Копинг сущность
Содержание статьи
-
1 Копинг понимается как индивидуальный способ взаимодействия личноти с трудной, кризисной, стрессовой ситуацией.
- 1.1 Механизм копинга используется человеком сознательно и целенаправленно и в силу этого является дескриптором
- 1.2 Активная фаза становления копинга приходится на подростковый возраст и способствует социальной адаптации личности.
-
1.3 Выделяется две модели влияния взросления на копинг:
- 1.3.1 В Балтиморском семилетнем лонгитюде указывается на отсутствие влияния возраста на выбор копинг-стратегии.
- 1.3.2 Особенно очевидны различия в выборе копинг-стратегии между младшими и старшими подростками.
- 1.3.3 Для исследования копинг-стратегии в России используется адаптированный в 2002 вариант опросника ACS
- 1.3.4 Представлены три стиля поведения и соответствующие им копинг-стратегии:
-
1.3.5 Копинг-стратегии имеют определенные сферы проявления в следующей значимой последовательности:
- 1.3.5.1 В сравнении с классическими стилями, российская выборка показывает более дробные стили.
- 1.3.5.2 Проведен и сравнительный анализ (кросскультурное исследование) между российской, польской и австралийской молодежью.
- 1.3.5.3 Общая картина преобладания по копинг-стратегиям в ЮКШ с учетом культуры может быть представлена следующим образом:
- 1.4 Похожие статьи:
Копинг понимается как индивидуальный способ взаимодействия личноти с трудной, кризисной, стрессовой ситуацией.
Можно использовать и другое определение — копинг есть «целенаправленное социальной поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии дейстий» [Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегии совладающего поведения. Психологический журнал. 2005. том 26, №2, С.5-15].
Смысл такого поведения заключается в том, чтобы овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть или клониться от требований трудной ситуации, а может даже предотвратить ее опасное развитие.
Механизм копинга используется человеком сознательно и целенаправленно и в силу этого является дескриптором
[Дескриптор (позднелат. descriptor, от лат. describо — описываю), лексическая единица (слово, словосочетание) информационно-поискового языка, служащая для описания основного смыслового содержания документов] субъекта.
Активная фаза становления копинга приходится на подростковый возраст и способствует социальной адаптации личности.
При этом, следует различать стиль и стратегию копинга на которые влияют: возраст, пол, межкультурные особенности (т.е. установки восприятия и формы поведения, общие для больших групп людей).
Выделяется две модели влияния взросления на копинг:
- первая (К.Юнг, Э.Эриксон, Д.Гуттман) – утверждает, что развитие личности с возрастом улучшает копинг-поведение, совершенствуется стратегия (активный копинг в ранней взрослости переходит к пассивному копингу к 50 годам и у пассивного копинга есть свои преимущества);
- вторая – феноменологическая, ситуационная модель не уделяет внимания возрасту, а копинг трактуется как изменяющийся процесс мало связанные с личностными свойствами. Копинг в этом случае во многом зависит от ситуации (возраст лишь влияет на оценку ситуации и, тем самым, на выбор копинг-стратегии.
Большинство исследователей (лонгитюдный метод) копинга склоняются к первой модели и считают, что между молодыми людьми, средним поколением и людьми пожилого возраста есть различия в выборе стратегии поведения в трудных ситуациях повседневной жизни. Правда не совсем ясна связь между силой и направленностью возраста и копинга.
Точно установлено, что при переходе от юности к средней взрослости увеличивается использование зрелых защитных и копинг-механизмов. Процесс созревания стабилизируется во взрослости. Различия между молодыми взрослыми и средним возрастом слабые.
В Балтиморском семилетнем лонгитюде указывается на отсутствие влияния возраста на выбор копинг-стратегии.
Например, пожилые люди выражают чувства, уходят в мир фантазий, позитивно мыслят и враждебно реагируют реже, чем молодые люди. Однако, возрастная стабильность обнаружена по таким копинг-стратегиям как «бегство-избегание», «выражение чувств». Таким образом, возрастные изменения в адаптивном поведении могут продолжаться на всем протяжении взросления-старения достаточно медленно и постепенно.
Особенно очевидны различия в выборе копинг-стратегии между младшими и старшими подростками.
Уменьшается функциональный копинг у старших подростков и увеличивается эмоциональный копинг с возрастом. Младшие дети чаще опираются на проблемно-фокусированные и поведенческие стратегии, а подростки больше используют эмоционально-фокусированные и поведенческие стратегии. Взрослея, подростки больше ориентируются на интернальные формы копинга и меньше используют стратегию обсуждения с родителями трудных ситуаций. В период детства превалирует прямой и немедленный характер действий по овладению трудной ситуацией.
Для исследования копинг-стратегии в России используется адаптированный в 2002 вариант опросника ACS
Adolescent Coping Scle (Юношеская копинг шкала, или ЮКШ). Опросник имеет две формы: общую и специальную (80 вопросов). Всего 18 шкал, или копинг-стратегий. Внутреняя согласованность шкал, или альфа Кронбаха α = 0,46-0,86 (минимально приемлемый уровень альфа подобных опросников = 0,65). Согласованность двух половин опросника (метод расшепления) равна 0,85. Ретестовая надежность шкал r =0,47- 0,82. Среднее значение коэффициента корреляции Спирмена: r = 0,66 при p<0,01. Данные могут обрабатываться при помощи стандартного пакета Statistica 6.0. Оценка выраженности стратегии ведется по пятибальной шкале Лейкерта.
Представлены три стиля поведения и соответствующие им копинг-стратегии:
- продуктивный (стратегии: решение проблемы, работа, достижения, духовность, позитивный фокус);
- непродуктивный (стратегии: игнорирование, уход в себя, надежда на чудо, разрядка, самообвинение, беспокойство, несовладание, отвлечение, активный отдых);
- промежуточный – социальный (совладание с помощью других). Стратегии: социальная поддержка, друзья, принадлежность, общественные действия, профессиональная помощь
У современной Росийской молодежи (респонденты 14-19 лет – 1137 школьников и студентов первокурсников Костромы, Тамбова и Архангельска, а также областей) в процессе социализации складывается устойчивое копинг-поведение с определенным набором копинг-стратегий: первые три места – решение проблемы, работа, достижения, беспокойство; последние три места – активный отдых, профессиональная помощь, общественные действия. Выраженность копинг-стилей представлена следующей последовательностью: продуктивный: социальный; непродуктивный. В 49% случаях молодые люди ищут поддержки у родителей, что говорит о сохранении тесных семейных уз в российской глубинке.
Копинг-стратегии имеют определенные сферы проявления в следующей значимой последовательности:
поведенческую, эмоциональную и познавательную. У современные старшеклассников и студентов преобладает рациональное поведение в стрессовых ситуациях.
У женской части молодежи копинг-стратегии более выражены по уровню развитости и сформированности. Считается, что женщины сильнее переживают, своевременно реагируют на стрессовую ситуацию и более мобилизованы для совладения.
У мальчиков больше выражена стратегия непродуктивного ( уход в себя, активный отдых, игнорирование проблемы) и социального (профессиональная помощь, общественные действия) стилей.
По четырем шкалам (работа, достижения, позитивный фокус и отвлечения) значимых половых различий не выявлено.
В сравнении с классическими стилями, российская выборка показывает более дробные стили.
Поэтому, предполагается, что современная молодежь хотя и решает проблемы, стремится к достижениям, но беспокоится о конечном результате своего труда. Обращаясь за поддержкой к другим, они связывают ее с активным отдыхом, отвлечением, расслаблением. В случае сложной стрессовой ситуации уходят в себя, игнорируют ее и ищут социальную поддержку. Налицо, сочетание различных, даже противоречивых копинг-стилей и стратегий. Это говорит о несформированности молодежи, инфантильности и повышенной зависимости от своего окружения в условиях нестабильности общества.
В целом у молодежи преобладает социальный стиль копинга (принадлежность, друзья, социальная поддержка) в сочетании с непродуктивным стилем. Существенный вклад в непродуктивный стиль совладания дает женская часть выборки молодежи (беспокойство, чудо, несовладание, разрядка, самообвинение).
Выявлена зависимость выбора стиля и стратегии совладающего поведения от возраста и пола. Так, у мальчиков в процессе взросления повышается использование стратегии Решения проблемы и понижается использование таких стратегий как духовность и друзья. Снижаются также показатели по выбору непродуктивной стратегии: чудо, игнорирование, активный отдых.
У девочек увеличивается с возрастом значение стратегии Решения проблемы, Духовность, Профессиональная помощь. Правда, с возрастом у девочек увеличивается использование непродуктивных стратегий: несовладение и самообвинение. Снижается выраженность стратегии Принаадлежность и Активный отдых.женщины более склонны к эмоционально-ориентированному реагированию и поиску социальной поддержки.
Проведен и сравнительный анализ (кросскультурное исследование) между российской, польской и австралийской молодежью.
У российской молодежи преобладают: четыре стратегии социального стиля (принадлежность, социальная поддержка, Профессиональная помощь, Общественные действия) и четыре стратегии непродуктивного стиля (Беспокойство, Самообвинение, Уход, Игнорирование). Восемь стратегий из 17 выражены наиболее сильно, т.е. достаточно широкий выбор стратегий поведения.
Утверждается, чт о патриархальная ментальность российского общества, длительная завиимость детей от семьи, коллективистическое воспитание, полученное родителями, высокая социальная направленность («соборность») менталитета как черты национального характера объясняют использование молодыми людьми прежде всего социально-ориентированных стратегий в купе с рациональным и непродуктивным стилем совладающего поведения.
В принципе можно согласиться с утверждением, что социальный стиль копинг-поведения более эффективен в ситуации меньшего контроля над обстоятельствами жизни людей, а в контролируемых ситуациях более адаптивно проблемно-ориентированное поведение.
Общая картина преобладания по копинг-стратегиям в ЮКШ с учетом культуры может быть представлена следующим образом:
Стратегии | Россия | Польша | Австралия |
Социальная поддержка | + | ||
Решение проблемы | + | ||
Работа, достижения | + | ||
Беспокойство | + | ||
Друзья | + | ||
Принадлежность | + | ||
Чудо | + | ||
Позитивный фокус | + | ||
Несовладание | + | ||
Разрядка | + | ||
Общественные действия | + | ||
Игнорирование | + | ||
Самообвинение | + | ||
Духовность | + | ||
Активный отдых | + | ||
Отвлечение | + | ||
Профпомощь | + | ||
Уход в себя | + | + | + |