на потенциал человека;
- развитие идей критериально-ориентированного тестирования (отказ от статистической нормы и поиск содержательных критериев) — Психологический институт РАО, группа под руководством Гуревича К.М. — в качестве критерия предлагают т.н. СПН ( социально-психологический норматив — система требований общества к человеку, личности — введение принципа нормативности)
Тенденции развития ПД предполагают решение ряда задач:
- разработку принципов нормативности ПД — отказ от статистической нормы и введение содержательных критериев оценки результатов тестирования;
- разработку принципов содержательной диагностики — включение в тест совершенно определенного содержания;
- введение принципа коррекционности, т.е. возможности проведения коррекционной работы по результатам тестирования;
- усовершенствование имеющихся и создание новых тестов обучаемости ( основанных на зоне ближайшего развития);
- создание компьютерных вариантов методик;
- усовершенствование способов качественной оценки тестовых результатов, соблюдение их приоритета над количественными.
Элементы планирования психологических исследований: цель ( цель исследования ¹ цель исследователя) + планирование с экспериментом ( может быть планирование без эксперимента) + определение объекта и предмета эксперимента (выборка испытуемых) + согласование психодиагностической задачи с режимом работы объекта + подбор соответствующих методик + определение статистического приема обработки материалов + с какой квалификацией должен быть специалист для проведения исследовательской работы
Психодиагностика считается вспомогательным средством при принятии решений:
- в профессиональной деятельности (иногда эта сфера называется промышленно-организованной средой, Анастази, 535) существует даже многотомное справочное руководство под ред. Даннета и Хока, 1990; намечены принципы использования методов; существует специальная процедура оценки и выбора оптимального способа действий
- профконсультировании;
- решений руководителей по подбору, отбору, оцениванию и расстановке кадров.
В этих целях используется весь доступный арсенал диагностических средств, который должен быть максимально приближен к выполнению работ персоналом. Тем не менее сходство между процедурой отбора и реальной деятельностью никогда не может быть абсолютной. Поэтому дополнительно используется:
- принятие на работу с испытательным сроком;
- выборочный анализ работы;
- моделирование;
- методики оценки в специализированных центрах.
В службе управления кадрами США ( бывшей комиссии по государственной гражданской службе) разработан и используется метод рабочих элементов. Рабочий элемент есть единица описания критических требований вида работ к работнику. Единицы объединяются в конструкты.
Организация, содержание и направленность психодиагностики в центрах профессиональной ориентации, социальной адаптации и реабилитации инвалидов и центрах занятости.
Технологическая цепочка психодиагностики клиентов Центра профориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения г.Москвы определяется:
- правилами поведения клиента при посещении центра;
- правилами работы специалистов с клиентом;
- этическими нормами психолога службы занятости.
Методы психологического исследования в целях профориентации ( на основе опыта Красногорского Центра) распределены по уровням анализа, основному содержанию и соответствующим им методикам: уровни — личностно-мотивационный ( карта интересов, ДДО, методика Хоппе на уровень притязаний); общих способностей ( тест мнемической одаренности, Амтхауэра, Векслера); специальных способностей ( корректурные пробы, таблицы Платонова-Шульте, глазомер, тремометрия, матрицы Равена); анализ личностных характеристик ( Айзенк, Кеттелл, КОС); биодромальный уровень (биографический метод, Келли, обобщение независимых характеристик, имитационные игры).
Порядок работы городской медико-психолого-педагогической комиссии ( отдельно по копии).
Особенности психодиагностической деятельности с различными категориями людей.
Карьера персонала и психологическая диагностика.
Особенности осуществления психодиагностических мероприятий в системе энергетических предприятий страны и на железнодорожном транспорте. Приемы и способы психофизиологического мониторинга состояний в интересах обеспечения безопасности эксплуатации техники и здоровья людей.
Для организации психофизиологических обследований персонала на энергетических предприятиях страны используются: сбор анамнестических данных, методы доврачебного исследования, индивидуальные беседы, методы экспресс-оценки состояний, методы текущего психофизиологического мониторинга функциональных состояний, методы углубленного изучения кардиореспираторных систем и физической работоспособности персонала, методы нейрофункциональной диагностики основных анализаторных систем, методы оценки групповой сплоченности, «Гомеостат»и оперативной диагностики работоспособности и др..
Для мониторинга используются: многопостовой, 8-ми канальный комплекс на восемь человек, который дает вариационную хронокардиометрию и вариационную хроносенсометрию, оценки напряженности, тревожности — 100 человек в день; система 24-х часовой 3-хканальной регистрации ЭКГ; автоматизированная система суточного мониторинга артериального давления и ЧСС.
Технология оценки профпригодности на железнодорожном транспорте
профессионально психофизиологический отбор — периодическое психофизиологическое обследование — динамический контроль функциональных состояний — расширенное психофизиологическое обследование + психофизиологическое сопровождение.
Для каждой группы специалистов выделяется перечень ВПК, методики оценки ПВК, критерии оценки и условия (особенности) проведения методики. Выделяется круг лиц, которые подлежат первоочередному обследованию (группа риска): предъявляющие жалобы на состояние здоровья; лица имеющие медицинский диагноз; лица предпенсионного и пенсинного возраста (старше 50 лет).
В отдельную группу психодиагностической деятельности выделяется психологическая экспертиза локомотивных бригад допустивших крушение, аварии и т.п.
Роль и место психологической и социально-психологической диагностики в обеспечнии эффективной деятельности сотрудников ведомств силового блока государства ( МВД, Вооруженные силы, Федеральная пограничная служба, МЧС, Налоговая полиция).
Налоговая полиция использовала следующую технологию анализа индивидуальных особенностей сотрудников
диагностика уровня интеллекта (когнитивного стиля) — эмоционально-волевая устойчивость — коммуникативность — мотивация — характерологические и поведенческие особенности. При этом осуществляется углубленное психологическое изучение кандидатов на службу: изучение документов, психологическое обследование, психофизиологичекое обследование (детектор), итоговое собеседование.
В этих целях разработа программа углубленного психологического изучения кандидатов на службу, а именно: анкетирование кандидата, первичное собеседование, психологическое тестирование, целенаправленное наблюдение и т.п.
Дополнительно к перечисленному, осуществляется социально-психологическое исследование коллектива: межличностных отношений в подразделениях — организационная структура — социологические опросы.
Технологии профессионально-психологического отбора, сопровождения, поддержки оказания психологической помощи на основе диагностики личностных качеств и состояний.
Основные области применения тестов: образование, профессиональная деятельность, клиническая психология и психологической консультирование, оценка карьеры