Понятия одаренности, таланта, гениальности

Долгое время понятие «одаренность» было синонимом понятия «способность».

Согласно позиции Л. Рубинштейна (1935) одаренность определяет комплексные свойства личности.

Б. М. Теплов (1941) тоже понимал одаренность как совокупность способностей.

При этом он считал, что отдельные способности не просто сосуществуют друг с другом, но приобретают иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Это качественно новое образование, а не сумма энного числа способностей.

Итак, с точки зрения отечественных психологов одаренность

это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность, уровень и своеобразие выполнения определенной деятельности.

В отечественной школе выделяют следующие особенности одаренных индивидов:

  • сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей;
  • способность к нестандартному восприятию;
  • интуиция, изобретательность, бессознательный разум;
  • дивергентное мышление;
  • любознательность;
  • мужество;
  • воображение;
  • конкретность мышления;
  • смелость;
  • эстетическая чувствительность.

Несколько иные подходы к интеллектуальной одаренности у западных психологов. Большинство исследователей полагают, что одаренность есть результат взаимодействия трех характеристик: способностей выше среднего, вовлеченности в задачу (наличия сильной мотивации) и креативности. При этом выдающиеся успехи достигаются в том случае, если названные выше характеристики проявляются в определенной деятельности.

Западные психологи различают несколько видов одаренности:

  • общая интеллектуальная одаренность;
  • специфическая академическая одаренность;
  • творческая одаренность; художественное и исполнительское искусство;
  • психомоторная одаренность, лидерская и социальная одаренность.

Другими понятиями, связанными с понятием способностей, являются талант и гениальность.

  • Талант (от греч. talanton вес, мера; затем — уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной и направляться потребностью в творчестве.
  • Гениальность (от лат. genius дух) рассматривается со времен И. Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, создает новую эпоху в своей области и деятельности.

Важно иметь в виду, что для проявления и развития одаренности, таланта, гениальности требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности.

Учитывая это, делаются попытки развести понятия «одаренность» и «талант», «гений» на основе данности от природы и реализации данного: одаренность — это удачное сочетание разных способностей, а талант и гениальность — это проявление высокого уровня одаренности в чем-либо. «Уникальные» произведения, по мнению ученых, создаются благодаря уникальным способностям и полной самоотдаче.

В психологии и педагогике распространенным является представление о наличии общих и специальных способностей и одаренности.

К первым относят такие, которые отвечают требованиям сразу многих видов деятельности (например, интеллектуальные способности, которые подробно рассматриваются в курсе дифференциальной психологии).

Специальные способности отвечают требованиям только узкой конкретной деятельности (например, художественные способности, наличие певческого голоса, динамические характеристики и т.п.). Согласно мнению К. К. Платонова, четкую грань между ними провести не всегда легко, и такое деление довольно условно.

Похожие статьи:

Психология

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий