Кинематометрическая методика Е.П. Ильин
Содержание статьи
Аппаратура, необходимая для исследования.
Используется кинематометр Жуковского (лучше — разборный вариант для удобства транспортировки, рис 3.7).
Основание прибора представляет собой металлический прямоугольнок 10×10 см , к которому крепятся под прямым углом две граненые металлические полосы около 40 см длиной. К свободным концам этих полос прикрепляется дуга (из плотной фанеры) со шкалой от 0 до 90 угловых градусов.
На металлической стойке основания кинематометра помещена деревянная платформа , имеющая верхнюю поверхность в виде желоба, с тем чтобы предплечье обследуемого лежало на ней удобнее.
Платформа движется в горизонтальной плоскости, вращаясь на металлической стойке без значительного сопротивления, и перемещает за собой стрелку прибора , указывающую своим положением на шкале протяженность выполняемого движения.
Крепится стрелка на стойке с помощью диска , а фиксируется к ложу кинематометра двумя металлическими стержнями, ограничивающими стрелку с двух сторон . Убрав левый стержень путем его вывинчивания, можно добиться того, что после каждого движения стрелка будет оставаться на том месте, куда ее привела рука обследуемого.
Это на первых порах облегчает съем показателей обследующему со шкалы
кинематометра, но вынуждает возвращать стрелку в исходное положение (на ноль) Ограничители, укрепленные с обеих сторон на полосах основания прибора (9), задерживают движение стрелки, а с ней и платформы за пределы шкалы и помогают фиксировать исходное положение руки обследуемого. Учитывая легкость кинематометра и его возможное смещение при движениях обследуемого, он укрепляется к углу стола за металлические полосы двумя струбцинами
Процедура исследования.
Обследуемый, сидя лицом к столу, помещает предплечье на платформе кинематометра, чтобы воображаемая ось локтевого сустава совпадала с осью вращения платформы Высоту стула, на котором сидит обследуемый, необходимо отрегулировать в зависимости от роста (особенно при обследовании низкорослых детей), чтобы поза была удобной для обследуемого. Движения рукой (сгибания в локтевом суставе) выполняются плавно в удобном для человека темпе Ему предварительно дается возможность освоиться с прибором, почувствовать ход платформы, принять удобную позу.
После этого ему объясняется задание. При закрытых глазах обследуемый выбирает малую амплитуду движений (в пределах 20-30 угловых градусов) и, сделав сгибание руки на выбранную величину, запоминает ее, не открывая глаз и отводя руку в исходное положение В следующем движении не открывая глаз он должен сделать движение с несколько большей амплитудой, чем при первом (эталонном) движении (по инструкции — на 1-2 градуса) и снова вернуть руку в исходное положение.
В третьем движении дается противоположное задание — уменьшить эталонную (выбранную) амплитуду на 1-2 градуса Если, например, в первом движении амплитуда равнялась 24 градусам, то во втором надо сделать движение на 25-26 градусов, а в третьем — на 23-22 градуса (в действительности и прибавление амплитуды, и ее уменьшение бывают большими)
На малой амплитуде эта процедура повторяется 4 раза, причем в двух попытках обследуемый после выбора амплитуды сначала прибавляет, а потом убавляет ее, а в двух других попытках — сначала убавляет, а затем прибавляет амплитуду. Важно, чтобы число тех и других попыток было одинаковым.
Та же процедура повторяется и на больших амплитудах (55-70 угловых градусов). Очень большую амплитуду выбирать не следует, так как при прибавлении обследуемый может пре-
Таблица 3.4 Протокол проведения эксперимента
Выбранная амплитуда
|
Амплитуды при прибавлении и убавлении
|
Разница в градусах
|
Сумма разниц
|
Общая сумма разниц
|
||||
А
|
Б
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
А
|
Б
|
|
21
|
+ 23
|
-18
|
+ 2
|
-3
|
+ 4
|
-5
|
+4+6= =+10
|
(-5)+(-8)= =-13
|
22
|
+ 24
|
+ 20
|
+ 2
|
-2
|
||||
24
|
-21
|
+ 27
|
-3
|
+ 3
|
-7
|
+ 8
|
||
20
|
-16
|
+ 25
|
-4
|
+ 5
|
||||
63
|
+ 68
|
-59
|
+ 5
|
-4
|
+ 6
|
-8
|
(-7)+(-11)= =-18
|
+8+4= =+12
|
65
|
+ 66
|
-61
|
+ 1
|
-4
|
||||
62
|
-57
|
+ 64
|
-5
|
+ 2
|
-11
|
+ 4
|
Рис. 3.8. Схема, показывающая фазность развития следовых процессов
А — изменение величины тормозных реакций после предшествования процесса возбуждения, Б — изменение величины возбудительных реакций после предшествования тормозных реакций Столбиками обозначена величина реакции, кривые линии — изменение во времени нервных процессов (t,-t5) а0 — следовое возбуждение, at — исчезновение следов возбуждения, а2-а4 — торможение, развивающееся по механизму отрицательной индукции, 60 — следовое торможение, 6j — исчезновение следового торможения, 62-64 — возбуждение, развивающееся по типу положительной индукции
Рис. 3.9. Вид ключа для постановки диагноза о подвижности и инертности нервных процессов
Слева — лицевая сторона (для характеристики процесса возбуждения), справа — оборотная сторона (для характеристики торможения)
Для того чтобы использовать этот ключ, цифрам, представленным нами в примере (общая сумма разниц, отдельно для прибавления на малой и большой амплитуде и для убавления амплитуд), следует дать буквенные обозначения
а,+ 10 б2-13
б,-18 а2+12
Если б, > б2, то у субъекта имеется длительное сохранение процесса возбуждения, если б, < б2, у субъекта процесс возбуждения исчезает быстро
Таким же образом распознается и длительность сохранения процесса торможения, но уже путем сравнения величин при прибавлении амплитуд если а, > а2, у субъекта имеется длительное сохранение процесса торможения, если а, < а2, у субъекта процесс торможения исчезает быстро В первом случае ставится диагноз «инертность нервного процесса», во втором — «подвижность нервного процесса»
Кроме качественного критерия, описанного выше, можно пользоваться количественным критерием, показывающим степень выраженности данного свойства Он получается путем деления а2 на а, и б2 на б,
Если получаемое отношение меньше 0,80, то субъекта относят к группе с большой инертностью нервного процесса, если отношение находится в диапазоне 0,81-1,20, испытуемого относят к группе со средней степенью инертности, если отношение больше 1,20, то субъекта относят к группе с малой инертностью, тек подвижным
В этом примере у испытуемого имеется большая инертность возбуждения и средняя инертность торможения
Сравнение отношений, полученных отдельно для процессов возбуждения и торможения, дает возможность судить о балансе по подвижности (инертности) возбуждения и торможения В разбираемом случае имеется преобладание подвижности торможения над подвижностью возбуждения
Графический вариант методики.
При отсутствии кинематомера можно использовать графический вариант этой методики. Испытуемому дается задание начертить на миллиметровке с закрытыми глазами маленькую прямую линию. Затем он чертит линии (не открывая глаз) — в одном случае большую, а в другом — меньшую выбранной. Повторив весь этот цикл движений еще раз, он в следующих двух циклах начинает с убавления выбранной малой протяженности линии, а следующим движением увеличивает выбранную амплитуду. Малая амплитуда при этом должна быть примерно 15-25 мм. То же повторяется на большой амплитуде (70-50 мм).
После выполнения обследуемым задания экспериментатор измеряет протяженность каждой линии с точностью до 0,5 мм и делает такие же расчеты, как и при использовании кинема-тометрического варианта методики.
Чтобы избежать движения кисти по дуге при выполнении задания с большими амплитудами, целесообразно пользоваться планшеткой с горизонтальной прорезью.
Динамометрический вариант методики.
Используется ручной динамометр. Сначала обследуемый, не глядя на динамометр, нажимает на него с малым (в пределах 15-20 кг для мужчин и 10-15 кг — для женщин) усилием и, запомнив его, в следующий попытке старается увеличить его на 1-2 кг, в третьей попытке — убавить его на ту же величину (после каждого нажатия на динамометр стрелка его, естественно, должна быть возвращена экспериментатором в исходное положение). Показания динамометра фиксируются в протоколе обследования по приведенной табл. 3.4 с точностью* до 1 кг То же — и на больших усилиях.
Данный вариант методики трудно, а порой и невозможно использовать, если у обследуемого (например, ребенка) мышечная сила развита слабо. Тогда при больших усилиях задание может не выполняться из-за того, что при прибавлении ребенок достигнет максимума возможностей, а при малых усилиях (5-8 кг) отсутствует дифференцировка усилий.
Все три варианта методики дают сходные диагнозы подвижности—инертности возбуждения и торможения, что проверялось нами в специальных экспериментах.
* * *
Стабильность получаемых при диагностике подвижности нервных процессов результатов проверялась неоднократно. Даже при грубом делении испытуемых только на «подвижных» и «инертных» (при отсутствии группы со средней степенью подвижности) совпадения диагнозов были в 60-100 % случаев при обследовании каждого человека от 5 до 8 раз с перерывами между обследованиями в 1-3 дня. Имеются и многолетние наблюдения, в течение которых диагноз у обследуемых в большинстве измерений оставался одним и тем же. Особенной стабильностью обладает баланс между подвижностью возбуждения и торможения.
При выделении трех зон подвижности (высокой, средней и низкой) расхождения в диагнозах становятся еще более редкими, а главное — исчезает повод для недоумения’ сегодня — «подвижный», а завтра — «инертный», какая же это типология? Рассмотрим конкретный случай. В табл. 3.5 приведены данные, полученные на двух субъектах.
Таблица 35 Степень подвижности возбуждения
№п/п
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Д-е. Б.
|
1,20
|
1,34
|
0,92
|
1,52
|
0,65
|
0,83
|
1,00
|
0,66
|
0,65
|
1,42
|
1,16
|
ср.
|
бол.
|
ср.
|
бол.
|
мал.
|
ср.
|
ср.
|
мал.
|
мал.
|
бол.
|
ср.
|
|
А-ва Л.
|
0,87
|
0,68
|
0,86
|
0,81
|
0,37
|
0,91
|
0,85
|
0,78
|
0,62
|
0,65
|
0,93
|
ср.
|
мал.
|
ср.
|
ср.
|
мал.
|
ср.
|
ср.
|
мал.
|
мал.
|
мал.
|
ср.
|
Как видно из приведенных данных, у Д-са Б. имеется значительно больший диапазон колебаний степени подвижности — от высокой до низкой, чем у А-вой Л.
У последней степень подвижности тоже колеблется от одного обследования к другому, но эти колебания соответствуют зонам от малой до средней степени, ни разу не перейдя границу зоны высокой подвижности. Отсюда следует вывод, что изменения типа реагирования (типологических особенностей) связаны не с исчезновением изучаемого свойства (подвижности), а с колебаниями величины показателя, характеризующего степень проявления этого свойства и с условностью выделения нами зон для постановки диагноза.
Повторю, однако, еще раз: несмотря на имеющиеся колебания степени выраженности свойства подвижности наблюдается относительная константность диагнозов.