https://electroinfo.net

Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности

Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности

Ориентировочные реакции впервые описаны И.П. Павловым

Для исследования такого типа рефлексов используется чаще используется метод КГР, осцилографическая регистрация, а также метод ЭЭГ.

Cущность ориентирвочного рефлекса изначально понималась по-разному: как комплекс двигательных реакций на неожиданный стимул или как рефлекс прицеливания.

Причем, поскольку ориентировочный рефлекс в ходе исследований прекращал действие условного рефлекса его воспринимали в павловской школе как внешний тормоз. Однако многочисленные наблюдения показывали, что функции ориентировочного рефлекса выходят далеко за рамки просто функции торможения при выработке условного рефлекса.

Впоследующем ориентировочный рефлекс наделяется следующими функциями: растормаживания, т.е. ранее выработанные и затем угашенные условные рефлексы возобновляются под действием ориентировочного рефлекса; усиления влияния на процесс формирования условного рефлекса; оценивания, которая использовалась для выяснения сформированности временных связей

В дальнейшем исследователи сконцентрировались на поиске форм взаимодействия условного и ориентировочного рефлексов, а также механизмах и структуре самого ориентировочногот рефлекса.

Выделено три формы взаимоотношений ориентировочного и условного рефлекса

  • конфликтная форма, когда активность ориентировочногот рефлекса тормозит выработку условного рефлекса;
  • ассимиляция ориентировочного рефлекса, которая выражается в усилении текущей деятельности;
  • трансформация ориентировочного рефлекса в поведенческую благодаря действию прежнего опыта и доминант (П.К. Анохин).

Наибольший интерес представляет понимание ориентировочной реакции как многокомпанентной реакции активации (Е.Н. Соколов), которая связана с работой ретикулярной формации. Система компонентов ориентировочной реакции представлялась следующим образом: корковый, вегетативный, моторный и сенсорный.

На уровне неокортекса это была ЭЭГ-реакция блокады альфа-ритма, усиления бета- и гамма-колебаний, т.е. возбудимости, реактивности и лабильности соответствующих нейронов.

Вегетативный компонент регистировался по расширению зрачков, увеличению кожной проводимости, снижению ЧСС, изменению дыхания, увеличению дыхательной аритмии, расширением сосудов головы и сужением сосудов рук.

Моторный компонент проявлял себя движениями головы

глаз и увеличением мышечного тонуса.

Сенсорный компонент регистировался по субъективным оценкам улучшения работы основных анализаторных систем.

Следует отметить, что ориентировочный рефлекс с полным набором возникает не у всех испытуемых, что обусловлено индивидуальным разнообразием испытуемых.

Не смотря на то, что ориентировочный рефлекс относится к разряду безусловных на него действуют тормозные процессы привыкания и угашения.

Угашение в этом случае рассматривается как особая форма научения (негативное научение) и отличается высокой избирательностью к физическим характеристикам стимула.

На основе данных опытов была построена концепция «нервной модели стимула» Е.Н. Соколова.

В зависимости от этапа угашения выделены две формы ориентировочной реакции: генерализованная и локальная (за счет активации неспецифического таламуса), а в зависимости от длительности — тонический и фазический ориентировочный рефлекс.

Опытами установлено определенная последовательность явлений

при формировании ориентировочного рефлекса: генерализация ориентировочного рефлекса и возбуждение ретикулярной формации ствола мозга — параллельно возникает тоническая форма ориентировочного рефлекса.

Генерализованный ориентировочный рефлекс угасает при 10-15 применениях индеферентного стимула, а локальный — при 30 и более.

Нейронными коррелятами ориентировочного рефлекса являются «нейроны новизны» (В-нейроны) и «нейроны тождества» (Т-нейроны), которые располагаются в различных структурах мозга: зрительной коре, ретикулярной формации, гиппокампе.

От этих нейронов идут реципрокные сигналы, которые противоположно действуют на активирующую и синхронизирующую системы мозга, соответственно вызывая ориентировочный рефлекс, сосредоточенное внимание или игнорирование воздействия стимула.

Ориентировочную реакции отличают от исследовательской реакции

а последнее от ориентировочно-исследовательской деятельности.

Ориентировочно-исследовательская деятельность вызывается самостоятельной потребностью в получении новой информации.

Это условие эффективного саморазвития человека, что сопровождается положительными эмоциями, снижением болевой чувствительности и торможением оборонительных рефлексов.

На психологичеком уровне это исследовательская деятельность, которая побуждается неопределенностью ранее полученной информации.


Психология

Информация по теме психология, рефераты на тему, книги по психологии, лекции и статьи.

Читайте также:

Добавить комментарий