Этноцентризм
Содержание статьи
Этноцентризм — склонность человека воспринимать и оценивать явления окружающей действительности
с позиции «своей» этнической общности, рассматриваемой в качестве эталона.
Сущность этноцентризма
как общественно-психологического явления сводится к наличию совокупности массовых иррациональных положительных представлений о своей этнической общности как о некоем «ядре», вокруг которого группируются этнические общности.
Вместе с тем, характерная для этноцентризма фиксация черт своего этноса не обязательно подразумевает формирование отрицательного или даже враждебного отношения к представителям других этнических общностей.
Характер этноцентризма определяется типом общественных отношений, идеологией, содержанием национальной политики, а также личным опытом индивида.
Понятие этноцентризма
было впервые введено в науку в 1883 австрийским социологом И. Гумпловичем. Позже это понятие разрабатывалось американским социологом Д. Самнером. Рассматривал взаимоотношения между «мы — группой» и «они — группой» как враждебные, Д. Самнер утверждал, что эта враждебность базируется на склонности человека оценивать различные явления окружающего мира на основе культурных стереотипов той этнической общности, к которой он принадлежит, т.е. на основе этноцентризме.
В последующие годы термин «этноцентризм» стал широко использоваться в социальной психологии, социологии и этнографии.
Этноцентризм имеет определенную объективную основу в реальном различии культур, образа жизни, исторического опыта отдельных племен, народов, слоев общества. Его развитию способствует слабая осведомленность людей об обычаях, верованиях, традиционных занятиях представителей других социальных групп.
В связи с этим можно предположить, что с развитием коммуникаций, ростом объема и доступности информации, а также прогрессом в области культуры и образования, явление этноцентризма будет постепенно ослабевать. Этому благоприятствуют взаимопроникновение этнических сообществ, вариантность культурных и языковых характеристик, проблематичность этнической принадлежности некоторых членов этнических общностей, взаимодействие, пересекающее границы этнических общностей, исторические сдвиги в этнической принадлежности и образе жизни.
Будучи в целом явлением, отягощающим отношения между различными социальными группами и их представителями, этноцентризм при этом способствует сохранению их самобытности, закреплению их особенностей. Вне этого явления процесс ассимиляции шел бы гораздо быстрее. К тому же этноцентризм является мощным стимулом внутригрупповой консолидации.