https://electroinfo.net

Кинематометрическая методика Е.П. Ильин

Аппаратура, необходимая для исследования.

Используется кинематометр Жуковского (луч­ше — разборный вариант для удобства транспортировки, рис 3.7).

Основание прибора представляет собой металлический прямоугольнок 10×10 см , к которому крепятся под прямым углом две граненые металлические полосы около 40 см дли­ной. К свободным концам этих полос прикрепляется дуга (из плотной фанеры) со шкалой от 0 до 90 угловых градусов.

На металлической стойке  основания кинематометра по­мещена деревянная платформа , имеющая верхнюю поверхность в виде желоба, с тем что­бы предплечье обследуемого лежало на ней удобнее.

Платформа движется в горизонтальной плоскости, вращаясь на металлической стойке без значительного сопротивления, и переме­щает за собой стрелку прибора , указывающую своим положением на шкале протяжен­ность выполняемого движения.

Крепится стрелка на стойке с помощью диска , а фиксиру­ется к ложу кинематометра двумя металлическими стержнями, ограничивающими стрелку с двух сторон . Убрав левый стержень путем его вывинчивания, можно добиться того, что после каждого движения стрелка будет оставаться на том месте, куда ее привела рука обсле­дуемого.

Это на первых порах облегчает съем показателей обследующему со шкалы

Аппаратура, необходимая для исследования. Используется кинематометр Жуковского (луч¬ше — разборный вариант для удобства транспортировки, рис 3.7). Основание прибора представляет собой металлический прямоугольник 10x10 см (1), к которому крепятся под прямым углом две граненые металлические полосы около 40 см дли¬ной (2). К свободным концам этих полос прикрепляется дуга (из плотной фанеры) со шкалой от 0 до 90 угловых градусов (3). На металлической стойке (4) основания кинематометра по¬мещена деревянная платформа (5), имеющая верхнюю поверхность в виде желоба, с тем что¬бы предплечье обследуемого лежало на ней удобнее. Платформа движется в горизонтальной плоскости, вращаясь на металлической стойке без значительного сопротивления, и переме¬щает за собой стрелку прибора (6), указывающую своим положением на шкале протяжен¬ность выполняемого движения. Крепится стрелка на стойке с помощью диска (7), а фиксиру¬ется к ложу кинематометра двумя металлическими стержнями, ограничивающими стрелку с двух сторон (8). Убрав левый стержень путем его вывинчивания, можно добиться того, что после каждого движения стрелка будет оставаться на том месте, куда ее привела рука обсле¬дуемого. Это на первых порах облегчает съем показателей обследующему со шкалы

кинематометра, но вынуждает возвращать стрелку в исходное положение (на ноль) Ограничители, укрепленные с обеих сторон на полосах основания прибора (9), задерживают движение стрел­ки, а с ней и платформы за пределы шкалы и помогают фиксировать исходное положение руки обследуемого. Учитывая легкость кинематометра и его возможное смещение при дви­жениях обследуемого, он укрепляется к углу стола за металлические полосы двумя струбци­нами

Процедура исследования.

Обследуемый, сидя лицом к столу, помещает предплечье на платформе кинематометра, чтобы воображаемая ось локтевого сустава совпадала с осью вра­щения платформы Высоту стула, на котором сидит обследуемый, необходимо отрегулиро­вать в зависимости от роста (особенно при обследовании низкорослых детей), чтобы поза была удобной для обследуемого. Движения рукой (сгибания в локтевом суставе) выполняются плавно в удобном для человека темпе Ему предварительно дается возможность освоиться с прибором, почувствовать ход платформы, принять удобную позу.

После этого ему объясняет­ся задание. При закрытых глазах обследуемый выбирает малую амплитуду движений (в преде­лах 20-30 угловых градусов) и, сделав сгибание руки на выбранную величину, запоминает ее, не открывая глаз и отводя руку в исходное положение В следующем движении не открывая глаз он должен сделать движение с несколько большей амплитудой, чем при первом (эталон­ном) движении (по инструкции — на 1-2 градуса) и снова вернуть руку в исходное положе­ние.

В третьем движении дается противоположное задание — уменьшить эталонную (выбран­ную) амплитуду на 1-2 градуса Если, например, в первом движении амплитуда равнялась 24 градусам, то во втором надо сделать движение на 25-26 градусов, а в третьем — на 23-22 гра­дуса (в действительности и прибавление амплитуды, и ее уменьшение бывают большими)

На малой амплитуде эта процедура повторяется 4 раза, причем в двух попытках обследуе­мый после выбора амплитуды сначала прибавляет, а потом убавляет ее, а в двух других по­пытках — сначала убавляет, а затем прибавляет амплитуду. Важно, чтобы число тех и других попыток было одинаковым.

Та же процедура повторяется и на больших амплитудах (55-70 угловых градусов). Очень большую амплитуду выбирать не следует, так как при прибавлении обследуемый может пре-

Таблица 3.4 Протокол проведения эксперимента

Выбранная амплитуда

 

Амплитуды при прибавлении и убавлении

 

Разница в градусах

 

Сумма разниц

 

Общая сумма разниц

 

А

 

Б

 

А

 

Б

 

А

 

Б

 

А

 

Б

 

21

 

+ 23

 

-18

 

+ 2

 

-3

 

+ 4

 

-5

 

+4+6= =+10

 

(-5)+(-8)= =-13

 

22

 

+ 24

 

+ 20

 

+ 2

 

-2

 

24

 

-21

 

+ 27

 

-3

 

+ 3

 

-7

 

+ 8

 

20

 

-16

 

+ 25

 

-4

 

+ 5

 

63

 

+ 68

 

-59

 

+ 5

 

-4

 

+ 6

 

-8

 

(-7)+(-11)= =-18

 

+8+4= =+12

 

65

 

+ 66

 

-61

 

+ 1

 

-4

 

62

 

-57

 

+ 64

 

-5

 

+ 2

 

-11

 

+ 4

 

кинематметрическая

 

Рис. 3.8. Схема, показывающая фазность развития следовых процессов

А — изменение величины тормозных реакций после предшествования процесса возбуждения, Б — изме­нение величины возбудительных реакций после предшествования тормозных реакций Столбиками обо­значена величина реакции, кривые линии — изменение во времени нервных процессов (t,-t5) а0 — сле­довое возбуждение, at — исчезновение следов возбуждения, а24 — торможение, развивающееся по ме­ханизму отрицательной индукции, 60 — следовое торможение, 6j — исчезновение следового тормо­жения, 62-64 — возбуждение, развивающееся по типу положительной индукцииРис. 3.8. Схема, показывающая фазность развития следовых процессов А — изменение величины тормозных реакций после предшествования процесса возбуждения, Б — изме¬нение величины возбудительных реакций после предшествования тормозных реакций Столбиками обо¬значена величина реакции, кривые линии — изменение во времени нервных процессов (t,-t5) а0 — сле¬довое возбуждение, at — исчезновение следов возбуждения, а2-а4 — торможение, развивающееся по ме¬ханизму отрицательной индукции, 60 — следовое торможение, 6j — исчезновение следового тормо¬жения, 62-64 — возбуждение, развивающееся по типу положительной индукции

Рис. 3.9. Вид ключа для постановки диагноза о подвижности и инертности нервных процессов

Слева — лицевая сторона (для характеристики процесса возбуждения), справа — оборотная сторона (для характеристики торможения)

Для того чтобы использовать этот ключ, цифрам, представленным нами в примере (общая сумма разниц, отдельно для прибавления на малой и большой амплитуде и для убавления амплитуд), следует дать буквенные обозначения

а,+ 10                       б2-13
б,-18                                       а2+12

Если б, > б2, то у субъекта имеется длительное сохранение процесса возбуждения, если б, < б2, у субъекта процесс возбуждения исчезает быстро

Таким же образом распознается и длительность сохранения процесса торможения, но уже путем сравнения величин при прибавлении амплитуд если а, > а2, у субъекта имеется дли­тельное сохранение процесса торможения, если а, < а2, у субъекта процесс торможения исче­зает быстро В первом случае ставится диагноз «инертность нервного процесса», во втором — «подвижность нервного процесса»

Кроме качественного критерия, описанного выше, можно пользоваться количественным критерием, показывающим степень выраженности данного свойства Он получается путем деления а2 на а, и б2 на б,

Если получаемое отношение меньше 0,80, то субъекта относят к группе с большой инерт­ностью нервного процесса, если отношение находится в диапазоне 0,81-1,20, испытуемого относят к группе со средней степенью инертности, если отношение больше 1,20, то субъекта относят к группе с малой инертностью, тек подвижным

В этом примере у испытуемого имеется большая инертность возбуждения и средняя инерт­ность торможения

Сравнение отношений, полученных отдельно для процессов возбуждения и торможения, дает возможность судить о балансе по подвижности (инертности) возбуждения и торможе­ния В разбираемом случае имеется преобладание подвижности торможения над подвижнос­тью возбуждения

Графический вариант методики.

При отсутствии кинематомера можно использовать гра­фический вариант этой методики. Испытуемому дается задание начертить на миллиметровке с закрытыми глазами маленькую прямую линию. Затем он чертит линии (не открывая глаз) — в одном случае большую, а в другом — меньшую выбранной. Повторив весь этот цикл движе­ний еще раз, он в следующих двух циклах начинает с убавления выбранной малой протяжен­ности линии, а следующим движением увеличивает выбранную амплитуду. Малая амплиту­да при этом должна быть примерно 15-25 мм. То же повторяется на большой амплитуде (70-50 мм).

После выполнения обследуемым задания экспериментатор измеряет протяженность каж­дой линии с точностью до 0,5 мм и делает такие же расчеты, как и при использовании кинема-тометрического варианта методики.

Чтобы избежать движения кисти по дуге при выполнении задания с большими амплиту­дами, целесообразно пользоваться планшеткой с горизонтальной прорезью.

Динамометрический вариант методики.

Используется ручной динамометр. Сначала об­следуемый, не глядя на динамометр, нажимает на него с малым (в пределах 15-20 кг для муж­чин и 10-15 кг — для женщин) усилием и, запомнив его, в следующий попытке старается уве­личить его на 1-2 кг, в третьей попытке — убавить его на ту же величину (после каждого на­жатия на динамометр стрелка его, естественно, должна быть возвращена экспериментатором в исходное положение). Показания динамометра фиксируются в протоколе обследования по приведенной табл. 3.4 с точностью* до 1 кг То же — и на больших усилиях.

Данный вариант методики трудно, а порой и невозможно использовать, если у обследуе­мого (например, ребенка) мышечная сила развита слабо. Тогда при больших усилиях задание может не выполняться из-за того, что при прибавлении ребенок достигнет максимума воз­можностей, а при малых усилиях (5-8 кг) отсутствует дифференцировка усилий.

Все три варианта методики дают сходные диагнозы подвижности—инертности возбужде­ния и торможения, что проверялось нами в специальных экспериментах.

* * *

Стабильность получаемых при диагностике подвижности нервных процессов результа­тов проверялась неоднократно. Даже при грубом делении испытуемых только на «подвиж­ных» и «инертных» (при отсутствии группы со средней степенью подвижности) совпадения диагнозов были в 60-100 % случаев при обследовании каждого человека от 5 до 8 раз с пере­рывами между обследованиями в 1-3 дня. Имеются и многолетние наблюдения, в течение которых диагноз у обследуемых в большинстве измерений оставался одним и тем же. Осо­бенной стабильностью обладает баланс между подвижностью возбуждения и торможения.

При выделении трех зон подвижности (высокой, средней и низкой) расхождения в диаг­нозах становятся еще более редкими, а главное — исчезает повод для недоумения’ сегодня — «подвижный», а завтра — «инертный», какая же это типология? Рассмотрим конкретный слу­чай. В табл. 3.5 приведены данные, полученные на двух субъектах.

Таблица 35 Степень подвижности возбуждения

№п/п

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

Д-е. Б.

 

1,20

 

1,34

 

0,92

 

1,52

 

0,65

 

0,83

 

1,00

 

0,66

 

0,65

 

1,42

 

1,16

 

ср.

 

бол.

 

ср.

 

бол.

 

мал.

 

ср.

 

ср.

 

мал.

 

мал.

 

бол.

 

ср.

 

А-ва Л.

 

0,87

 

0,68

 

0,86

 

0,81

 

0,37

 

0,91

 

0,85

 

0,78

 

0,62

 

0,65

 

0,93

 

ср.

 

мал.

 

ср.

 

ср.

 

мал.

 

ср.

 

ср.

 

мал.

 

мал.

 

мал.

 

ср.

 

Как видно из приведенных данных, у Д-са Б. имеется значительно больший диапазон ко­лебаний степени подвижности — от высокой до низкой, чем у А-вой Л.

У последней степень подвижности тоже колеблется от одного обследования к другому, но эти колебания соответствуют зонам от малой до средней степени, ни разу не перейдя границу зоны высокой подвижности. Отсюда следует вывод, что изменения типа реагирования (типо­логических особенностей) связаны не с исчезновением изучаемого свойства (подвижности), а с колебаниями величины показателя, характеризующего степень проявления этого свойства и с условностью выделения нами зон для постановки диагноза.

Повторю, однако, еще раз: несмотря на имеющиеся колебания степени выраженности свой­ства подвижности наблюдается относительная константность диагнозов.

 

Психология

Информация по теме психология, рефераты на тему, книги по психологии, лекции и статьи.

Читайте также:

Добавить комментарий