Алгоритм психологического обеспечения вывода организации из кризиса при сохранении руководителя
Содержание статьи
-
1 Он связан с сохранением в качестве кризисного менеджера директора
- 1.1 Алгоритм психологического обеспечения антикризисной деятельности в данной ситуации
- 1.2 В современной психологии и социологии разработано множество имиджевых моделей лидеров
- 1.3 Похожие статьи:
- 1.4 Рассказать друзьям :
Он связан с сохранением в качестве кризисного менеджера директора
занимавшего этот пост и ранее — в момент попадания фирмы в кризис. Подобный вариант развития событий реален и достаточно распространен в случае, если директором является, например, кто-либо из учредителей организации или их представителей. В данной ситуации директор, как правило, позиционирует себя в качестве не только бизнесмена, но и эффективного менеджера, способного справиться с кризисной ситуацией.
Алгоритм психологического обеспечения антикризисной деятельности в данной ситуации
помимо разработки Программы психологического сопровождения вывода компании из кризиса, предполагает предварительное решение двух взаимосвязанных задач:
- избавление действующего руководителя от имиджа «неудачника»;
- и создание противоположного имиджа – яркого и эффективного менеджера, способного вывести фирму из кризиса.
Один из способов решения подобных задач — мифологизация биографии лидера организации и менеджеров – членов его команды. Мифологизация биографии предполагает реализацию следующих этапов: рождение будущего героя – инициация; завязка – почему отправился в путь; беда и противостояние – снаряжение героя в путь; получение волшебного средства – палочки-выручалочки; встреча с препятствием – проверка личности на прочность.
Технология имиджевой коррекции биографии не допускает ни грамма отступления от истинной биографии, искажения и перевирания, но предполагает приукрашивание каждого биографического факта. Осуществляется мифологизация самого акта рождения, членов семьи, акта крещения, обучения в школе, школьного окружения и школьных друзей, учителей, далее — супруги (а), детей, отношения к семье, отношения к животным и т.д. Примером реализации подобной технологии может послужить автобиографическая повесть Б.Н. Ельцина «Исповедь на заданную тему».
В современной психологии и социологии разработано множество имиджевых моделей лидеров
«хозяйственника», «консолидатора», «новатора-экспериментатора», «вдохновителя» и др. Имидж антикризисного менеджера имеет вполне определенные поведенческие характеристики, отраженные в табл. 11 в их сопоставлении с другими имиджевыми поведенческими моделями.
Таблица 1
Имиджевые модели | |||||
Хозяйственник | Консолидатор | Новатор –экспериментатор (реформатор) | Антикризисный менеджер | Вдохновитель | |
Ядро имиджа | |||||
производит | объединяет | генерирует новые идеи | выводит из кризиса организацию и ее подразделения | мобилизует | |
Стратегии поведения в рамках модели | |||||
1 | наведение порядка | создание новых подразделений и общественных организаций | актуализация старых идей на новом этапе | создание стратегии мобилизации ресурсов | отбор и внедрение ценностных ориентаций |
2 | организация дела | посредничество — примирение врагов | внедрение новых технологий | формирование команды с распределением ответственности за каждое направление | разработка миссии и стратегии развития |
3 | планирование, преимущественно краткосрочное | объединение в команду несовместимых людей | экспериментальная проверка выдвигаемых гипотез | разработка плана стратегии под лидера и планов работы каждого направления, согласование действий кураторов направлений с целями и задачами стратегии |
обеспечивает интериоризацию каждым сотрудникам ценностных ориентаций, миссий и стратегий развития компании |
4 | стимулирование (наказание бездельников, поощрение усердных) | позиция «над » ситуацией (неприятие ни одной из сторон) | генерирование новых идей и их реализация | изыскание внутренних финансовых ресурсов для реализации этапов стратегии защиты от внешних угроз | выбирает, разрабатывает и внедряет корпоративную культуру компании |
5 | контроль | работа над реализацией ожиданий всех категорий персонала и стремление к разрешению возникших проблем. | формирование научно исследовательских групп | формирование команд, ответственных за каждое направление | определение преобладающих стилей управления |
6 | коррекция | аргументация необходимости общественного единства | изыскание денег на научные проекты | обеспечение связи куратора каждого направления с представителями законодательной и исполнительной власти | поощрение |
7 | получение собственных наград публично | стремление получить поддержку в органах власти или аппарате управления | обобщение и обмен научными идеями с другими новаторами | защита от недобросовестной конкуренции | формирование положительных традиций, их внедрению в социальную психологию коллектива |
8 | поиск возможностей для реализации новаторских идей (во вне и внутри организации) | поиск секторов рынка для сбыта своих товаров или услуг | формирование адекватного общественного мнения и управление им | ||
9 | проверка возможности реализации старых забытых идей | поиск дополнительного финансирования из внешних источников | формирование адекватного общественного мнения и управление им | ||
10 | поиск партнеров, работающих на данном направлении деятельности. в интересах взаимовыгодного сотрудничества | поддержка позитивных общественных настроений |
Имея в виду социальные функции антикризисного менеджера
специфику данной компании, особенности предстоящих задач, создатели обновленного имиджа представляют:
— окружение главного героя – его врагов, «запретителей», помощников, исполнителей, способы и механизмы их взаимодействия с лидером;
— деятельность первого лица — что он делает и что делает при этом его окружение по выводу организации из кризиса;
— способности и возможности первого руководителя. Они должны не только обеспечивать решение антикризисных задач, но и прямо вытекать из этих задач и социальных ожиданий сотрудников;
— мотивация деятельности сводится к демонстрации стремления разрешить проблему преодоления кризиса и удовлетворить социальные ожидания персонала;
— ценности, доминирующие в личностной иерархии руководителя должны соответствовать социальным ожиданиям;
— миссия антикризисного руководителя в его имидже сопрягается с миссией компании.
Совокупность элементов, составляющих в своей целостности имидж руководителя
ее иерархичность показана на схеме 1.
Схема 1.
Многофакторный характер процесса создания имиджа, характер взаимодействия этих факторов
позволяющий определить этапность действий при его создании, представлены на схеме 2.
Схема 2.
После решения задачи обновления (изменения) имиджа руководителя алгоритм действий по психологическому обеспечению вывода компании из кризиса в целом совпадает с деятельностью по первому сценарию.
Современная социальная действительность характеризуется
все более усиливающейся психологизацией общественных отношений. Речь идет о нарастающем воздействии на динамику социума факторов психологического характера, а также широком распространении и активизации деятельности психологических служб, практических психологов в структуре самых разнообразных организаций – от экономических, производственных до культурных, образовательных. Подобная деятельность значима в стабильных социальных и экономических условиях, и уж тем более необходима при выводе организации из кризиса.