Исследование творческого воображения
Содержание статьи
Цель исследования: дать оценку особенностям творческого воображения
Материал и оборудование: бланки с напечатанными на нем тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь. Кроме того, у экспериментатора должны быть стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.
Процедура исследования
Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия — обеспечивающими строгую самостоятельность их работы.
Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем двумя, тремя и четырьмя словами. Бланки могут быть розданы в конвертах или положены на стол обратной стороной, чтобы до инструкции не читались напечатанные на них слова. При тестировании группы даются одинаковые бланки каждому для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 минут составить из трех слов как можно большее количество предложений.
Инструкция испытуемому
«Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу Вам отводится 10 мин. Если все понятно, тогда начинаем».
В процессе исследования экспериментатор фиксирует время и по прошествии 10 минут дает команду: «Стоп! Работу прекратить!».
Обработка и анализ результатов
Показателями творчества в данном исследовании являются:
- величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;
- сумма баллов за все придуманные испытуемым в течение 10 минут предложения.
Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества
Пункт |
Характеристика составленного предложения | Оценка предложения в баллах |
а | В предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации | 6 баллов |
б | В предложении использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации | 5 баллов |
в | В предложении использованы все три слова в обычной комбинации | 4 балла |
г | Заданные три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации | 3 балла |
д | Правильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой в силу чисто словесной связи | 2,5 балла |
е | Правильно использованы только два слова, а третье искусственно введено в предложение | 1 балл |
ж | Задача правильно понята испытуемым, но дает формальное объединение всех трех слов или использует их с искажениями | 0,5 балла |
3 | Предложение представляет собой бессмысленное объединение всех трех слов | 0 баллов |
Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются половиной начального балла.
Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений. Эта оценка не превышает 6 баллов и свидетельствует о развитом творческом подходе или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1 баллов, то это низкий показатель творчества, либо здесь кроется намерение испытуемого действовать аналогично и тем озадачить исследователя.
Второй показатель — это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов только тогда, когда сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того, следовательно, больше продуктивность творческой деятельности.
Примеры заданий
1 задание = 2 слова | 2 задание = 3 слова | 3 задание = 4 слова |
климат, письмо |
крыло, спор, заря
|
прок, змея, навык, Арктика |
зима, смысл |
сапог, днище, пирог
|
ситуация, радиоканал, весы, кнопка |
гора, выключатель |
азимут, соль, лиана
|
асбест, волна, духовность, стол |
ландыш, авантюризм |
винт, каша, красота
|
проза, фанатик, изображение, азимут |