Методология и методы педагогических исследований

Методология

система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Общая методология педагогики предполагает учёт:

-Основных положений и принципов материалистической диалектики;

-Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;

-Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества;

-Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку;

-Основных категорий материалистической диалектики;

-Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей;

-Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях;

-Положений идеалистической философии, где первичным считается сфера сознания и чувств человека, его отношений, а материальная деятельность вторична (например, экзистенциализм — философская основа личностно-ориентированного образования).

Специальная методология

педагогики ориентирует на учёт:

-Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;

-Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;

-Единства воспитания и самовоспитания личности.

Частная методология педагогики предполагает учёт:

-Закономерностей;

-Принципов;

-Методов обучения и воспитания.

Основные методологические подходы в педагогике:

Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса — педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.

Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность — основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию).

Полисубъектный (диалогический) подход (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность — продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий.

Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение («скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься…»).

Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

Культурологический подход (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология — учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством.

Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.

Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.

Компетентностный подход (О.Е.Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности.

Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи — профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:

-Определить её действительные проблемы и способы их разрешения.

-Проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию).

-Реализовать гуманистическую парадигму образования.

-Выявить свою личностную позицию.

Методы педагогических исследований — пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений. Выделяются следующие их особенности:

-Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены; недопустимость риска для здоровья и развития);

-Неповторимость;

-Неоднозначность (т.к. влияют многие причины).

Конечная цель педагогических исследований — установление закономерностей в педагогических процессах.

Принципы выбора методов исследования:

-Принцип адекватности метода существу изучаемого явления;

-Принцип совокупности методов исследования.

Классификация методов исследования:

А)Теоретические методы.

Б)Научно-прикладные методы:

1) Экспериментальные. Педагогический эксперимент — научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Подразделяются:

2)По масштабу:

-глобальный;

-локальный;

-микроэксперимент.

3)По цели:

констатирующий (изучаются существующие педагогические явления);

проверочный уточняющий (проверяется гипотеза);

формирующий — созидательный, преобразующий (в процессе создаются новые педагогические явления).

4)По месту проведения:

естественный;

лабораторный.

В)Эмпирические (проводятся в жизненных условиях) методы:

1)Традиционно-педагогические методы:

-наблюдение — специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Требования: длительность, систематичность, разносторонность, объективность, массовость;

-изучение педагогического опыта — организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах;

-изучение первоисточников;

-изучение школьной документации (классные журналы, книги протоколов собрании и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т.п.);

-изучение ученического творчества (домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, «продуктов свободного времени», «хобби-занятий» и т.п.);

-беседа;

-интервью — различаются по стандартизованности: стандартизованное, нестандартизованное.

2)Педагогическое тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Например: тесты успеваемости, тесты элементарных умений.

Г)Методы изучения коллективных явлений (социологические):

1)Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых, анкетами.

Различают:

-по анонимности (именные анкеты, анонимные анкеты);

-по открытости (самостоятельный ответ);

-закрытые (выбор из готовых вариантов).

Виды:

-полные;

-урезанные.

Типы:

-пропедевтические;

-контрольные.

2)Метод групповой дифференциации. Позволяет анализировать внутриколлективные отношения, выделять лидеров и изгоев.

3)Статистические методы:

-регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т.п.);

-ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.);

-шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.

 

Читайте также: