Графические методы в психологической диагностике и их прогностические возможности
Содержание статьи
- 1
- 2 Несуществующее животное, свободный рисунок, свободный рисунок, картина мира, рисунок человека.
- 3 Данные методы получили значительное распространение на Западе еще с начала 50-х гг.
Несуществующее животное, свободный рисунок, свободный рисунок, картина мира, рисунок человека.
Иногда данные методы относят к забавным играм, фокусам. Отсутствует их систематический анализ и эти методы считаются слабыми и малонадежными. В отдельных случаях эту группу методов относят к методикам действия (А.Анастази): методики рисования + игровые методики, включая разыгрывание сцен с применением игрушек. Анастази считает, что данные методы валидизировать невозможно(т.к. нет количественной обработки).
Данные методы получили значительное распространение на Западе еще с начала 50-х гг.
В России эти эти методы получили развитие в конце 80-х начале 90-х гг. Систематизированный материал по этому поводу представлен, пока в единственной публикации Романовой Евгении Сергеевны и Потемкиной Ольги Федоровны, а именно “Графические методы в психологической диагностике”, где проанализировано 25 тыс рисунков детей и 10 тыс рисунков взрослых. В выпуске этого пособия приняли участие Забродин, Асмолов, Гульдин и Дубровина.
Определенный интерес в этой связи представляет книжица “Язык одежды” или как понять человека по его одежде (психологический практикум) — М., 1998 г., которая выпущена сестрами Петровой Еленой Алексеевной (к.п.н.) и Коробцева Надежда Семеновна (к.т.н.) псевдоним Сестры Сорины.
Трудность методической задачи при создании данной категории тестов включает:
- отделить в рисунке, что принадлежит собственно автору, его индивидуальности, а что принадлежит культуре, социально-культурному, нормативному;
- возможно ли личностная идентификация рисунков;
- существуют различные виды графических продуктов и неясно какие можно и нужно использовать: 1) письмо, текст или 2) рисунок человека, природы, животных, марание и т.п. рисуночные тесты
Исторические аспекты почерковедения
Выделяется филогенез и онтогенез письма. Остановимся на проблемах филогенеза, так как онтогенез разработан хуже. Выделяются этапы становления письма в филогенезе (пиктограмма — абрис собственной тени — изображение животных идеографическая письменность — графика — современность и изобразительная деятельность):
- наскальные рисунки древнего человека ( передача информации + фиксация опыта) — простые знаки (стрелки), элементарные рисунки; Изображение выполненное рисунком называется пиктограммой. Выделяют Пиктограммы и Петроглифы. Петроглифы это те же рисунки, но они включают геометрические и другие фигуры.
Виды назначений пиктограмм: любовные послания; охотничьи сообщения; магические и заклинательные формулы; донесения и надписи на могилах; надписи политического характера. Чаще всего пиктограмм идет в виде стихов и песен.
- идеографическая письменность ( отождествление звука и рисунка): кинетическая речь (графический эквивалент определенного жеста) — идеографическое письмо или символическое письмо;
- символы приобретают универсальный характер, стандартизируются и получают звуковой эквивалент, но пользуются этим исключительно избранные (жрецы, знахари, потом вельможи и другие слои населения) — появляется фонетическое письмо, т.е. не требующее идеограмм, ни определителей: буква — звук. Это сделали финикияне путем выделения 22 знаков-звуков. Возникла каллиграфия и типы письма.
По типу письма можно судить: о национальном характере мышления; особенностях и способах общения; национальных чертах народа и его психологии. Человеческая индивидуальность проявляется в почерке (наклон, нажим, штрихи, величина и связь букв, знаки и препинания и т.п.).
Основы почерковедения разработаны в России Е.Ф. Буринским (1849-1912). Выделяются три принципа: гармоничность, геометрическая выдержанность и графологичность. Например, волнистость почерка — изворотливость в мыслях, хитрость; угловые линии — твердость и настойчивость; округлость начертаний — склонность смягчать противоречия и конфликты.
Психологическое изучение письма названо графологией. Выделяется две группы признаков: признаки письменной речи и признаки почерка.
Признаки письменной речи (навык владения и смысл): фразеологизмы; профессионализмы, диалектизмы, жаргонные слова, вульгаризмы и т.д.
Признаки почерка ( письменно-двигательный навык общие и частные) могут дать: условия написания, состояние пишущего; установления пола и возраста. Частные признаки и психологические черты:
- сильный нажим — сила и энергичность;
- ровный умеренный нажим — уравновешенность, обдуманность;
- неровный, импульсивный нажим — импульсивность, порывистость, неуравновешенность;
- густой жирный нажим — чувственность влечений;
- слабый нервный нажим — неуверенность в себе, колебания
Исторические аспекты графического изображения
Рисунок есть изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств (линия, штрих, пятно или их сочетание). В рисунках сняты те жесткие нормативы и ограничения, которые существуют в письме. Объем информации об индивидуальности здесь гораздо больше. Кроме того, существует громадное разнообразие рисунков по методам, темам, жанрам, по назначению, технике исполнения и пр.
Филогенез рисунка: наскальная и пещерная живопись, примитивная гравировка — первобытное время; палеолит — жизненные сюжеты, животные и охота; рабовладельческие культуры — дает больше пластичности, яркой выразительностью, это рассказы развернутые в фигурах; средневековье — рисунок как архитектурный чертеж и графический образец для декора, оформление манускриптов, условно-плоскостное изображение мира; возрождение — изобразительное искусство становится ведущим, игра света и тени, жизненные взаимоотношения, развитие пространства и перспективы, рисование с натуры; современный рисунок — свободный стиль, выразительность, модернизм, импрессионизм, романтизм и т.п.
Собственно рисунок прошел следующее развитие: графика (гравюра, литография). С конца 19 начала 20 века различают: станковую ( рисунок, не имеющий прикладного значения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную, прикладную графику (почтовые марки и экслибрисы) и плакаты. Имеет место политический рисунок и путевые рисунки.
Вместе с тем, история рисунка представлена весьма фрагментарно из-за утраты образцов. Лучше обратиться к онтогенезу рисунка.
Онтогенез детского рисунка
Существенную роль в психологическом понимании рисунка детей сыграли: итальянец Коррада Ричи «Дети-художники» 1887 (книга преведена в 1918 г); француз Жорж Рум «Графический язык ребенка»; работы Кларка А.В., Линдстрома М. Г. Керщенштейнера, Е.Х. Кнудсена, Ж.Пиаже.
В нашей стране этой проблемой занимались: О.И. Галкин, Е.И. Игнатьев, И.П. Сакулина, Г.В. Лабунская, З.В. Денисова, Л.Н. Бочерникова, В.С. Мухина.
Детский рисунок и его характеристики:
- как проявление видоподражания: символическая игра ( социальные знаки + индивидуальные символы) — развитие знакового сознания — конструирование макета — точный образ предмета (Ж.Пиаже)
- характеризуется определенными стадиями: «марания» (гуление ребенка); примитивного изображения — случайная удача «привязывает» ребенка к чему-то, что похоже на что-то или кого-то; схематическое изображение; стадия правдободобных изображений;
- дети со сниженными интеллектуальными способностями имеют специфику в выполнении рисунка: при олигофрении в стадии дебильности имеет место недоразвитие моторики в тонких дифференцировочных движениях рук, что проявляется в беспомощности изобразительной деятельности; имбецилы — пассивны с карандашом и бумагой; тяжелая имбецильность — ребенок неспособен повторить за взрослым простые движения, провести линию, нет целостного изображения; имбецилы способны к подражанию но лишь формально, они часто повторяют одни и те же элемента рисунка
Классификация и содержание методов
Классическими графическими средствами диагностики являются:
Наименование теста | Автор |
Тест рисования (Goodinough Draw-a-Man Test) (Goodinough-Harris Drawing Test) | Ф.Гудинаф — 1926; Ф.Гудинаф-Л. Харрис — 1963 |
Нарисуй человека — Machover Draw-a-Person Test [D-A-P] | Карен Маховер (1949 г., валидизация проведена Клорфер в 1976 г); новая версия Naglieri, 1988 г. |
Рисунок человеческой фигуры (РЧФ) | Коппиц, 1968, 1976 год |
Дерево | Первым использовал швейцарский профконсультант Э.Жюккерт, затем в 1934 г Ж.Шлибе, далее в 1949 идет публикация К. Коха (с позиций психоанализа), есть еще одна интерпретация теста француза Рене Стора |
Дом-дерево-человек (Hous-Tree- Person[HTP]) | Дж.Бука, 1948, 1992 для взрослых и детей |
Кинетический рисунок семьи (Kinetic Famely Drawing [KFD]) | Бернс, 1982 + Хабенихт, 1994, В.Вульфа, (хорошее описание в работах Т.Хоментаускаса) |
Методика совместного рисования с участием всей семьи или семейной пары для выполнения единственного рисунка | G.Smith, 1991 |
Диагностика по почерку | |
Пиктограмма | А.Р. Лурия |
Модификации
Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур | Предложено графологом из Сан-Франциско Энн Махони, адаптирован А.В. Либиным к России. |
Классификация типов рисунков по Юнгу (тест Свободный рисунок) | английский искусствовед и художественный критик Г.Рид (1893-1968) |
Свободный рисунок | В.Хьюлс |
Картина мира | |
Автопортрет |
Общая характеристика графических методов на современном этапе их развития:
- относятся к классу проективных;
- специально разрабатывались для оценки детей и во многих случаях используются в работе со взрослыми;
- используются как терапевтические и как диагностические;
- выполнение этих тестов в большей степени зависит от культурных различий и в частности с различными представлениями в изобразительном искусстве;
- несут в себе большую дозу субъективизма (личность, настроение, состояние, особенности представлений и т.п.) при интерпретации;
- при всем разнообразии методов не до конца изучены возможности использования;
- в практической сфере используется незначительное количество;
- методики редко оцениваются на валидность и надежность данных;
- данные методы можно отнести к группе экспресс-методик.
Сложности рисуночных тестов
- высокие требования к специалисту-психологу;
- техника психографического анализа требует дальнейшей разработки;
- необходимость длительной практики;
- осторожность в интерпретации данных;
- требуется умение комплектовать несколько методик для диагностики качеств;
- не сформирован общий подход к интерпретации и не накоплен достаточный опыт их использования.
Графическое изображение есть невербальное сообщение для другого и остается специфичным средством.
Нарисуй человека (Goodinough Draw-a-Man Test)
Первая стандартизация в 1926. Пользовались до 1963. После этого года версия пересмотрена и дополнена. Опубликована под названием Тест рисования Гудинаф-Харриса (Goodinough-Harris Drawing Test)
Инструкция: нарисуй мужчину и постарайся сделать это как можно лучше
Инструкция в пересмотренной версии: нарисовать женщину и самих себя
Предназначение: точность детской наблюдательности; развитие понятийного мышления.
Интерпретация: количество частей тела, деталей одежды, пропорции, перспективы и т.п. — итого 73 оценочных элемента. Рисунок себя разработан как проективный тест личности.
Надежность теста проверялась неоднократно и различными методами: коэффициентом ретестовой надежности, надежности эквивалентных половин теста и по надежности оценщика.
Тест в разные возрастные периоды измеряет разные функции.
Пользование и интерпретация D-A-P
Это более новая версия (Draw-a-Person: Quantitative Scoring System [DAP], 1988
Обеспечение: карандаш и бумага.
Инструкция: нарисуйте человека, а после завершения рисунка — нарисовать человека противоположного пола.
Фиксируются: реплики, последовательность и др. подробности рисования.
В заключении: задаются вопросы о возрасте, образовании, профессии и т.п. имеющие отношение к изображаемым персонажам. Можно попросить испытуемого придумать историю каждому нарисованному человеку.
Далее идет интерпретация:
Отличительные черты нового теста: новые детализированные нормы; пересмотрена методика проведения; изменена система подсчета баллов; нормативная выборка сделана на чернокожих и испаноязычных детях.
Пользование и использование РЧФ.
В тесте разработано и используется две стандартизированные системы объективных количественных оценок. Одна система основана на тесте рисования Гудинаф-Харриса. Использованы 1856 рисунков учащихся в возрасте от 5 до 12 лет и клинический опыт. Другая — выведена из работ Маховер и представляет собой проективный тест межличностных аттитюдов и отношений. В этом случае 30 индикаторов (признаков — показатель качества, особые признаки, пропуски) позволяют выделить детей с эмоциональными проблемами.
Предназначение: возрастной тест умственной зрелости. РЧФ дает самое общее представление об уровне эмоциональной адаптации детей. Считается, что методика может использоваться только для выработки гипотез и в совокупности с другими методами.
Пользование и использование HTP
Респондент выполняет отдельные рисунки + обширный перечень вопросов.
Предназначение: построение гипотез в области конфликтности и озабоченности
Что предлагается сегодня сделать:
- построить научно обоснованные и психологически приемлемые способы анализа и классификации графических изображений;
- разработать надежное психологическое описание индивидуальных особенностей субъекта с выходом на графическую типологию;
- создать технику соотнесения графического типа личности с другими психологическими характеристиками человека
В России проведена валидизация графических методов: субъективная валидизация (самоотчеты по результатам обследования); экспертная оценка валидности, методом контрастных групп, перекрестная валидизация в совокупности с опросниками — получены данные порядка 0,9, т.е. каждый десятый отрицает совпадение собственных характеристик и данных психографических методов. Получено соответствие между особенностями выполнения рисунка, тестом Айзенка, тестом Русалова и Кеттелла. Разрешаюшую способность графических тестов еще следует уточнить.
Надежность данных методов колеблется в пределах от 0,6 до 0,8 по методу повторного тестирования.Эти тесты фиксируют и изменения в выполнении рисунков под действием ряда факторов, т.е. психографы обладают высокой чувствительностью к изменениям.
Психология и одежда.
Психологические проблемы одежды:
- проявления личности в одежде и влияние одежды на человека;
- место одежды в общении (первое впечатление, социальная принадлежность и т.п., т.е. аффективно-коммуникативная функция, регуляторно-коммуникативная функция или информационно-коммуникативная функция);
- роль одежды в представлениях человека о себе, восприятия себя другими, т.е. самосознание;
- проблемы психосемиотики, т.е. одежда как знак в человеческом обществе (сигнально-знаковая функция);
- возрастные особенности восприятия и выбора одежды;
- отражение в одежде нравственно-эстетического представления своего времени;
- национально-культурная специфика одежды;
- одежда как объект психофизического исследования + эмоции;
- проектирование одежды как вид профессиональной деятельности — психология труда
Типология человеческого отношения к одежде: эстетический; рациональный; эксклюзивный; стандартный; выделяющийся; безразличный; престижный; одержимый; неуверенный; аккуратный; комфортный; гармоничный.
Типология акцентуаций манеры одеваться и отношения к одежде: параноик; эпилептоид; гипертим; истероид; шизоид; психастеноид; сензитив; гипотим; конформный; неустойчивый; астеник; лабильный; циклоид.
Проявления психологической защиты в одежде: вытеснение; регрессия; рационализация; проекция; замещение; компенсация; переключение; отрицание; избегание; сублимация.
Проявление в одежде собственного взгляда на себя или Я-концепции: реальное Я, зеркальный образ Я, идеальный образ Я.
Связь телосложения и психологических особенностей
Классификация Эжена Ледо по сходству с геометрическими фигурами: четырехугольный, треугольный, овальный, круглый, конусообразный.
Классификация немца Э.Кречмера: астенический, пикнический, ателетический и дополнительный, диспластический.
Классификация немецкого психотерапевта И.Б. Галанта: лептозомный (узкий); среднесложенный; мегалозомные (большой). Типология представлена следующим образом: астенички; стенопластички; пикничка; мезопластичка; атлетичка; субатлетичка; эурипластичка.
Классификация амер. псих. Шелдона: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфмный.
Классификация отечественного психолога В.И. Куликова (1988): конечностный и туловищный.
Диагностика по одежде
Позволяет получить следующую информацию: пол и возраст; национальность и место жительства; профессия и место работы; социальное положение; материальное положение и вкус; потребности; характер; темперамент; стремление и страхи.
Диагностика по выбору или отвержению цвета одежды.
Диагностика по аксессуарам и дополнениям к одежде: сумочки, наручные часы, украшения, обувь.
Ощущения связанные с одеждой: зрительные; кожные звуковые; обонятельные; вкусовые. Рекомендации по выбору ткани.