https://electroinfo.net

Методика семантического дифференциала (Ч.Осгуд)

Семантический дифференциал (СД) разработан Ч.Осгудом в 1957 году.

Первоначально при помощи данного метода автор осуществлял измерение различий испытуемых в интерпретации одних и тех же понятий. Основным назначением СД является результат количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения индивидуума к объектам в ходе анализа социальных установок, ценностных ориентаций, субъективно-личностного смысла, различия аспектов самооценки и т.д.

Семантический дифференциал в количественном виде фиксирует уникальность значения определённого объекта или явления для испытуемого, которое он приобретает в результате своего индивидуального жизненного опыта. Речь идёт о так называемом «личностном смысле», который, по выражению А.Н.Леонтьева, занимает центральное место в категориальном аппарате общепсихологической теории деятельности. Исследование деятельности индивида, прежде всего, изучение смыслообразующих мотивов его поведения включает выявление причин того или иного поступка, определение степени желания заниматься той или иной деятельностью, оценки потребностей, установок и т.д.

В основе мотивационных структур лежат проблемы значения и личностного смысла. Здесь психодиагностика сталкивается с глобальной задачей объяснительной психологии: оценкой степени усвоения и структурирования индивидуального семантического пространства челове­ка.

Для индивида значение объекта деятельности, выраженного в поняти­ях, может определяться различными психосемантическими методами. Среди них особое место занимает семантический дифференциал. Он получил широкое распространение в самых разных областях экспериментальной психологии – в исследованиях личности, малых групп, массовых коммуникаций и т.д.

Методика семантического дифференциала (СД) обладает рядом неоспоримых преимуществ.

При помощи данного метода исс­ледуется коннотативное значение объекта (понятия, образа, символа и т.д.) деятельности.

Однако коннотативное значение, «связанное с личностным смыслом, социальными установками, стереотипами и другими эмоционально насыщенными, слабо структурирован­ными и мало осознаваемыми формами обобщения», не есть значение «как знание об объекте». Здесь возникает необходимость разрешения проблемы соотношения и взаимосвязи аффекта и интеллекта. Если эмоциональ­но-смысловую сторону мотивации можно оценить посредством определения коннотативного значения при помощи семантического дифференциала по принципу, предложенному Ч.Осгудом, то для определения содержательной стороны мотивации должны применяться иные процедуры, ибо эмоция мо­жет быть и не связана с личностным смыслом и значением. В связи с этим была осуществлена попытка разрешения проблема конструирования СД в национально окрашенном контексте в рамках положения о культурно-исторической обусловленности «категориальных структур соз­нания». Читатели могут ознакомиться с ним в указанной литературе.

Семантический дифференциал, как правило, оказывается полезен там, где требуется количественно описать субъективное, эмоциональное отношение испытуемого к каким-либо обстоятельствам его окружения или внутреннего мира. С помощью его можно измерить определенные свойства представлений человека о разнообразных социальных ценностях, о явлениях культуры, о физических стимулах, наконец, о самом себе и других людях. Такого рода методы позволяют моделировать личность не как совокупность формальных измерений, а как систему личностных смыслов или отношений.

Семантический дифференциал основан на использовании процедуры эмоционального шкалирования объектов.

Испытуемому предъявляется набор биполярных шкал, каждая из которых образована парой прилагательных-антонимов: хороший-плохой, спокойный-возбужденный, острый-тупой и т.д. Испытуемый должен оценить степень соответствия стимула тому или иному полюсу каждой шкалы по определенной системе, чаще всего семи-балльной.

Оцениваемыми стимулами может быть всё, что угодно: люди, слова, картинки и т.д. (см. Приложение). При этом для СД характерно существенное ограничение, состоящее из метафоричности используемых сочетаний шкал и стимулов. СД составляется так, что бы не допустить буквального отражения испытуемыми объективных качеств стимулов (объектов), то есть создать ситуацию проекции субъективного отношения к ним испытуемых. Как утверждает Ч.Осгул, система шкал, составленная из одних только личностных терминов, при условии сохранения классической факторной структуры является валидным инструментом исследования личности и межличностных отношений.

ИНСТРУКЦИЯ:

При помощи шкальной оценки понятий испытуемому предлагается оценить личное эмоциональное от­ношение к следующим понятиям:

  1. Мое настоящее Я (Каким я сам себе являюсь в действительности?)
  2. ______________
  3. ______________
  4. ______________
  5. ______________
  6. ______________

Бланки заполняются без пропусков шкал, то есть, отметка (+) ставится в каждой строке в соответствующих клетках. Работа должна вестись в быстром темпе. Оценка одного понятия-стимула должна занимать одну-две минуты на оценку каждого понятия. Отдельные бланки нумеруются в соответствии с номером понятия (исследуемого объекта).

В метрической основе метода СД лежит особая математическая процедура, позволяющая выявлять в совокупности данных небольшое число обобщенных, независимых, содержательно интерпретируемых параметров, к которым в определенном смысле сводится исследуемая совокупность. Многочисленные факторные исследования семантического дифференциала, проводившиеся на различных выборках испытуемых шкал и стимулов, дали согласующиеся результаты. В большинстве случаев три фактора оказались сходны между собой. Они получили название: Е (оценки), Р (силы) и А (активности).

Структура ЕРА задает универсальное семантическое пространство, в котором также может быть размещен, упорядочен и описан мир субъективных отношений человека к его окружению, то есть, исследовать межличностные отношения. При этом индивидуальные различия испытуемых, при усреднении исчезают, а факторная структура отражает некий групповой портрет, характеризующий выборку в целом.

Направленность СД на измерение индивидуальных особенностей сознания предопределяет использование варианта статистического анализа, напоминающего процедуры факторизации личностных вопросников. В данном случае таблицы СД заполняются на одно и то же понятие, например, «Я сам», а источником дисперсии являются его индивидуальные представления.

Шкалы семантического дифференциала характеризуют определённую грань личностно-смысловой сферы человека. При помощи шкалы «Е» (хороший-плохой …) измеряется непосредственно эмоциональная оценка исследуемого объекта, шкалы силы «Р» (сильный-слабый; большой-маленький; твёрдый-мягкий) оценивает доминантность восприятия человеком какого-либо объекта или признака, а при помощи шкалы активности «А» (активный-пассивный …) оцениваются энергетические характеристики объекта.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Выявление корреляционной «близости» исследуемых понятий друг ко другу осуществляется путём расчета евклидова расстояния между ними.

Расчет СД производится по формуле:

 
   

СД = √ (Е0 – Е1)2 + (Р0 – Р1) 2 + (А0 – А1) 2                                                             [10]

где: Е1 Р1 А1 — факторы исследуемого стимула-объекта.

       Е0 Р0 А0 – факторы базового понятия «Я» (настоящее Я; реальное Я; идеальное Я; лучшее Я; худшее Я; Я-сам и др.)

Вторым этапом исследования смысловой сферы является сравнение СД разных понятий между собой.

       В итоге вывод о значимости понятия для испытуемого определяется его «близостью» к личностному «Я» по наименьшему значению СД. То есть, чем меньше евклидово расстояние между исследуемым понятием и базовым понятием «Я», тем выше вероятность предположения о том, что оно имеет для человека большее значение.

Таким образом, семантический дифференциал рассчитывается при наличии, как минимум, двух бланков на исследуемое и базовое понятие, когда есть возможность сопоставить понятия между собой.

(Приложение)

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК к СД (Ч.Осгуда):

При помощи шкальной оценки понятий необходимо оценить личное от­ношение испытуемых к представленным понятиям. Бланки заполняются без пропусков шкал (каждая строка). В строке делается отметка (+) в соответствующих клетках.

    3 2 1 0 1 2 3  
1. Печальное               Радостное
2. Глубокое               Мелкое
3. Холодное               Горячее
4. Приятное               Противное
5. Тяжелое               Легкое
6. Медленное               Быстрое
7. Горькое               Сладкое
8. Сильное               Слабое
9. Спокойное               Бурное
10 Хорошее               Плохое
11 Маленькое               Большое
12 Активное               Пассивное
13 Грязное               Чистое
14 Мягкое               Твердое
15 Бодрое               Вялое
16 Красивое               Уродливое
17 Нежное               Суровое
18 Острое               Тупое
  Е    
  Р    
  А    

Администратор

Информационный психологический ресурс. Тесты онлайн, книги по психологии, методики для психологов, словари терминов, собрание лекций и статей. Поиск рефератов.

Читайте также:

Добавить комментарий