Авторитет
Содержание статьи
АВТОРИТЕТ — а) социальный механизм общественных отношений;
б) социально-психологический феномен, являющийся следствием межличностных отношений. Объективным основанием авторитета выступают результаты и последствия деятельности. Субъективное основание авторитета зависит от восприятия субъектом объективных требований и норм, от его поведения, осознания им своей социальной роли, долга, компетентности. В субъективное основание авторитета входит, прежде всего, сознательность, по которой определяется конкретная мера социального вклада носителя авторитета. Степень авторитетности формируется путем перерастания теоретического сознания в творческо — преобразовательную деятельность, где определяется и признается авторитет как таковой.
Функционируя в социальной организации, авторитет представляет собой двуединый процесс «влияние—подчинение».
Качественная характеристика влияния авторитета предполагает анализ в двух социальных направлениях:
духовно-идеологическом (неовеществленное влияние) и материально выраженном (овеществленное влияние, воплощенное в законе, власти, норме). Степень подчинения авторитетному влиянию всегда относительна. Авторитет как проявление двуединого процесса «влияние—подчинение» выступает и как разновидность социальных отношений. Степень авторитетности субъекта авторитета находится в прямой зависимости от отражения им в своей теоретической и практической деятельности социальных интересов общества. Эта зависимость лежит в основе противоречий авторитета как социального явления. Объективная общность интересов предполагает социально-классовый, уровневый подход к авторитету, выраженный его внутренним и внешним содержанием.
Внешнее и внутреннее содержание авторитета обосновывает уровни его проявления,
среди которых обычно выделяют следующие: личностный (конкретно представляемый, личный); ассоциативный (группа, объединение, имеющие одну определенную социально-деятельностную ориентацию); межассоциативный (различные организации, союзы); фортационный (общественно-экономическая система); цивилизованный (ценности, социально-политические, духовно-идеологические и другие признаки). Критерием авторитета личности выступает соответствие ее социального поведения и общественно-полезного труда «социальным заказам» общества. Важными его компонентами являются также социальная активность личности, ее социально-политические, нравственные качества, социальный статус и т.д.
С авторитетом личности граничат такие понятия, как авторитет должности и престиж.
Должностной авторитет (формальный) — это авторитет определенного социального статуса
(см. Статус социально-психологический), социальной позиции, социально-ролевой установки и т.д. Он выступает потенциальной основой для личностного авторитета. Можно выделить внутреннюю структуру авторитета должности: это авторитет должностного лица в оценках вышестоящих уровней управления и авторитет среди подчиненных. Активную роль в осуществлении авторитета личности играет постоянно действующая система «авторитет—престиж». Авторитет и престиж это не синонимы, хотя можно выявить между ними и прямые связи.
Престиж более символичен, чем материален, он выступает только как рабочая функция в механизме авторитетных отношений. Объект авторитета неразрывно связан с его субъектом и непосредственно зависит от взаимодействия с ним. В качестве него выступают общественные отношения, социальные общности людей и даже конкретный человек как сущностное выражение всех этих отношений и общностей. Общественную верификацию степени авторитетности определенного лица осуществляет общественное мнение.
Значение оценок авторитета субъекта его объектом во многом определяется социально-политической атмосферой общественно-экономической формации, в которой происходит эта оценка. Такие демократические механизмы, как гласность, политический плюрализм, конструктивная самокритика, обусловливают процесс понимания, стимулируют познавательную активность объекта. Они являются предпосылкой объективной оценки субъекта авторитета. Также среди признаков авторитета как социального механизма можно выделить: наличие в нем множество элементов; подвижность структуры; организацию элементов в систему; процесс преобразования абстрактно-потенциальных возможностей субъекта в творческо-преобразовательную деятельность; регулятивная способность совокупного воздействия элементов субъекта на социальный объект; зависимость авторитета и его управляемость в социальной организации; зависимость эффективности действия этого механизма от его соответствия объективным законам общественного развития.
Являясь объективной потребностью функционирования общества,
авторитет как социальный механизм присутствует во всех общественно-экономических формациях. В связи с этим различают исторические типы авторитета, каждый из которых соответствует определенной формации: общественно-родовой (неофициальный); государственный (официальный). Проявление авторитета в главнейших сферах общественной жизни соответствует его видам. Обычно выделяют экономический, производственный, политический, моральный, нравственный, идеологический, религиозный, творческий, научный, педагогический, семейный, родительский, общественный, социальный и другие виды авторитета. Каждый из ни связан как с той или иной общностью, так и с определенной сферой социальной жизни и будет проявляться где-то на пересечении целой системы социальных связей.