Дифференциальная психология предмет объект и направления исследования
Содержание статьи
- 1 Считается, что представление об индивидуальных различиях людей
- 2 Первыми начали делать сравнение внутривидовое и межвидовое этологи
-
3 Все это дало толчок к развитию дифференциальной психологии
- 3.1 В силу перечисленных задач предмет дифференциальной психологии
- 3.2 Предмет дифференциальной психологии заключается
- 3.3 Определение объекта исследования дифференциальной психологии
- 3.4 Следующие направления дифференциальной психологии
- 3.5 Похожие статьи:
Считается, что представление об индивидуальных различиях людей
Т.е. внутривидовое различие возникло более ста лет назад на основе наблюдаемых и видимых:
- условий повседневной жизни (питания и распределения),
- специфики деятельности,
- торговли,
- войны и переселения.
Различия имели место не только среди людей и народов, но и среди животных.
Таким образом, констатировалось различие и межвидовое.
Первыми начали делать сравнение внутривидовое и межвидовое этологи
Этология (от греч. — нрав, характер; манера вести себя и логос — учение) — наука о «биологии поведения», об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.
Пытались сравнивать не только животных, но и людей между собой.
Осуществляли внутривидовое и межвидовое сравнение с учетом уровня эволюционного развития.
В результате таких сравнений исследователи обратили внимание на наличие: общего у всех людей, да и у животных как таковых; частного, специфичного и даже уникального; врожденного и приобретенного.
Естественно, что для обоснованного и целенаправленного распределения общих, частных и индивидуальных свойств и качеств, а также решения массы сопутствующих проблем индивидуальных различий требовалась системная разработка понятийного аппарата, предмета, объекта, методов исследования и обработки полученных результатов.
Другими словами требовалось организовать новое научное психологическое знание со всеми вытекающими методологическими «последствиями».
Поэтому, новое научное направление с одной стороны, пыталось выявить закономерности формирования общих для людей свойств, черт и признаков, а с другой — возникла необходимость изучения вариативности психических проявлений человека.
Все это дало толчок к развитию дифференциальной психологии
Вариативность – базовая черта поведения, определяющая многообразие его форм.
Развитие дифференциальной психологии как новой области знания требовало решения ряда последовательных задач предметной области: необходимость выделения параметров (характеристики) по которым можно и нужно делать оценки индивидуальных различий → определение таких параметров индивидуальных различий, которые также могут варьироваться в определенных рамках и давать тем самым определенный диапазон индивидуальных различий в популяции → обозначение самого диапазона индивидуальных различий требовало понять широту этого диапазона → в свою очередь прогнозировалось изменение широты диапазона, а отсюда возникала задача знания причин таких изменений → считалось, что причины таких изменений могут быть поняты через характеристику и структуру тех качеств, которые составляют этот диапазон и эта структура должна быть раскрыта → соответственно структура и характеристика качеств, которые дают различия имеет свою природу биологическую и социальную по сущности.
Диапазон реакции, широта – степень вариативности в проявлении данного индивидуального признака, ограниченная в силу действия устойчивых внутренних факторов (как то – наследственность, жестко фиксированные структуры приобретенного жизненного опыта и др.)
В силу перечисленных задач предмет дифференциальной психологии
с одной стороны, представляется неоднородным и захватывает другие области психологического знания.
Поэтому, дифференциальная психология не имея полноценно своего предмета, становится частью других областей знания.
С другой стороны, проблемы индивидуальных различий объективно существует и требуется интеграции знаний об индивидуальных различиях людей в отдельно взятую область.
В силу сказанного, дифференциальную психологию можно определить как специальную область человекознания, предметом которой является анализ структуры индивидуальности на основе изучения индивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа.
В другом случае, дифференциальная психология представляется как отрасль психологии, изучающая закономерности становления, развития и функционирования различия между индивидами и группами.
Теория и практика дифференциальной психологии основные усилия концентрирует на источниках и причинах положительных и отрицательны последствия этих различий для жизни, общения, поведения и деятельности человека.
Предмет дифференциальной психологии заключается
в исследовании закономерностей психического разнообразия.
Понимание закономерностей такого разнообразия психического мира людей позволит учитывать их в практической работе, а именно в диагностике, прогнозировании, оказании психологической помощи, регулировании и психологическом обеспечении.
При этом следует отличать дифференциацию индивидуальности от дифференциации психики и поведения.
Дифференциация индивидуальности есть постепенное увеличение дистантности ( что отражается в уменьшении плотности связей) между психологическими структурами в онтогенезе.
А, дифференциация психики есть нарастание специализации отдельных функций познавательных, эмоциональных и регулятивных процессов в соответствии с этапами развития субъекта.
Дифференциация поведения это структурирование и упорядочивание по мере развития субъекта системы его реакции, способов поведения и форм взаимодействия с миром.
Определение объекта исследования дифференциальной психологии
также имеет свои трудности. Сегодня выделяют как объекты дифференциальной психологии: признаки и индивидуальность в целом.
Начало такому делению объекта положит Вильям Штерн (1871-1938), немецкий психолог. Он в частности выделил четыре направления исследования.
Два по признаку, а именно: первое — исследование (одномоментный срез) вариативности признака (качества),
т.е. размах его значений [один признак у нескольких индивидов, «горизонтальное исследование»],
а второе — исследование сопутствующих качеств первому качеству [два и более признака у нескольких индивидов, психографическое изучение, корреляционное].
Два по индивидуальности, где исследуются причины (генезис) и прогноз [многоуровневость и многофакторность индивидуальности], а именно: третье направление исследования (один индивид в отношении многих признаков, что составляет психографическое, «вертикальное» описание или типологический подход; четвертое направление исследования (два и более индивидов в отношении многих признаков, что составляет сравнительное описание).
В целом признается, что в настоящее время в дифференциальной психологии больше частнопсихологических теорий индивидуальности и основной методологической тенденцией является интеграция частных знаний, частных концепций в комплексную системную теорию индивидуальных различий.
В методологии научного знания предмет и объект дополняется принципами дифференциальной психологии, на которых базируется все здание этой отрасли знания. Помимо общепсихологических принципов, к принципам дифференциальной психологии относятся:
реализации формального подхода (анализ структуры устойчивых свойств человека, связь типологического и уникального, неповторимого с учетом:
- иерархичности, инвариантности, координации взаимодействия, индивидуального, единства);
- интегрального анализа ( соотношения части и целого);
- взаимосвязи интра- и интериндивидуальных закономерностей;
- взаимодействия эндо- и экзофакторов в детерминации различий и, наконец,
- измеряемости и статической оценки изучаемых явлений.
Исторически в исследовании индивидуальных различий сложилось несколько этапов:
- донаучный,
- естественнонаучный,
- гуманитарный.
Данные этапы реализовались в рамках соответствующих подходов.
Донаучный подход характеризуется тем, что здесь преобладает наблюдение, накопление житейских представлений в сочетании со слабым обобщением материала. Предполагается, что на этой основе сложилась характерология — стремление свести различия людей к простой типологии, а отсюда и различные классификации по различным основаниям (Гален, Кант).
Естественнонаучный подход, назван номотетическим (номос — закономерность) — пытается найти причинно-следственные связи, закономерности опираясь на экспериментальную базу.
Номотетический подход – выявление в индивидуальности универсальных черт и паттернов, присущих всем людям.
На этой основе первоначально сложились
Следующие направления дифференциальной психологии
- психогностика — установление отношений между движениями, анатомическими особенностями и свойствами характера;
- физиогномика (основатель Ж.Лаватером) – основывает свои предположения на мимике, жестах, силуэте как источнике прогноза поведения человека;
- френология (краниоскопии, Ф.А. Галль) — особенности человека определялись по форме черепа;
- графология (больше других занимался аббат И.Мишон) — диагноз по почерку (наклон, нажим, точность движений и т.п.).
Все эти направления в свое время были подвергнуты критике, однако в настоящее время возвращаются к научному рассмотрению на новой методической базе.
Гуманитарный подход, назван идеографическим, здесь главной ценностью является не статистика, а утверждение ценности индивидуальных различий и прогнозируются последствия в осуществлении поиска единичного, уникального в объяснении различий.
Идеографический подход это подход центрированный на особенном методе изучения индивидуальности, акцентирующем внимание на анализе ее внутренней структуры с целью подчеркнуть неповторимость и уникальность субъектной организации.
Данные подходы концентрируют свое внимание на изучении:
с одной стороны, социальных характеристиках различий (способности, умственное развитие, личностные параме5тры и т.п.),
а с другой — на физиологических основах различий (темперамент, талант, гениальность и др.);
с третьей стороны — пытаются понять взаимосвязь социального и физиологического, соответственно и иерархию психических свойств при индивидуальных различиях.
На этой основе даже сформировалась иерархическая теория индивидуальности.
Иерархическая теория индивидуальности
есть система теоретических представлений, а также экспериментальных и жизненных фактов, согласно которым организация и функционирование мира психической реальности человека описывается с помощью четырех измерений:
- телесного (организмического),
- индивидного (обще-психического),
- личностного и интегрального.
Интегральный уровень индивидуальности имеет свои параметры: структурные (интенсивность-умеренность; устойчивость-изменчивость; широта-узость) и функциональные (компенсаторность, оптимальность, адаптивность, результативность)
Описание взаимодействия всех четырех составляющих осуществляется с учетом принципа инвариантности, ограничения степени свободы в функционировании автономных подсистем, дифференциации иерархии.
Инвариант есть математические (причинно-следственные) зависимости между переменными, которые являются устойчивыми и не зависимыми от изменений, происходящих в самих переменных.
Есть смысл привести и другой пример предполагаемых этапов развития дифференциальной психологии, а именно:
- до психологический этап — развитие шло в рамках философии;
- вторая половина XIX — начало XX века — становление дифференциальной психологии в рамках общей психологии и обычно обозначалась как «психология индивидуальных различий»;
- начало XX века и по настоящее время развитие дифференциальной психологии идет самостоятельно с выделением связей других областей психологического знания.
Постепенно внутри дифференциальной психологии формируются другие родственные направления исследования, например,
- дифференциальная психофизиологии,
- дифференциальная клиническая психология,
- дифференциальная возрастная психология,
- дифференциальная геронтопсихология,
- дифференциальная когнитология.
В настоящее время в методическом арсенале дифференциальных психологов
активно используются различные методы, а также приемы математической статистики и психометрики.
Значительно расширены междисциплинарные связи в рамках психологического знания с
- общей психологией,
- сравнительной психологией,
- зоопсихологией,
- возрастной психологией,
- социальной психологией,
- гендерной психологией,
- медициной,
- педагогикой,
- инженерной психологией.
Однако этому предшествовал сложный исторический этап становления.
Основателем дифференциально-психологического знания считается Френсис Гальтон (1822-1911), английский антрополог, биолог, статистик.
Одним из источников возникновения дифференциальной психологии как научного знания является экспериментальная психология.
Идеи исследования индивидуальных различий возникли при изучении именно наследственных факторов и в частности через евгенику (улучшение человека за счет избирательности браков).
Изначально использовался биографический метод, анкетирование и измерение антропометрических данных.
Например, на международная выставка в Лондоне, 1884 г. В дальнейшем стали использовать математические методы в обработке статистики.
Например, активно использовали корреляцию и позднее факторный анализ.
В конце-концов, дифференциальные психологи стали использовать стандартизированные тесты и соответствующие методы математической обработки.
Как известно, одним из первых разработал тест для диагностики индивидуальных различий французский исследователь Альфред Бине (первая версия 1904 г.). В 1912 году В.Штерн предложил на тесте А. Бине использовать коэффициент IQ.
В 1900 году он же издал работу «Психология индивидуальных различий», где и ввел понятие «дифференциальная психология», а уже в 1911 году им была написана книга «Дифференциальная психология».
Следует помнить, что какое-то время параллельно в литературе существовало несколько терминов, которые обозначали индивидуальное различие:
- характерология (Гален, И.Кант, И.Банзен, Б.Люка) – область знания, которая осуществляет сведение различий к типологии на основе анатомии, физиологии, психологии;
- этология (Дж.Ст.Милль) — в настоящее время наука о поведении; индивидуальная психология (А.Бине, Э.Крепелин) — сегодня это адлерианское направление психоанализа; специальная психология (Г.Хейманс) — обозначает медицинскую психологию.
На начальных этапах исследования в дифференциальной психологии
ставилась задача — установить имеющиеся закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике.
Первые данные касались умственных способностей, но постепенно тематика исследований расширялась, вплоть до групповых различий (А.Анастази), структуры свойств и их связей (Р. Кэттелл).
Психофизиологические исследования и разработки школы Б.М.Теплова, В.Д. Небылицина и др. значительно расширили тематику дифференциальной психологии, а именно: структура психологических свойств; причины различий; анализ индивидуальности и т.п.
Таким образом постепенно формировались предпосылки оформления дифференциальной психологии в самостоятельную отрасль психологического знания. Существенную роль в этом процессе сыграли следующие события.
Внедрение экспериментального метода. В.Вунд открыл в Германии в 1879 год первая экспериментальную лабораторию.
Открытие психофизиологического закона Фехнера-Вебера. В 1796 году благодаря мнимой оплошности ассистента Гринвичской обсерватории Киннибрука было открыто время реакции (ВР), как психическое явление.
В дальнейшем голландец Ф.Дондерс разработал схему подсчета ВР. Использование метода статистического анализа и получение кривой нормального распределения. Кроме того, положено начало внедрению теории вероятности, на что первыми обратили внимание бельгийские ученые Адольф Кетле и Ф.Гальтон.
Далее внедрялся регрессионный и корреляционный анализ, факторный анализ.
В дифференциальной психологии стали использовать данные и методы психогенетики (близнецовый метод и генетический анализ).
В России одним из первых, занялся индивидуальными различиями
Александр Федорович Лазурский (1874-1917).
Он работал в Психоневрологическом институте, который создал В.М. Бехтерев и имеет своих последователей в лице М.Я.Басова и В.Н. Мясищева.
Исследовал индивидуальные различия раньше И.П. Павлова и высоко ценил его школу.
Является одним из основоположников экспериментального метода.
Именно он предложил термин «естественный эксперимент» в 1910 году.
А.Ф. Лазурский разработал концепцию индивидуальных различий характера («научная характерология») и соотносил его свойства с различными нервными центрами человека.
Интересна также его классификация личностей (1921).
Выделяются личности с эндопсихикой (включен темперамент, характер и наклонности) — ядро личности составляет прирожденное и личности с экзопсихикой – личность есть результат отношений к окружающей действительностью.
Важное значение в понимании индивидуальных различий
придается правильному пониманию психологической нормы и черты.
Ведь именно отклонения от некой нормы (положительные или негативные), усредненного параметра, показателя и давали возможность описать различия и степень этого различия.
Понятие психологической нормы весьма неоднородно и содержательно находится под влиянием ряда факторов.
Норма понимается как статистическое понятие (середина распределения показателей у какой-то группы испытуемых).
Надо определить положение конкретного испытуемого на кривой такого нормального распределения.
Норма в этом случае не абсолютна, а относительна и находится в зависимости от того на какой группе она получена.
Норма как социальный стереотип поведения, общения и деятельности.
Норма как характеристика психического здоровья (отсутствие нарушений продуктивности деятельности и способности к саморегуляции).
Норма как ожидание определенного типа поведения или его результатов.
Норма постоянно обновляется и изменяется и поэтому психодиагностические методики должны своевременно пересматриваться.
Психологическая черта же относительно стабильное образование, которое проявляется устойчиво в ситуации у разных людей по-разному.