Исторические аспекты становления представлений о способностях
Содержание статьи
-
1 Понятие о способностях в науку ввел известный античный мыслитель Платон (428-348 гг. до н. э.).
- 1.1 Значительно позднее та же идея развита в книге испанского врача Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам» (1575),
- 1.2 Английский философ-материалист Фрэнсис Бэкон (1561-1626),
- 1.3 Отстаивал приоритет воспитания, игнорируя врожденные склонности, английский философ Томас Гоббс (1588-1679).
- 1.4 Похожие статьи:
Понятие о способностях в науку ввел известный античный мыслитель Платон (428-348 гг. до н. э.).
Он отмечал, что «не все люди равно способны к одним и тем же обязанностям; потому что люди, по своим способностям, весьма различны: одни рождены для управления, другие — для вспомоществования, а иные — для земледелия и ремесленничества».
Именно от Платона идет представление о врожденном неравенстве людей по способностям, согласно его мнению, человеческая природа не может одновременно хорошо делать два искусства или две науки.
Значительно позднее та же идея развита в книге испанского врача Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам» (1575),
которая, несмотря на то, что была запрещена Ватиканом и инквизицией, была впоследствии переведена на все европейские языки. X. Уарте, подчеркивая врожденный характер дарований, писал: «…пусть плотник не занимается земледелием, а ткач — архитектурой; пусть юрист не занимается лечением, а медик адвокатским делом; но пусть каждый занимается только тем искусством, к которому он имеет природный дар, и откажется от всех остальных…»
Английский философ-материалист Фрэнсис Бэкон (1561-1626),
признавая природную одаренность, отмечал, что для ее развития нужны соответствующие условия. Он писал: «Природа в человеке часто бывает сокрыта, иногда подавлена, но редко истреблена… Счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями».
В своих воззрениях он утверждал, что врожденные дарования подобны растениям и нуждаются в выращивании с помощью занятий наукой. Тем самым он признавал роль воспитания в развитии и «исправлении» способностей.
Отстаивал приоритет воспитания, игнорируя врожденные склонности, английский философ Томас Гоббс (1588-1679).
Он делил способности на физические и умственные, и считал при этом, что природа в отношении этих способностей создала людей равными. Резко критиковал идею о врожденности способностей и другой английский философ Джон Локк (1632-1704).
Таким образом, проявились две противоположные тенденции в понимании природы способностей: способности как спонтанная, врожденная активность души и способности как результат соответствующего воспитания.
Новый этап изучения способностей начинается во второй половине XIX века,
когда появилось новые методы оценки способностей: измерение чувствительности, времени реакций, психологическое тестирование и др.
В результате формировалось новое научное направление — психология индивидуальных различий, в котором исследуется как роль наследственных способностей, так и значение факторов влияния социальной среды.
Английский ученый Фрэнсис Гальтон, начиная с 1869 года, публикует серию работ,
в которых доказывает наследственную передачу способностей от родителей к детям. Первая книга называлась «Наследственный гений: его законы и последствия». На основании изучения родословных талантливых людей (генеалогический метод) он приходит к выводу о связи способностей с наследственностью, а также предлагает путем специального подбора супружеских пар улучшать интеллектуальные способности населения. В 1883 году его идея получает название евгеники.
В этом же году Ф. Гальтон публикует еще одну книгу «Исследование способностей человека и их развитие». Она считается первым научным трудом по индивидуальным различиям. Помимо генеалогического метода, он впервые предложил метод оценки влияния среды при изучении монозиготных и дизиготных близнецов, который подробно изложен в курсе психогенетики. В дальнейшем исследования роли наследственности с использованием разработанных Ф. Гальтоном методов были продолжены в рамках психогенетики с применением специальной статистической обработки.
Специальные сложные тесты для изучения уровня развития интеллекта предложил в начале XX века французский ученый Альфред Бине (1910). Он и его сотрудники, измеряли уровень развития психических процессов: памяти, внимания, воображения и т.д.
Основываясь на разработанной ранее А.Бине батарее тестов, немецкий исследователь Вильям Штерн предложил
определять индекс интеллекта — IQ. В своей работе «О психологии индивидуальных различий» (1900) он впервые ввел название дифференциальная психология: В.Штерн различал два вида одаренности — реактивную и спонтанную.
Согласно его концепции дети, обладающие реактивной одаренностью, нуждаются каждый раз в стимуляции извне, и им большей степени присуща практическая деятельность, тогда как обладающие спонтанной одаренностью более склонны к интеллектуальной, теоретической деятельности.
Реактивная одаренность, по Штерну, стоит ниже спонтанной, теоретической, так как она имеется у животных, дикарей и маленьких детей; спонтанная же одаренность присуща только человеку и притом на высших ступенях развития. В этих представлениях сказывается своеобразное понимание автором одаренности, которая характеризует не только индивидуальные различия, но и филогенетические различия в развитии живых существ.
В понимании В. Штерном в одаренности проявляется конвергенция (схождение, сближение) внутреннего фактора или задатков с внешними факторами: обучением и средой. Задатки он понимал как «еще точно не очерченную возможность» деятельности, с широким простором для развертывания. Под влиянием возрастного развития и внешних условий задаток превращается в свойство, которое является результатом взаимодействия внешних и внутренних условий.
Другой немецкий психолог и педагог Эрнст Мейман (1917) считал,
что внешние условия лишь усиливают или ослабляют развитие наследственных задатков.
Примерно в тот же период английский психолог Ч. Спирмен (1904) применил метод
корреляции тестовых испытаний с целью выделения «общего фактора одаренности». Позднее американский психолог Л. Тэрстон (1938), развив идеи Спирмена и использовав метод «мультифакторного анализа», расщепил «общий фактор» на 9 факторов, а в 1950-х годах эти факторы стали выделять уже десятками. Выявление основных факторов, определяющих способности, продолжается и в настоящее время.