Методология и методы педагогических исследований
Содержание статьи
Методология
система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Общая методология педагогики предполагает учёт:
-Основных положений и принципов материалистической диалектики;
-Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;
-Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;
-Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;
-Основных категорий материалистической диалектики;
-Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;
-Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях;
-Положений идеалистической философии, где первичным считается сфера сознания и чувств человека, его отношений, а материальная деятельность вторична (например, экзистенциализм — философская основа личностно-ориентированного образования).
Специальная методология
педагогики ориентирует на учёт:
-Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;
-Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;
-Единства воспитания и самовоспитания личности.
Частная методология педагогики предполагает учёт:
-Закономерностей;
-Принципов;
-Методов обучения и воспитания.
Основные методологические подходы в педагогике:
Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса — педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.
Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность — основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию).
Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность — продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий.
Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься…»).
Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.
Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология — учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством.
Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.
Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.
Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.
Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности.
Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи — профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.
Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:
-Определить её действительные проблемы и способы их разрешения.
-Проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию).
-Реализовать гуманистическую парадигму образования.
-Выявить свою личностную позицию.
Методы педагогических исследований — пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений. Выделяются следующие их особенности:
-Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены; недопустимость риска для здоровья и развития);
-Неповторимость;
-Неоднозначность (т.к. влияют многие причины).
Конечная цель педагогических исследований — установление закономерностей в педагогических процессах.
Принципы выбора методов исследования:
-Принцип адекватности метода существу изучаемого явления;
-Принцип совокупности методов исследования.
Классификация методов исследования:
А)Теоретические методы.
Б)Научно-прикладные методы:
1) Экспериментальные. Педагогический эксперимент — научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Подразделяются:
2)По масштабу:
-глобальный;
-локальный;
-микроэксперимент.
3)По цели:
констатирующий (изучаются существующие педагогические явления);
проверочный уточняющий (проверяется гипотеза);
формирующий — созидательный, преобразующий (в процессе создаются новые педагогические явления).
4)По месту проведения:
естественный;
лабораторный.
В)Эмпирические (проводятся в жизненных условиях) методы:
1)Традиционно-педагогические методы:
-наблюдение — специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Требования: длительность, систематичность, разносторонность, объективность, массовость;
-изучение педагогического опыта — организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах;
-изучение первоисточников;
-изучение школьной документации (классные журналы, книги протоколов собрании и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п.);
-изучение ученического творчества (домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, «продуктов свободного времени», «хобби-занятий» и т.п.);
-беседа;
-интервью — различаются по стандартизованности: стандартизованное, нестандартизованное.
2)Педагогическое тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Например: тесты успеваемости, тесты элементарных умений.
Г)Методы изучения коллективных явлений (социологические):
1)Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых, анкетами.
Различают:
-по анонимности (именные анкеты, анонимные анкеты);
-по открытости (самостоятельный ответ);
-закрытые (выбор из готовых вариантов).
Виды:
-полные;
-урезанные.
Типы:
-пропедевтические;
-контрольные.
2)Метод групповой дифференциации. Позволяет анализировать внутриколлективные отношения, выделять лидеров и изгоев.
3)Статистические методы:
-регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т.п.);
-ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.);
-шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.