Эффект зрителя-наблюдателя
Эффект зрителя-наблюдателя — разновидность атрибутивного искажения
когда наблюдатель склонен соотносить причины поведения других людей с внутренними факторами (например, с некоторыми их социально-психологическими особенностями), в то время как сами они соотносят причины своего поведения с факторами, которые находятся вне их контроля (то есть с определенными аспектами ситуации).
Если мы видим, как человек спотыкается на улице, то можем предположить,
что он пьян, неуклюж или невнимателен, но если мы сами спотыкаемся, то полагаем что наткнулись на какой-то предмет или получили толчок в спину.
Считается, что этот эффект возникает из-за того, что мы обладаем более полной информацией о ситуационных факторах воздействия на наше поведение, но очень мало знаем о факторах, воздействующих на поведение других людей.