Характеристика функционально-генетического подхода к пониманию способностей
Содержание статьи
- 1 Особенностью этого подхода является рассмотрение структуры способностей с позиции функции и функциональной системы,
Особенностью этого подхода является рассмотрение структуры способностей с позиции функции и функциональной системы,
а возникновения или генезиса способностей — с позиции генетической теории.
Особенностью функционально-генетического подхода к способностям является
признание их генетической обусловленности, врожденности. Это направление также развивалось в нашей стране в основном работами Е. П. Ильина (1981, 1987 гг.), В. Д. Шадрикова (1982, 1983,1996 гг.) и др.
До недавнего времени проблема способностей рассматривалась в основном психологами.
Исследования в области психофизиологии показали связь психических процессов с работой ЦНС, что позволило рассматривать способности как психофизиологическую проблему с привлечением представления о строении функциональной системы, разработанную П.К.Анохиным.
Можно выделять перцептивные (чувствительные), мнемические (формирование памяти), интеллектуальные, двигательные функции, каждая из которых характеризуется определенными свойствами (качественными сторонами).
Например, внимание характеризуется интенсивностью, устойчивостью, переключением и прочими свойствами, движение — силой, быстротой, точностью и т. д. Когда говорят о способностях с позиции функционально-генетического подхода, то имеют в виду именно различия в степени проявления этих свойств (качественных сторон функции) у разных людей.
В.Д. Шадриков рассматривает способности как индивидуальные качества,
включенные в систему деятельности, и понимает под ними качества психических процессов и качества моторики. При таком подходе психическая функция в определенном качественном выражении и выступает в роли способностей.
При этом В.Д. Шадриков подчеркивает, что функция понимается им как работа целостной функциональной системы.
В связи с этим он считает, что способности можно определить как характеристики продуктивности функциональных систем, реализующих тот или иной психический процесс (восприятие, память, мышление и т. д.). Это определение он относит и к двигательным (психомоторным) способностям.
Под задатками В.Д. Шадриков понимает свойства элементов,
образующих функциональную систему и влияющих на эффективность ее функционирования. Он говорит о нейронах и нейронных цепях как о специальных задатках, а типологические особенности свойств нервной системы и соотношения между полушариями головного мозга относит к общим задаткам. При таком подходе, считает В.Д. Шадриков, задатки формируются в способности.
По его представлениям, способности и задатки являются свойствами: первые — функциональных систем психических процессов, вторые — компонентов этой системы. Поэтому, по В.Д. Шадрикову, способности как свойства функциональных систем являются системными качествами.
Согласно функционально-генетическому подходу способности понимаются как целостное интегральное психофизиологическое образование.
Нет жесткой привязки способностей к деятельности, т.к. они могут проявляться и развиваться при любом виде активности. Одна и та же способность может развиваться в различных сферах и видах деятельности.
Признание врожденности и генотипической природы способностей не означает фатальной предопределенности профессиональных успехов или неуспехов человека. Способности составляют только часть возможностей человека, а успех определяется волевыми качествами, мотивацией, социальной средой.