Сущность содержание и закономерности процесса обучения
Содержание статьи
Сущность процесса обучении — это целенаправленный педагогический процесс
который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,
— организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;
— овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Одним из двух главных процесс, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения.
Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы.
Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:
1) образовательная — дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;
2) развивающая — это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;
3) воспитательная — формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;
4) социальная — формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;
5) валеологическая — функция здоровосбережения;
6) функция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;
Закономерность — это результат совокупного действия множества законов,
поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь, отношение. Изучение закономерностей обучения поэтому — это поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических (дидактических) систем.
Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Такая стратегия обычно обозначается термином подход (например, индивидуальный подход, проблемный подход и т.д.). Подход в педагогике — это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.
Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.
К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования); ко вторым — связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).
К внешним закономерностям относятся:
-социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; воспитывающий и развивающий характер последнего;
— обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;
— зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.
К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:
-зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;
— отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
— подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика;
— задачная структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания — к умению, от учения — к навыку
Принципы обучения воплощают требования его организации — наглядности,
сознательности и активности учащихся в обучении, систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики.
В ходе исторического развития теории и практики обучения сформировались разные виды, стили и методы обучения. В каждом виде, несмотря на заметные различия, можно обнаружить общие моменты, характерные для всякого обучения.
Во-первых, в основе процесса обучения любого вида лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящих идей, нормы или правил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся
Второй общий момент для любого вида обучения — это цикличность вышеозначенного процесса, то есть повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных знаний. С другой стороны, как осознание и решение обучающимися поставленных задач, так и способность к самооценке. Это говорит о двухстороннем характере процесса обучения.
Третий общий момент всех видов обучения — это структура процесса обучения, воплощающая степень соответствия целей и методов результатам. Выбор методов обучения и логика их применения характеризуют стиль поведения и деятельности субъектов процесса обучения (педагога и обучающихся).