Исследование творческого воображения

Цель исследования: дать оценку особенностям творческого воображения

Материал и оборудование: бланки с напечатанными на нем тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь. Кроме того, у экспериментатора должны быть стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия — обеспечивающими строгую самостоятельность их работы.

Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем двумя, тремя и четырьмя словами. Бланки могут быть розданы в конвертах или положены на стол обратной стороной, чтобы до инструкции не читались напечатанные на них слова. При тестиро­вании группы даются одинаковые бланки каждому для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 минут составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Инструкция испытуемому

«Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу Вам отводится 10 мин. Если все понятно, тогда начинаем».

В процессе исследования экспериментатор фиксирует время и по прошествии 10 минут дает команду: «Стоп! Работу прекратить!».

Обработка и анализ результатов

Показателями творчества в данном исследовании являются:

  • величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;
  • сумма баллов за все придуманные испытуемым в течение 10 минут предложения.

Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества

Пункт

                            Характеристика составленного предложения Оценка предложения в баллах
а В предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации 6 баллов
б В предложении использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации 5 баллов
в В предложении использованы все три слова в обычной комбинации 4 балла
г Заданные три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации 3 балла
д Правильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой в силу чисто словесной связи 2,5 балла
е Правильно использованы только два слова, а третье искусственно введено в предложение 1 балл
ж Задача правильно понята испытуемым, но дает формальное объединение всех трех слов или использует их с искажениями 0,5 балла
3 Предложение представляет собой бессмысленное объединение всех трех слов 0 баллов

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются половиной начального балла.

Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений. Эта оценка не превышает 6 баллов и свидетельствует о развитом творческом подходе или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1 баллов, то это низкий показатель творчества, либо здесь кроется намерение испытуемого действовать аналогично и тем озадачить исследователя.

Второй показатель — это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов только тогда, когда сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того, следовательно, больше продуктивность творческой деятельности.

Примеры заданий

1 задание = 2 слова 2 задание = 3 слова 3 задание = 4 слова
климат, письмо

крыло, спор, заря

 

прок, змея, навык, Арктика
зима, смысл

сапог, днище, пирог

 

ситуация, радиоканал, весы, кнопка
гора, выключатель

азимут, соль, лиана

 

асбест, волна, духовность, стол
ландыш, авантюризм

винт, каша, красота

 

проза, фанатик, изображение, азимут

 

Читайте также: